Даешь стартап! Кирилл Серебренников

«МЫ НАХОДИМСЯ ЗДЕСЬ, ЧТОБЫ ВНЕСТИ СВОЙ ВКЛАД В ЭТОТМИР. ИНАЧЕ ЗАЧЕМ МЫ ЗДЕСЬ?» Стив Джобс

КОЛЛАБОРАЦИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Коллаборацию некоторые путают с коллаборационизмом, но синтез искусств, в котором участвуют много действующих лиц, — еще не госу- дарственная измена. Образцом синтетиче- ского эксперимента в России стала опера футуристов «Победа над солнцем», где музыку написал Матюшин, либретто — Хлебников и Крученых, а художественным оформлением за- нимались Малевич и Эль Лисицкий. Корни явления отыскиваются в кооперативах 1980-х, а еще раньше — в това- риществах и артелях. Гимн сотворчеству — песня «Эй, ухнем».

ЧИТАТЬ

Андрей Парабеллум, Артем Пугачев «Как начать и раскрутить свой стартап-бизнес». О. Генри «Трест, кото- рый лопнул».

Кирилл Серебренников

РЕЖИССЕР ВЫСТУПИЛ АВТОРОМ ИДЕИ И КУРАТОРОМ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ПЛАТФОРМА», КОТОРЫЙ В НАЧАЛЕ ОКТЯБРЯ ОТКРЫЛСЯ В ЦЕНТРЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА «ВИНЗАВОД». НА ТЕРРИ- ТОРИИ, РАЗМЕСТИВШЕЙСЯ В «ЦЕХЕ БЕЛОГО», ВСТРЕЧАЮТСЯ МУЗЫКА, ТАНЕЦ, ТЕАТР И МЕДИА.

П

латформа» — не первый проект по синтезу искусств. Уже была акция «Машина», в которой тексты Хай- нера Мюллера монтировались с музыкой современных российских композиторов.

«Машина» была первым шагом в этом направлении. И он показал, что подобные проекты не очень приживаются на территории

драматического театра. Дело в том, что театраль- ная публика настроена на привычные формы пред- ставлений. Возможно, порой ей хочется чего-то чудного, но уж точно не синтеза искусств.

Чего стоит ждать от «Платформы»?

Проблема традиционного искусства в том, что все ждут от него чего-то определенного. Лично мне эта ситуация кажется скучной и неплодотворной, потому что искусство — это территория тектони- ческих сдвигов, которые должны происходить в том числе и в сознании зрителя. «Платформа» — это проект, в котором нет определенного режима ожиданий. Я даже больше скажу: междисципли- нарные проекты в идеале должны становиться неожиданностью даже для их создателей. Между «Платформой» и зрителями отсутствует договор: публика попадает в зону игры, а мы играем с ней

в крестики-нолики.

«Цех Белого» кажется вам идеально подходящим для такой игры пространством? Главное достоинство «Винзавода» в том, что это место без какого-то определенного бэкграунда, кроме современного искусства — его коды за по- следние годы удалось внедрить в сознание целого поколения столичной публики. Директор «Винза- вода» Софья Троценко предложила мне наполнить это пространство всем, чем мне только заблагорас- судится. Я предложил идею «Платформы» — и мы ударили по рукам.

Чем на «Платформе» планируют заниматься в бли- жайшем году? Для начала хотелось бы просто выжить — про- грамма предполагает достаточно масштабное финансирование. Министерство культуры, кстати, очень щедро нас поддержало. Еще мы надеемся на 

помощь фонда «Сколково». Но по-настоящему все начнется в тот момент, когда мы получим государ- ственную субсидию, которая поможет «Платфор- ме» существовать на постоянной основе.

Каковы условия успешного стартапа в области культуры и искусства? В России это связи. Я даже не хочу скрывать, что «Платформа» случилась только потому, что я пришел на встречу с президентом и передал ему бу- мажку с просьбой — мол, такая площадка необхо- дима. А президент — спасибо ему на добром слове, ведь вполне мог бы бумажку и не заметить — об- ратил на нее внимание и дал указание помочь нам. Все завертелось благодаря случайному сочетанию факторов, благодаря этой вот встрече. Проблема России в том, что у нас отсутствуют системные на- стройки. Вертикаль — единственный способ как- то воздействовать на ситуацию.

Получается, главное в стартапе — доступ к телу?

Факты говорят сами за себя: чтобы успешно стартапнуть, нужно вступить в партию «Единая Россия» или поехать на Селигер. Вляпаться во что-то. Без этого ничего не получится. Я охотно допускаю, что это не исключительно российская форма — вполне вероятно, что именно так обстоят дела и во всем мире. Но у нас субъективный фак- тор слишком силен. Хотя с другой стороны это как раз понятно: стартап — это деньги. Их дают только тому, кому доверяют. Организуя «Платформу», я заключаю контракт с государством. Если не полу- чится, если что-то пойдет не так — отвечать буду я. Что значит не получится? Каков критерий

успеха?

Это неверная постановка вопроса. Из-за нее у нас по-прежнему работают сотни бессмысленных театров, которые давно пора бы закрыть, но нель- зя. Есть все-таки общие критерии: посещаемость, к примеру, или общественный резонанс. «Плат- форма» — территория эксперимента, и поскольку «Цех Белого» может вместить максимум триста человек, посещаемость — совсем не наш критерий. Мы ориентируемся на цитируемость, влиятель- ность, эксклюзивность событий. И в этом смысле поддержка государства для нас очень важна.


  • Автор: Лена
  • Опубликовано:

Наши проекты

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Читайте также