18+
  • Город
  • Город
Город

Игорь Нарижний, Ольга Головина, Елена Хатламаджиян рассказали о том, как борются за сохранение мозаичных панно

Совладелец туристического агентства, дизайнер и юрист объединились, чтобы привлечь внимание к сохранению важной городской достопримечательности – плиточной мозаики в подземных переходах, которая была заложена в семидесятые годы двадцатого века. В течение года они водили экскурсии по переходам, выступали в средствах массовой информации, выпустили календарь, посвященный мозаичным картинам, а также добились того, что композиция в переходе на углу Буденновского проспекта и Московской улицы была признана объектом культурного наследия.

Кто стал инициатором создания группы защиты мозаик в переходах от уничтожения?

Игорь: Это была общая работа. Люди очень быстро самоорганизовались через соцсети после появления информации о грядущем капремонте переходов. Я лишь создал петицию на сайте «Активный ростовчанин», которая набрала несколько тысяч голосов, и на нас обратили внимание. Ольга помогла сделать «мозаичный» календарь, Елена как юрист взяла на себя всю бюрократическую переписку и волокиту, но были еще десятки помощников — которые, например, своими руками отмывали полотна в переходах для фотосъемки.
Елена: Я из соцсетей узнала, что ремонт угрожает сохранности мозаик. Они дороги как память, я не могла остаться в стороне.

Сложно ли было добиться статуса «объекта культурного наследия» для одной из мозаик? Будете ли вы бороться за присвоение этого статуса и другим мозаичным полотнам?

Игорь: По закону, объекту культурного наследия не может быть меньше сорока лет. В переходе на Буденновском/Московской были выложены цифры «1972»; изучение подшивок газет в Публичной библиотеке подтвердило данные об окончании его строительства — и с их помощью мы подали необходимые документы, там статус ОКН был подтвержден. С другими мозаиками все хуже: где-то они сделаны позже (и до подачи документов ждать год-два); где-то мы не можем найти подтверждений.
Ольга: Переход Кировский/Садовая завершен в 1973 или 1974 году, но нет газетных публикаций. Из-за этого мы пока не смогли добиться признания всех мозаик единым ансамблем, связанным тематикой, стилистикой, методом, авторством.
Елена: Мы написали десятки писем мэру, губернатору, министерству культуры, в прокуратуру, депутатам, в общественную палату РФ, президенту... В ответ от них получили лишь противодействие, безразличие, отписки: например, одно из панно, которое обещали открыть при мэре Горбане, наглухо заложили щитами. Сейчас говорят, что к вопросу о нем вернутся после 2018 года, — но мы подозреваем, что это очередная неправда.

Остались ли довольны результатом своей работы? Будете ли ее продолжать?

Игорь: И да, и нет. Когда начинали, казалось, что, если следовать букве закона, все получится. Но в итоге мы познакомились с бюрократией в худших ее проявлениях. Зато мы обрели много новых знакомств с неравнодушными горожанами, новые знания, опыт. Елена: Как можно быть довольной, если не все панно до сих пор защищены законом? Мы будем продолжать работу.
Ольга: Буду смотреть, чем могу помочь еще.

Текст: Екатерина Гурьева

Фото: Ильдар Камалетдинов

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: