18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Игорь Введенский: «Инэстетика присутствует в работах и Винта, и Аксинина — и точно выражает суть их творчества»

Обладатель крупнейшей коллекции художника-­графика Александра Аксинина, исследователь и популяризатор его творческого наследия выступил куратором выставки «Инэстетика пространства» в Музее современного искусства на Дмитровской, где объединил работы «львовского Дюрера» и его единомышленника, главного графика Эстонии Тыниса Винта.

Почему вы решили показать Аксинина и Винта на одной площадке?

Эти художники очень тесно связаны между собой. Еще когда Аксинин учился в полиграфическом институте, он познакомился с творчеством Винта, который уже на тот момент считался одним из культовых эстонских графиков, был организатором группы «22», в которую входили таллинские художники, искусствоведы, философы и арт-деятели. Винт организовал в Таллине первую персональную выставку художника в 1979 году, познакомил с другими художниками. С самого начала они были единомышленниками в своих взглядах на художественные принципы и визуальную организацию пространства в графике. На тот момент в Эстонии было гораздо больше свободы в искусстве, чем в Украине, и это знакомство открывало перед Аксининым большие перспективы. Планировалось, что он получит собственную мастерскую в Таллине и будет проводить полгода там, полгода во Львове. Но в апреле 1985 года Аксинин приехал к Винту на день рождения, а через две недели ему срочно нужно было возвращаться во Львов, где его ждала встреча с польским коллекционером. Он очень не любил самолеты и боялся летать. И вот на этот раз все сложилось трагично: его самолет при подлете ко Львову столкнулся с военным самолетом.

Вы назвали выставку «Инэстетика пространства». Что это значит?

Этот термин придумал и ввел французский философ Ален Бадью. В книге «Малое руководство по инэстетике», где он объяснял, как искусство может самостоятельно порождать идеи и истины, не заимствуя их из философских трудов. И этот феномен безусловно присутствует в работах и Винта, и Аксинина — и точно выражает суть их творчества.

Как вы стали одним из крупнейших коллекционеров Аксинина?

Мы с Аксининым учились во Львовском полиграфическом институте, правда, в разное время и на разных факультетах. После знаменитой московской Бульдозерной выставки в 1974 году во Львове вслед за Москвой стали устраивать экспозиции неофициальных художников. Вот там я увидел его работы впервые, у нас было много общих знакомых, у которых мы потом и встретились. С тех пор мы начали общаться.
В 2009 году через моих львовских знакомых я узнал, что вдова Аксинина, которая тогда жила при монастыре в Нижегородской области, искала пути, как сохранить собрание его работ, потому что опасалась за их сохранность. Наставник говорил ей: «Продай картины и отдай деньги церкви. Или сожги». Сначала она безуспешно пыталась отдать работы в Львовскую картинную галерею, но в течение пяти лет за ними так никто и не приехал, потом — в отдел современного искусства в Эрмитаже, но там ими так и не заинтересовались, в итоге было решено взять собрание в наш ростовский музей современного искусства. Потом мы вывезли из Таллина коллекцию, которая хранилась на депозите в Эстонском художественном музее: офорты и акварели, эскизы и текстовые записи художника. Сейчас это все здесь, в Ростове.

Работы Винта, показанные на экспозиции «Инэстетика пространства», выставлялись впервые?

Некоторые работы я уже здесь показывал. Это те, что попали ко мне вместе с коллекцией Аксинина, а также тридцать работ, которые Винт дал мне лично, чтобы показать их на Южно-Российской биеннале современного искусства в 2010 году, и сказал, чтобы они остались в Ростове. И еще восемнадцать я привез специально для этой выставки из Таллина.

Планируете где-нибудь еще эту выставку показывать?

Да, уже есть запрос от очень популярной галереи «КУБ» в Риге, туда поедем весной следующего года.

 

Текст: Галина Никогосова

Фото: Ильдар Камалетдинов

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: