ТОП 50 2008. Дмитрий Озерков

Бывший старший научный сотрудник отдела западно-европейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа в прошедшем году сменил амплуа: стал куратором современного искусства. Под его руководством осуществляется амбициозный проект «Эрмитаж 20/21», цель которого – собирать и показывать современные арт-шедевры в главном музее города. Более чем удачным стартом стала выставка «Америка сегодня», где были представлены работы из коллекции лондонской Галереи Саатчи.

 

Я руководствуюсь идеей делать как можно меньше выставок, но таких, чтобы они запоминались.

Эрмитаж, как любой старый музей, живет в своем ритме и растет сквозь века. И нам надо сохранять баланс между современным искусством и старым Эрмитажем, потому что нет ни одного музея современного искусства, традиции которого уходили бы в XVIII век.

Я храню тридцать тысяч гравюр. Из них шедевров – три сотни, остальные – средние и трэш. Аналогичная пропорция сохраняется всегда. В современном искусстве девяносто процентов – полный трэш, бред, чушь, идиотизм и шарлатанство.

Петербургский проект – это проект, имеющий несколько уровней понимания. Смотришь и говоришь: «Круто». Потом думаешь: «Ведь на самом деле он еще и об этом». А потом: «Так это же стоит на том же самом месте, где…» Мне нравится придумывать, закладывать такие уровни, когда они могут быть прочитаны.

У культуры и денег нормальные взаимоотношения. Естественно, что, когда культура общается с деньгами, она боится, как бы ее не закабалили, а деньги боятся потратиться впустую на культурные заморочки. Но только так может получиться хороший проект.

В прошлом году в СМИ появилась статья «Эрмитаж в розлив» – о том, что мы продались «Кока-коле». Но мы же не картины на банки наматываем, а размещаем их репродукции. Нам за это дали большой кусок денег, который был потрачен, в частности, на выставку «Америка сегодня». Это нормально.

Надо разделять: или занимаешься искусством, или рынком. Я занимаюсь искусством. А вот телефон моего фандрайзера, он все объяснит.

Куратор является посредником между художником и зрителем. В ресторане есть повар и посетитель, а куратор – это официант, который сервирует искусство: красиво выкладывает, говорит, что сегодня в меню, рассказывает об ингредиентах разных блюд, спрашивает, понравилось ли, потому что у кого-то может быть аллергия на что-нибудь.

Музей – это довольно странное место, которое заменило храм, сакральное пространство, которое должно оставаться местом теологического размышления. А галерея – это иконная лавка. В ней можно купить икону, унести домой и там молиться.


Наши проекты

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Читайте также

По теме