• Город
  • Портреты
Портреты

Антон Кузенок: «Один из моих любимых героев - наивный романтик Ленский»

Спустя всего два года после окончания консерватории и переезда молодого тенора из Саратова его партию Аладдина признали лучшей работой солиста оперы - за нее Антон получил премию «Самарская театральная муза».

фото: Олеся Ши
текст: Люба Саранина

Вы родились в Оренбурге, закончили саратовскую консерваторию, а теперь работаете в Самаре. Расскажите о деталях этого пути.

Мои родители, которые пели в оренбургском русском народном хоре, рассказывали, что в детстве я не проявлял музыкальных способностей, пока мы не продали старое пианино, долго стоявшее у нас дома. После этого я заявил, что хочу на нем играть, и это совпало с набором в хор мальчиков, о котором мы узнали из телерекламы в бегущей строке. Так я поступил в музыкальную школу, где обучался как хоровик и пианист, параллельно занимался эстрадным вокалом, и многие тогда советовали мне продолжать эти занятия. Да и родители говорили, что академическое пение пригодится мне, если я захочу уйти в эстраду. Обучение я закончил экстерном – шесть классов вместо семи – чтобы одновременно окончить общеобразовательную школу и музыкальную и пойти в колледж. А уже после учебы в нем мне порекомендовали хорошего педагога в Саратове – так я и поступил на вокальный факультет местной консерватории. После обучения я подал документы в несколько театров, и одним из немногих откликнувшихся был самарский театр оперы и балета. Вообще, ситуация сегодня такова, что труппы укомплектованы, а писем соискателей так много, что их не успевают просматривать: только четверо из восемнадцати моих однокурсников смогли устроиться по специальности.

 

Чем лично вам интересна партия Аладдина, которая принесла вам «Самарскую музу»?

В оперном театре всегда тяжело ставить мюзикл: мы привыкли к другому материалу. Но наш режиссер Оксана Штанина знает, как направить оперных артистов на такую работу, и работа над «Аладдином» в этом плане получилась очень интересной и креативной – в какой-то мере веселой, и в то же время той, в которую нужно было очень глубоко вникать.В детстве я, как и все нормальные ребята, очень любил мультики, и мне очень нравилась сказка об Аладдине: у меня до сих пор остались воспоминания о той красоте, которую показывали по телевизору, о восточном колорите, буйстве красок и самом характере героев. В процессе работы над ролью все это вспомнилось: я все время сравнивал нашу постановку с той картинкой, думал, правильно ли я все делаю. Отсюда – много интересных моментов, возникавших во время репетиций: мне нужно было добавить герою что-то от себя, вытащить что-то свое. Думаю, от меня Аладдину точно досталось очарование и само отношение к Будур. Все-таки, каким бы пройдохой он ни был, любовь есть любовь – и у меня это в характере. Именно поэтому в театре для меня важна приятная дружеская атмосфера и взаимопонимание с партнерами.

В вашем репертуаре много ролей: от Юродивого в «Борисе Годунове» до Ленского в «Онегине». А какой герой наиболее вам близок?

Один из самых любимых моих героев – Ленский, наивный и экспрессивный романтик. Он потребовал от меня особого внутреннего переживания. Ну, нельзя же было из-за такой глупости сразу бежать стреляться на дуэли. Думаю, мы различаемся тем, что я бы в таком случае смог обойтись словами, не предпринимая никаких радикальных действий.

Какую роль вам бы хотелось сыграть?

У меня две мечты. Во-первых, спеть партию Тонио из оперы «Дочь полка» Гаэтано Доницетти. Это цель многих теноров с хорошим «верхом». А во-вторых, сыграть злобного характерного персонажа. Мне кажется, у любого лирического героя внутри сидит человек, который хочет изобразить коварство. Когда тебе дают лирическое амплуа, тебе хочется пережить какой-то переломный момент, чтобы посмотреть, как в этом будешь смотреться ты сам, и как это воспримет зритель. Как и у многих вокалистов, у меня есть еще одна сокровенная мечта: хочется однажды выйти на сцену Metropolitan Opera. Чтобы приблизиться к ней, я налаживаю связи в России и за границей, езжу по соревнованиям, чтобы пробить свой потолок, стараюсь нарабатывать фишки, качество звучания и подачу произведения, чтобы зритель понял, что я хотел ему сказать. Это даже не амбиции, а желание быть услышанным и стремление быть нужным. Востребованность – главное для певца. На премьеру «Кармен» к нам приезжала солистка Екатеринбургского театра оперы и балета Надежда Бабинцева – человек, который имеет большой опыт поездок по стране. Она гастролирует, потому что ее заметили. И мне хочется того же.

 

Как вы предпочитаете проводить свободное время: судя по вашим соцсетям, на курортах?

Для меня, к счастью или сожалению, отдыха не существует вообще: уже которое лето подряд я отправляюсь за границу, чтобы улучшить профессиональные навыки. Конечно, я стараюсь совместить это с отдыхом – у меня было хорошее путешествие на Лигурийское побережье Италии, где проходил конкурс Concorso Lirico Internazionale di Portofino. Там я нашел для себя место на берегу, где можно просто стоять, смотреть на морскую гладь, слушать прибой и ни о чем не думать. В этом году я снова отправил заявку на участие и планирую поехать туда.


В прошлом году ученик заслуженного артиста РФ Виктора Демидова получил специальный приз конкурса Nuits Lyriques de Marmande и стал лауреатом конкурса International Vocal Competition в Нидерландах. Летом его можно встретить на набережной на роликах или велосипеде, а зимой – на катке напротив театра. Еще он занимается тяжелой атлетикой, считая, что зрителю приятно видеть на сцене подтянутого артиста.
Следите за нашими новостями в Telegram

Купить журнал: