Конец гомосексуализма

Вчера геев сажали в тюрьму, сегодня гомосексуальность стыдливо предпочитают не замечать, а завтра будет так: все знают, что человек – гей, но никому это не интересно. Андрей Савельев объяснил, почему мы в этом так уверены, а шестеро авторитетных героев поделились личным опытом.

В последние месяцы о гомосексуализме говорили много. Гей-погромы, несостоявшийся гей-парад в Москве послужили поводом для сотни статей и десятка телесюжетов. Православные и скинхеды (мощный сплав) слились в едином порыве – покончить с гомосексуалистами. И у этих событий есть банальные причины: это и стремление некоторых депутатов поднять свой рейтинг на волне популизма, и жажда гей-организаций выглядеть угнетенными в глазах представителей зарубежных фондов, которые охотно финансируют жертв дискриминации.

Но вот что удивительно: общество Москвы и Петербурга отреагировало совсем не так, как предполагалось. «Оставьте их в покое. Пусть себе спокойно живут, только не демонстрируют лишний раз». И эта позиция принципиально нова для нашей гомофобной страны. Она вызвана тем, что столичные мегаполисы живут по своим правилам: здесь стерты границы между талантом и безумием, полами, работой и отдыхом, нормой и антинормой. И именно здесь на человека, который говорит: «я гей», смотрят как на того, кто жалуется, что ему в час пик в метро наступили на ногу. Это реальность. И именно это и есть крах гомосексуализма. В 1980-е признание собственной гомосексуальности было протестом, в 1990-е – модой, в 2000-е это просто повседневность.

Любой человек с высшим образованием, средними познаниями в теологии и должностью менеджера на вопрос «За что Бог разрушил Содом и Гоморру?» не сомневаясь ответит: «За гомосексуализм». И будет неправ. В действительности Бог уничтожил эти города за многочисленные грехи, а вовсе не за какой-то один конкретный: «Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом» (Бытие, 13). «И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю» (Бытие, 18). Но именно искаженный смысл этого библейского эпизода послужил в дальнейшем основанием для порицания гомосексуалистов. Государство Израиль было мизерным, народ еврейский – малочисленным. Сражения с филистимлянами, завоевание новых земель – все это требовало мужской силы. Неудивительно, что более поздние книги Ветхого Завета высказываются о гомосексуализме весьма жестко: «кто ляжет с мужчиной, как с женщиною, то оба они cделали мерзость: да будут преданы смерти» (Левит, 20). Политические мотивы казались превыше всего. Женщины должны были рожать, мужчины – воспроизводить новое потомство и защищать его. И вот прошли тысячи лет. Мир поделен, а расы смешались. Но пять процентов населения Земли по-прежнему гомосексуалисты. И в этом постоянстве есть какая-то железная логика, упрямство, – как тут не поверить, что это задумано самым великим и могущественным математиком Вселенной. И если ответ на вопрос, почему это число так постоянно, можно найти в биологии и генетике, то ответ на вопрос, почему геи перестали восприниматься как «чуждые», лежит в области медиатехнологий.

Телевидение и газеты, радио и Интернет за последние двадцать лет кардинально изменили наше сознание. Когда в
Интернете массово рекламируются сайты гей-знакомств, Борис Моисеев – самый популярный гость ток-шоу, ТНТ делает рейтинги на реалити, где мужчины живут в женской одежде и косметике, свадьбу Элтона Джона и Дэвида Ферниша обсуждают все журналы, а канал Euronews активно следит за тем, какая страна следующей разрешит однополые браки, отношение общества к гомосексуалистам не может не измениться.

Когда в конце 1980-х годов журнал «Работница» опубликовал статью о гомосексуализме как о мировом явлении, эффект был сравним с только что открытой бутылкой шампанского: пошла пена, а пробка потерялась. Все 1990-е гомосексуальность активно эксплуатировалась на эстраде, например в имидже таких групп, как «На-на» (полуголые парни с гитарами и начесами), в арт-среде (проекты Влада Мамышева-Монро) и в шоу-бизнесе в целом. В Петербурге появился клуб «Маяк» и первые травести-шоу. Гомосексуалисты почувствовали свободу, которая была в новинку, которой хотелось. Но пена сошла. Сейчас гей-клубы – это обычный бизнес, гей-эстетика – просто еще одна грань искусства, а эстрада – это в принципе травести-шоу. Уникальность бренда «гей» замылилась, как и следовало ожидать, он вошел в будни. Общество стало терпимее. Москва и Петербург принимают гомосексуалистов. Они не сходят с экранов телевизоров, о них пишут, они поют, ведут шоу, открывают выставки, запускают тренды и делают моду, не покидают страниц светской хроники. И все всё про них понимают, но никто не тычет пальцем, потому что в этом больше нет «чего-то такого». Да, самый известный российский певец – гомосексуалист, и самый известный телеведущий – тоже. Но главные правила игры – «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах» – написаны во Всеобщей декларации прав человека, где «достоинство» значит быть собой, а «право» – поступать по достоинству. И отобрать этого у них никто не смеет. В том, чтобы быть геем, нет ни протеста, ни вызова. Ничего. Есть только реальность, к которой все постепенно привыкают.

