• Журнал
  • Главное
Главное

Мария Яковлева

Первая российская балерина, которую прямо со сцены Мариинского театра пригласили танцевать в Венской государственной опере, осуществила свою мечту – исполнила партию Татьяны в премьерной постановке «Евгения Онегина».

Вы уже больше десяти лет солируете в Вене. С каким чувством вспоминаете работу в Мариинке?


Этот год, сразу после окончания Академии русского балета имени Вагановой, навсегда остался в моей памяти. Танцевать на сцене Мариинского театра – цель для каждого выпускника Академии. Это огромная школа жизни: ты приходишь ребенком, но уже за год становишься взрослым человеком, потому что никто не дает тебе поблажек. Тебя тут же занимают во всех спектаклях в кордебалете. Надо понимать, что в труппу ежегодно берут самых лучших выпускников. Поэтому, если за год ты не сможешь показать себя и добиться пусть маленьких, но сольных ролей, то в принципе можно забыть о карьере солиста. Школа кордебалета Мариинского театра – дисциплина и умение «влететь» в любую роль без дополнительных репетиций – это подспорье на всю профессиональную жизнь.


В Петербурге вы были на одной сцене с одногруппниками. В Вене – совершенно новый коллектив. Тяжело было стать его частью?


Нет, мы все были новенькими: несколько русских девочек, которые жили и учились в Австрии, еще двое – из Казахстана и Белоруссии. Поэтому найти общий язык мы нашли быстро. Атмосфера на удивление была очень хорошая, мы искренно поддерживали друг друга.


Что-то изменилось в характере, когда вы стали солисткой Венского балета?


Думаю, главная перемена – уверенность в себе. Кордебалет – это отличная практика, но ты не на виду, ты среди других артистов, а потому небольшие оплошности просто незаметны. Мне же в девятнадцать лет нужно было танцевать ведущую и технически сложную партию в балете «Дама с камелиями» - Манон Леско. Ситуацию осложняло то, что в премьере ее танцевала Полина Семенова, на тот момент – звезда европейского балета. Я же вошла во второй состав. Первый сольный выход на большую сцену - настоящее испытание нервов и самообладания, как будто внезапно в холодную воду опустили. Ведь на тебя смотрит не только труппа и художественный руководитель, но и зрители, педагоги, критики.


Играя эмоционально сильные роли, артист растет над собой

 

Внимание критиков к артистам в Австрии такое же пристальное, как и в России?


В России публика и критики на много искушеннее в балете, поскольку это национальное искусство для нас. В Австрии упор делается на музыку и оперу. Другой вопрос, что с приходом нового художественного руководителя театра Доминика Мейера и балетного директора Мануэля Легри ситуация в корне изменилась. Поскольку сам интендант любит балет и его жена – бывшая балерина, за последние семь лет вырос уровень труппы, а в репертуаре – сложнейшие классические и современные постановки. Теперь артисты стремятся попасть к нам.


Буквально три недели назад состоялась премьера балета «Евгений Онегин». Какую партию вы исполняете?


Мне посчастливилось стать Татьяной. Когда я еще училась в Академии, мы разбирали эту постановку на занятиях по истории балета. Тогда меня привлекала партия Ольги. Буквально через полгода, после переезда в Вену, в театре ставили «Онегина» и мне дали именно эту партию. Я была на седьмом небе от счастья. Но, когда увидела исполнение роли Татьяны вживую, на меня она произвела неизгладимое впечатление и стала моей мечтой. Получить ее непросто, хотя с технической точки зрения роль не трудная. Все дело в эмоциональной составляющей: нужно быть опытной балериной, чтобы показать разную Татьяну. Сначала это молодая, мечтательная девушка, потом, когда Онегин рвет ее письмо, она впадает в отчаяние и переживает сильную драму, а спустя еще один акт, вновь видит своего возлюбленного и чувства в ней оживают. Мне пришлось ждать двенадцать лет, чтобы заслужить право на эту роль, стать хорошей актрисой. Моя мечта исполнилась, и я очень этому рада, ведь от таких судьбоносных ролей артист становится лучше, он растет над собой. В целом, я получаю огромное наслаждение от драматических образов: после спектакля ты абсолютно опустошен, но эмоциональная отдача колоссальная.


Говорят, у тех, кто рано добился успеха, не было детства. Можно ли так сказать о вас?


Если ты родился в России и занялся любым видом искусства, то о детстве можно забыть. Чтобы добиться серьезных результатов и стать профессионалом, нужно работать с малых лет. Здесь в Европе несколько другая философия. Думаю, отчасти именно поэтому во многих театрах мира так много русских артистов на ведущих позициях. Конечно, можно жалеть, что все выходные я проводила за занятиями музыкой и балетом. Но это была уступка, которая помогла мне стать тем, кем я являюсь, и другой жизни я бы не хотела.


Есть ли секрет, как справиться с волнением перед выходом на сцену?


Для меня начался тринадцатый сезон в карьере. Я дошла до той точки, когда отчетливо понимаю: переживания не помогут на сцене. Они только отвлекают, мешают контролировать свои движения. После того, как ты вышел на сцену, уже не получится ничего изменить. Конечно, легкое волнение есть, это выброс адреналина, который дает импульс: пора сконцентрироваться и наслаждаться танцем. Когда ты делаешь то, что приносит тебе удовольствие, зритель это видит и чувствует.


А еще важно знать, что Родители Марии не связаны с театром: папа – инженер, а мама – хирург-уролог. Вопрос о выборе профессии у девушки не стоял: в четыре года она увидела «Щелкунчик» на сцене Мариинского театра и сказала маме, что именно этим хочет заниматься. Сейчас ее любимые роли – Джульетта, Манон Леско и Татьяна. Хобби Марии тесно связано с балетом: костюмы для выступлений она шьет сама.
Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: