• Город
  • Город
Город

Как работает петербургская студия FORMA, получившая «Оскар» в области промышленного дизайна

В прошлом году петербургская студия промышленного дизайна FORMA победила сразу в двух номинациях международного конкурсе Red Dot — «Оскаре» в мире дизайна. «Собака.ru» рассказывает как работает студия, меняющая облик привычных вещей: от городских прогулочных теплоходов до хирургических инструментов.

Евгений Зубов, генеральный директор студии FORMA и Дмитрий Мареев, креативный директор и основатель студии

Евгений Зубов, генеральный директор студии FORMA и Дмитрий Мареев, креативный директор и основатель студии

В офисе студии в Севкабель порту

В офисе студии в Севкабель порту


В 2011 году выпускник кафедры промышленного дизайна Политехнического университета 23-летний Дмитрий Мареев открыл вместе с однокурсниками студию FORMA, потому что работы для таких специалистов в Петербурге практически не было. Сейчас Forma — одна из лучших студий промышленного дизайна в России, которая создает концепции и инженерные решения для «серьезных» вещей вроде общественного транспорта и медицинского оборудования, так и для квадрокоптеров или крючков для ванны.

Кто такие промышленные дизайнеры и где их учат?

Ко всем вещам, которыми вы пользуетесь, приложили руку промышленные дизайнеры. Причем свой облик вещь получает не из-за прихоти дизайнера или его буйной фантазии. Любой предмет, который уходит в промышленное производство, является компромиссом между эстетикой, экономикой производства (технологичностью) и удобством использования. Такие вещи как конструкция, технологичность, охлаждение должны быть изначально продуманы дизайнером.

В городе есть две больших и хороших школы промышленного дизайна. Первая — Кафедра промышленного дизайна Академии Штиглица. Там европейский подход к обучению, более творческие люди, значительная часть выпускников уезжает работать за рубеж, в том числе в известные автомобильные компании. Вторая школа — направление «Промышленный дизайн» в Политехническом университете, где готовят специалистов, желающих работать в России и разрабатывать промышленные изделия. Подход «мы придумали классную концепцию, а дальше придут добрые инженеры и ее доработают» в Политехе не работает — надо знать «матчасть». Главная проблема обучения промышленных дизайнеров в наших ВУЗах — невероятно медленный темп, в котором студенты готовят проекты. Принято ведь делать одну работу в семестр, причем несколько месяцев рисовать эскизы, раскачиваться, а последние две недели перед защитой уже интенсивно что-то делать. Летом студенты приходят в студию на практику и у них случается шок — за день нужно выполнить тот объем задач, который в университете они растягивают на месяц-два. 

Инструмент для эндоскопических исследований, который заменил китайские аналоги

В прошлом году мы получили две премии международного конкурса Red Dot — условный «Оскар» для дизайнеров. Одна из них — за клип-аппликатор компаниии Endo Stars для проведения эндоскопических операций в номинации product design, то есть за продукт, запущенный в серийное производство. Победа изделия, разработанного отечественными дизайнерами и производящегося у нас же — случай почти уникальный. В чем суть нашей разработки? Раньше этот инструмент выглядел как пыточное оборудование — чёрный и страшный, а теперь он он аккуратный, желто-белый, в общем — юзер-френдли. Внешний вид медицинских приборов психологически важен для пациента, те же эндоскопические исследования — процедура неприятная. Например, вы идете к зубному, в кабинете жуткие советские агрегаты жужжат — вам будет дискомфортно в кресле. Другое дело, если все вокруг все белое или серое, современное и чистое. Когда видишь старое оборудование, то думаешь — будет больно, а если прибор новый, то все пройдет гладко. Второе преимущество нашего аппликатора — врачам удобно держать его в руках и делать микродвижения. Специалист работает быстрее, время операции сокращается, а значит и пациент меньше мучается. Мы долго прорабатывали эргономику рукоятки, ее тестировали разные врачи. Именно они выбрали самый удобный образец, который был доработан и запущен в серию. В итоге компания, которая была лишь дистрибьютором эндоскопического оборудования, открыла свое производство и стала лидером на рынке. Это произошло в том числе благодаря нашему дизайну.

Как создавали теплоход «Пальмира» с раздвижной крышей

Обычные прогулочные теплоходы, на которых мы плаваем по петербургским рекам и каналам, имеют две палубы: открытая для хорошей погоды и закрытая для дождливой. Эти судна были спроектированы и построены в советское время — никого не волновало, что половина теплохода не используется, а значит не приносит прибыль. У этих старых теплоходиков уже подходит срок списания, а значит появилась необходимость строить новые, при этом с коротким сроком окупаемости. По заказу компании «Астра Марин» мы разработали дизайн-концепцию единого салона с раздвижной крышей, поэтому теплоход вместимостью 100 человек эксплуатируется на 100%. Это не ноу-хау — такое решение можно встретить в бассейнах, например. В нашем случае оно пришлось впору: мосты в Петербурге низкие, поэтому у нашего судна характерный низкий силуэт, а погода переменчивая — отсюда необходимость быстрой трансформации. Крыша практически полностью повторяет контуры свода моста — мы впервые создали прогулочный теплоход, который подходит именно для нашего города. Закупить такие же за рубежом невозможно — остальные судна просто не подходят по габаритам. Сейчас по Петербургу ходят три теплохода нашего проекта: «Пальмира-2», «Пальмира-3» и «Неман».

Над чем сейчас работает студия?

Прямо сейчас в подмосковном центре фехтования тестируется аппарат для фиксации уколов, который используют во время соревнований: след укола фиксируется, а результат выводится на электронное табло. Аппарат, который мы разработали, удобно быстро собирать и разбирать. Это важно, потому что соревнования по фехтованию проходят в разных залах. Потребность в таком оборудовании есть у нашей национальной сборной, оно может заменить дорогостоящие немецкие и итальянские аналоги. Наш недавний реализованный проект — линейка систем доступа для офиса. Работает просто: вы прикладываете карточку или палец — и дверь открывается. Эти вещи будут производиться многотысячными тиражами и распространяться по всему миру. Для одной компании мы создаем дизайн сантехники и аксессуаров для ванной комнаты: смесители, крючки, мыльницы. За один из крючков мы получили награду Good design award. Это, конечно, классно: приходишь в магазин и понимаешь, что это сделал ты или твои коллеги. Но есть ложка дегтя: на сайте компании в разделе «Наши дизайнеры» стоят фотографии немецких специалистов мужского пола  — пожилых и в очках. Потому что российские дизайнеры — это не так престижно, как немецкие или австрийские.

Монорельсовый вагон как в немецком Вуппертале

Одна московская строительная компания собиралась возводить жилой комплекс на территории Ильинского-Усово, но по условиям надо было придумать как доставлять пассажиров до ближайшего метро. Они решили построить подвесную монорельсовую систему как в немецком городе Вупперталь. Сначала надо было сдать пробный участок дороги и пустить по нему технический вагон. Он не будет в реальности перевозить пассажиров, а нужен только для опытной эксплуатации. Но руководство компании осознало, что журналисты могут написать, мол, застройщик будет возить людей в морских контейнерах. Поэтому наша студия разработала по готовому каркасу внешние детали и остекление. Вагон полностью автоматический, в нем нет машиниста. В серийное производство он не был запущен — компания-застройщик территории сменилась. Команда, которая занималась разработкой вагона, предложила его запустить до московского Физтех парка, мы выполнили ещё несколько вариантов, то есть модернизировали свой же дизайн. К сожалению, этот проект не пошел дальше, хотя мы надеемся, что когда-нибудь он будет реализован.

Локомотив без надежды

Нашу вторую премию в конкурсе Red Dot мы получили за концептуальный проект локомотива, который Дмитрий Мареев разработал еще во время подготовки диплома в Политехническом университете в 2011 году. Выходит, что через 7 лет разработка не потеряла актуальности, в том числе на международном уровне. Надежды, что концепция будет реализована нет никакой. Этот проект — модернизация локомотива ТЭМ8А, который появился еще в конце 70-х годов. Оказалось, что большая кабина, удобство машиниста, отличный обзор, чтобы случайно не задавить людей, простота обслуживание — не самое главное для производителя. Главное — чтобы локомотив был дешев в процессе производства, а при эксплуатации не было кардинальных изменений. Те ценности, которые мы несем, не интересны отрасли.

Проект модернизации старых трамвайных вагонов Татра для Уфимского завода УТТЗ. Реализация проекта была остановлена заказчиком на стадии производства

Проект модернизации старых трамвайных вагонов Татра для Уфимского завода УТТЗ. Реализация проекта была остановлена заказчиком на стадии производства

Что портит «космический» дизайн?