/редактор сайта xsgay.ru, представитель журнала «Квир» в Петербурге/
Бывший бармен клуба «Джунгли» превратился в главного архивариуса гей-истории города. В его коллекции хранится раритетный номер иллюстрированного журнала для секс-меньшинств «Ты» за 1993 год, рекламный листок гей-пейджинговой компании «Компас» и флаер одной из первых городских гей-саун.

- С чего начался сайт xsgay.ru?

– Семь лет назад, когда я работал в «Джунглях», «другая» жизнь города протекала на моих глазах. Эта близкая мне культура была очень интересна. И поскольку электронного ресурса о ней тогда не существовало, появилась идея этот пробел восполнить. Все начиналось на голом энтузиазме, но спустя три года сайт стал привлекать рекламодателей, которых, к слову, становилось все больше, и теперь это дело превратилось в полноценный бизнес.

– О каких фактах из новейшей гей-истории города вы могли бы сказать: «Это было реально круто»?

– О нескончаемых очередях в гей-заведения, которые открывались далеко за полночь. О мероприятии «Голубой шторм», которое лидеры клуба «69» устроили в «Юбилейном», – на него собралось около семи тысяч человек, и, кстати, среди них было восемьдесят процентов натуралов. Ну и о самом «69», который пробил стену общественного недоверия к геям и который любило огромное количество гетеросексуальной публики.

– История про Нила Теннанта из Pet Shop Boys, который якобы соблазнил официанта из «69», правдива?

– Да, у вас в номере про светскую хронику она пересказана верно, но мало кто помнит, чем все закончилось. Теннант очень полюбил этот клуб, у его группы была квартира в Питере, он приезжал сюда и часто заходил в «69» как посетитель. Ажиотаж вокруг него, который был в его первый приезд, спал, потом он уже сидел за столиком в самом углу с несчастным, забитым видом, и на него не было никакого спроса.

– Что сейчас в городе происходит с гей-культурой?

– Мне кажется, она на подъеме. Открылось новое, очень интересное заведение «Центральная станция», скоро появится еще одно место на Фонтанке. Активно развивается въездной гей-туризм: приехавшим предлагают размещение в гостиницах, посещение клубов, есть экскурсионная программа по историческим гей-местам, которая рассчитана на несколько часов. Но есть и негатив: все обсуждают нападения на московские гей-клубы и опасаются, что подобное случится у нас.

– Столичные погромы тесно связаны с требованиями разрешить гей-парад. Как эта ситуация видится вам?

– Гей-парад – чистейшая провокация. Девяносто процентов гей-организаций эту идею не одобрили. Сторонникам парада направлялись письма, подписанные множеством геев, с протестами против его проведения, и теперь, когда очевиден результат, многие из них переменили свое мнение.

– Активист Николай Алексеев в программе «К барьеру» заявил, что парад привлечет внимание к регулярным убийствам геев, совершаемым гомофобами. Как вы это прокомментируете?

– Я ничего об этом не слышал, даже в Москве. Были случаи, когда убийства происходили на почве сексуальных домогательств к геям и проституции, так в столице погибли известный художник и журналист центрального телеканала. Это имеет место, но с гомофобией никак не связано. Серьезных нарушений прав геев у нас нет. Посмотрите, в то же время, когда был гей-парад в Москве, в Петербурге в рамках городского карнавала прошло классическое травести-
шоу, организованное клубом «Центральная станция» и несколькими промоутерами. Никакого эпатажа и политики – весело, забавно, радостно. Люди хорошо реагировали, и администрация города была не против.

Цитата
“Гей-парад – чистейшая провокация. Девяносто процентов гей-организа-
ций эту идею не одобрили”


Три вещи о cебе

Моя любимая книга – произведение Софи Кинселлы «Шопоголики», в нем я узнаю себя.

Мой любимый фильм – «Распутницы» («Absolument Fabuleux», реж. Габриэль Агион), он меня вдохновляет и удерживает от соблазнов.

Моя любимая музыкальная композиция – «Где-нибудь, с кем-нибудь, как-нибудь» (А. Б. Пугачева) – вот так вся жизнь и проходит.


Наши проекты

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Читайте также

По теме