• Город
  • Урбанистика
Урбанистика

Самарский взгляд ч.1: как появилась «вертолетка» и что в ней можно улучшить

Самарское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры выступило против строительства нового корпуса на территории Иверского монастыря. Там считают, что здание испортит панорамный вид с Пушкинского сквера, и обеспокоены тем, что стройка идет в зонах охраны двух объектов культурного наследия федерального значения: это Жигулевского пивоваренного завода и Иверского монастыря.

Мы вспомнили самые популярные виды Самары и решили спросить экспертов, что они думают о нынешнем состоянии этих мест и как можно было бы их улучшить. Свою оценку дадут журналист и архитектурный обозреватель Армен Арутюнов, архитектор Дмитрий Храмов, а «ART-Экскурсии» еще и расскажут об истории этих мест.

Материал будет выходить в трех частях. В первой говорим о «вертолетке».

 


«ART-Экскурсии»

Необычные экскурсии по Самаре

Вертолетная площадка, как одна из лучших обзорных площадок Самары, появилась на карте нашего города относительно недавно – в конце 1990-х. Но виды, которые открываются на Заволжье с высоты Сокольих гор, притягивают самарцев гораздо дольше. Не случайно самарские фотографы и художники конца XIX столетия непременно выезжали на пленэр именно на эти лесистые склоны, чтобы постараться «ухватить» все панорамную красоту Волги и Жигулевских гор. Не случайно именно соседний Коптев овраг в 1930-е годы привлек внимание советских партийных боссов, и на северной вершине оврага было построено монументальное сталинское здание Всесоюзной здравницы, от которого к реке спускалась красивая деревянная лестница. Кстати, вплоть до начала 2000-х смотровая площадка рядом со Здравницей и считалась главным местом для наслаждения окружающими пейзажами.

В 1946 году на территории поселка Управленческий началось строительство завода по производству турбореактивных авиационных двигателей, которые на то время были вершиной научно-инженерной мысли. С 1959 года Союзный опытный завод стал частью масштабной космической программы СССР – на предприятии стали разрабатываться жидкостные ракетные двигатели. Огромный вклад в развитие отрасли в целом и завода в частности внес Николай Дмитриевич Кузнецов, главный конструктор предприятия.  Например, разработанный в 1967 году ракетный двигатель НК-33 и сегодня, полвека спустя, не имеет аналогов в мире.


Непосредственная обкатка продукции завода проходила в поселке Винтай, в 30 километрах от Управленческого. У завода был вертолет МИ-8, на котором группа инженеров вместе с Кузнецовым летала на испытательную площадку. Впоследствии, народная молва стала приписывать Кузнецову это воздушное судно как личное транспортное средство, но это не так. Вертолет использовался для общезаводских нужд. Ровное небольшое плато рядом с территорией предприятия использовалась как посадочная площадка.

1990-е годы для многих оборонных производств стали временем тяжелых испытаний и от заводского вертолета пришлось отказаться. Освободившаяся площадка сначала стала привлекать местных жителей, а затем и остальных самарцев, сохранив в названии свое «вертолетное» прошлое.

Для нас, как для экскурсоводов, это удобнейшая локация, на которой можно наглядно продемонстрировать все природные особенности нашего города и Жигулевских гор. Вид никого не оставляет равнодушным – ни жителей Сибири и Дальнего Востока, ни гостей из Европы и Америки. Мы рекомендуем посетить это место всем нашим клиентам, даже если они ограничены по времени визита в наш город. Сюда можно легко заехать по дороге в аэропорт.

Дух захватывает каждый раз от вида Жигулевских ворот, острова Зелененький и обширной речной глади. Хочется просто посидеть и неторопливо обвести взглядом этот неповторимый природный шедевр. Поэтому для нас окружающий пейзаж и есть главная достопримечательность площадки. Разумеется, она нуждается в элементарном благоустройстве – туалеты, красивые лавочки, современное освещение. Возможно, площадку можно расширить вдоль склона или сделать еще несколько прогулочных террас. И уж точно убрать огромный знак «Самара», который  закрывает добрую треть вида в сторону города.

В сентябре 2019 года были разработаны проекты масштабной перестройки «Вертолетки», с обустройством различных интерактивных площадок. Мы бы ограничились минимальным их тематическим количеством – пространство для художников, для астрономов и для конструкторов авиамоделей. В ином случае будет очень сложно соблюсти баланс урбанистического и естественного, сохранив главный акцент на неповторимой природе Жигулей.


Армен Арутюнов

Журналист, архитектурный обозреватель, градозащитник

Самая главная ценность Самары — это Волга. Живописные виды в любое время года, закаты, Жигулевские ворота и так далее. Несмотря на то, что город построен на высоком берегу, на сегодняшний день сформировавшихся площадок, с которых открывается панорама реки, всего три, поэтому отношение к ним должно быть максимально бережным.

Несмотря на свою удаленность, «вертолетная площадка» в поселке Управленческий пользуется огромным спросом. Пришло время ее привести в порядок, но и это необходимо делать очень деликатно. Любое общественное пространство в городе требует индивидуального, авторского подхода. Как показывает опыт, шаблонные приемы, вроде повсеместной укладки плитки, установки кованых скамеек и прочих стандартных элементов, иногда обезличивают место, делают его похожим на десятки других.


Дмитрий Храмов

Архитектор

 

Думаю, что для «вертолетки» очень важно сохранить ландшафт и максимально выявить его ценности. Помимо красивого вида, есть много хороших технических аспектов. Это удобная парковка и подъезд, подход к смотровой площадке, два кафе, в которых можно перекусить.

Город заказал проект по улучшению вертолетной площадки. Стоит отметить, что он очень хорошо выверен с точки зрения дендрологии. Планируются улучшения и по дизайну, потому что его концепт оставляет желать лучшего.

Если подходить к этому месту как к ландшафтно-природной теме, то нужно понимать уникальность этого места. Важно не размениваться на привычные дизайн-клише, которые существуют в общественных пространствах. На вертолетной площадке должен быть уникальный дизайн-корпус, который будет максимально природный и экологичный.

Текст: Талгат Мусагалиев, Мария Берсудская.

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: