Аля Есипович: про людей без комментариев

В октябре в Государственном Русском музее откроется выставка известного петербургского фотографа Али Есипович. Для редакции «Собаки» факт этой экспозиции имеет особое значение: в течение долгого времени Аля возглавляла фотодепартамент журнала и до сих пор остается бессменным автором рубрики «Портреты». Поэтому для нас это успех человека, который является нашим другом и членом большой редакционной семьи.

Проект, подготовленный Алей Есипович, представляет более пятидесяти черно-белых фотографий, объединенных общим названием «No Comment». Тем не менее этот цикл, запечатлевший пожилых и старых людей одетыми и обнаженными, вне всякого сомнения, нуждается в комментариях. Хотя бы для того, чтобы пояснить глубину, эмоциональную и психологическую напряженность снимков. Эти фотографии нельзя рассматривать как монотонное собрание выстроенных в определенной последовательности провокационных картинок: они таковыми не являются. Изобразительный ряд, построенный Алей Есипович, – это сложная комбинация противоречий, которые делают невозможным хладнокровное линейное восприятие цикла.

Основной парадокс серии «No Comment» заключается в дисбалансе, который формирует дистанцию между авторским замыслом и зрительным восприятием фотографий. Это несовпадение внешнего впечатления и внутренней идеи придает изображениям дополнительную интригу, создавая самостоятельную смысловую нишу. Факт диспропорции задуманного и реализованного предполагает дополнительные объяснения.

С точки зрения зрителя, фотографии полуобнаженных стариков вызывают шок. Этот эмоциональный удар оказывается настолько сильным, что значимость всех традиционных составляющих «No Comment» отходит на второй план. Фотографическая техника, постановка кадра, ритм черного и белого как будто утрачивают свою силу. В действительности неожиданность «No Comment» не сводится к банальной и просчитанной изобразительной провокации. Уникальность этой фотографической серии в акцентах, которые позволили поместить ее образы в другой контекст бытия.

Для фотографий «No Comment» тема старости и несовершенства человеческого тела оказывается базовым сюжетом. Особенность расставленных акцентов, однако, придает этому сюжету другой смысл. Для серии Али Есипович старость не является ни социальной, ни этической проблемой. Провокационность авторского взгляда демонстрирует старость как эстетический акт. То есть переводит разговор о старении и смерти в совершенно иную плоскость. И если несовершенство чуждо гармонии, то, возможно, оно сродни красоте. Поскольку уродство и красота есть аффект и отклонение от сбалансированной нормы.

С другой стороны, нагота превращает старость в эпоху невинности. Фотографии Али Есипович оказались своеобразным подтверждением: даже старея, люди все равно остаются детьми. Они играют в куклы, носят белые ночные рубашки и черные спортивные трусы. Они утрачивают чувство стыда за несовершенство собственного тела, поскольку опыт последних пределов человеческой жизни оказывается бессилен перед детской беспечностью наготы. Идея, лежащая в основе фотографий Али Есипович, – это глубина человеческого восприятия, попытка нащупать грань между эмоциональной нормой и ее противоположностью. Серия «No Comment» стала для автора обращением к теме, которая находится под негласным запретом общественного мнения. Умирающее тело, прожитая чужая жизнь стали для Али Есипович психологическим наполнением повседневной жизни. Этот шаг лишил увядание и смерть традиционного героического пафоса и придал образу старения и умирания пугающую монотонность заурядного действия. Но это и позволило выделить ту предельность переживаний, в которой протекает наша повседневная жизнь. Предельные человеческие состояния, эмоциональные и физические, являются одной из тем, которой посвящена серия «No Comment». В этом фотографии Али Есипович оказываются сродни барочному искусству, сделавшему максимальное переживание и состояние основой творческой практики. «No Comment» кажется визуальной демонстрацией того, из чего складывается предельное состояние человеческой психики и плоти. И доказательством факта, что этот максимум возможно вынести только благодаря усилию творческой воли. То есть превращает творческий акт в жертвоприношение.

 


  • Автор: sobaka
  • Опубликовано:
  • Материал из номера: DISCOVERY

Наши проекты

Комментарии (1)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

  • Гость 18 июля, 2014
    Комментарий удален

Читайте также