Недавно мы разрабатывали огромную индустриальную машину и решили, что необходимо «вытянуть» дизайн с помощью классной фурнитуры. Выбрали в каталоге отличные ручки, петли — все выглядело круто и работало надежно. Затем нам позвонили закупщики и говорят: «Того, что вы понавыбирали надо ждать две недели, к тому же дорого. Найдите что-нибудь в каталоге “Максидома”». И присылают нам уродливую ручку для погреба. Второй наш любимый пример: разработка интерьера автобуса. Заказчик попросил нас: «Ребята, сделайте космос». Мы заложили в проект отличный немецкий линолеум с интересной раскройкой — зонированием разными цветами. Заказчик звонит и спрашивает: «Как мы будем резать этот линолеум?» Мы объясняем: «Берете плоттер и вырезаете сегменты». Оказалось, что они режут ножницами, по старинке. Тогда мы выбрали другой вариант, тоже зарубежный и симпатичный. Заказчика он не устроил — необходим был линолеум строго российского производства и определенного поставщика, у которого есть 6 типов материала, а по цвету более-менее подходил только один. Линолеума именно этого цвета не оказалось в наличии. Пришлось брать то, что дают. Так от «космоса» в итоге ничего не осталось. 

Иногда заказчик приходит и говорит: «я хочу разработать мусорное ведро, но чтобы оно было айфоном в мире мусорных ведер». Мы предлагаем сделать вещь из алюминия — будет дорого, но классно. Клиент же хочет отливать ведро из зеленой пластмассы, самой дешевой, и чтобы производство продукта стоило 90 рублей. Как решить эту проблему промышленному дизайнеру? Ответ простой: никак. 


Как сделать ведро «айфоном» в мире мусорных ведер, если заказчик хочет потратить на производство одной штуки 90 рублей? Ответ промышленного дизайнера простой: никак.

Что не так с российскими скамейками и электричками

Иногда идешь по городу и видишь гранитные скамейки, скопированные с итальянских, например. Сразу хочется посадить архитектора на такую в 10-градусный мороз, чтобы он подумал над своим поведением. Еще одна проблема: валидаторы на поручнях автобусов. Во-первых, они уродливые. Во-вторых, они вводят людей в заблуждение: там есть кружок, куда надо прикладывать карточку и экранчик внизу, который показывает функционал. Естественно, бабуля прикладывает проездной к месту, которое светится, но ничего не происходит, это — провал. У нас есть вопросы к самой концепции электричек, особенно московских. Внутри там все плохо: ужасный интерьер, вертикальные сидения, отвратительные межвагонные переходы. Когда попадаешь внутрь, то ощущение, будто оказался в бомжатнике. Нужно искоренить любые ассоциации с перестроечными электричками, которые вызывают у людей лишь священный ужас, никто не хочет их воспринимать как общественный транспорт. Если взять совсем обыденные вещи, то новый дизайн требуется офисным кулерам — уродливую бутыль с водой, постоявшую на полу, необходимо скрывать. В целом нужно менять подход к промышленному дизайну: менеджмент предприятия и сам бизнес строить вокруг создания товаров, которые будут удобны для людей. 

Как сделать промышленный дизайн в России лучше?

Не получится делать в России классные и конкурентоспособные вещи, если мы не изменим отношение к промышленному дизайну. Как происходит сейчас? В лучшем случае предприятии осознают, что продут получился так себе, и под конец разработки приглашают промдизайнера. Мол, сделай что-нибудь, но сильно ничего не меняй. Но скорее всего дизайнера не позовут: продукт и так купят по госконтракту или дадут субсидию, если никто брать не станет. Как изменить ситуацию? Надо строить бизнес, менеджмент предприятия и производство вокруг комфорта человека и заботы о нем. Если продукт дает пользователю новую эстетику и новые ощущения от взаимодействия с предметом, значит продукт хороший. Ничего надуманного в этом нет: все мы хотим жить в красивых интерьерах, водить прекрасные автомобили и обладать лучшими смартфонами. Эстетику взаимодействия нужно распространить на все: от крючка для полотенца до сталепрокатного станка.


В публикации были использованы фотографии, взятые с сайтов ampm.ru, perco.ruphystechpark.ru и endo-stars.ru

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: