Итоги 2013. Николай Цискаридзе

И.о. ректора академии русского балета имени А. Я. Вагановой, ставший под занавес года главным медийным антигероем, ответил на вопросы преданной поклонницы — балетного критика Анны Гордеевой.

Когда вам было тринадцать лет, после нескольких классов тбилисского хореографического училища мама привозила вас на просмотр и в московскую школу, и в вагановскую. Почему вы оказались в Москве?

Потому что я был маленький мальчик, постоянно простужался и врач сказал, что, если она хочет, чтобы я все время болел воспалением легких, — надо выбирать Ленинград. Мама ничего не понимала в балете, ей было все равно, куда переезжать — в Питер или в Москву, и она послушалась врача, потому что ее волновал исключительно климат и то, что полезно для здоровья ребенка.

Но климат в Петербурге, по-моему, с тех пор не изменился?

Мне уже не тринадцать лет — 31 декабря исполнится сорок.

В Академию, которая является вузом, приходят учиться десятилетние дети. Как добиться, чтобы они слушались?

Только примером. Когда в вузе работают люди, про которых ребенок понимает, чем они занимаются, кто они такие, — он будет на них равняться. В 1988 году ленинградское училище отмечало 250-летие, и в Кремлевском дворце были большие гала-концерты. Тогда в программке возле каждого номера было написано: работа педагога такого-то. И что ни фамилия, то легенда. Невозможно забыть проход по партеру Константина Сергеева и Натальи Дудинской: это было шествие царственных особ, перед которыми благоговел весь зал. С каким достоинством они разговаривали с детьми, с каким уважением — и этим нельзя не восхищаться! Для меня это и есть Вагановская академия, это тот стиль, который мне бы хотелось сохранить в ее стенах.

Мне кажется, вы вряд ли можете быть примером послушания.

Почему? Я был самый послушный ученик в школе и отличник, окончивший училище с отличием.

Но как вы учились в школе, дети не знают, зато они видели, как вы общались с начальством потом.

Для того чтобы добиться того, чего добился я, — права на свое мнение, надо добиться сначала того положения, которое я занимаю. Я не в «фейсбуках» выступал и не в «твиттерах», а на главных сценах мира, всегда был на них первым.

Какими качествами должен обладать человек, чтобы стать хорошим учителем?

Мне кажется, прежде всего надо уметь вести диалог. Я очень много видел в своей жизни педагогов, которые не были гениальными преподавателями, но пользовались авторитетом у учеников. С другой стороны, я часто видел больших, великих преподавателей, которых не воспринимали люди. Не буду называть сейчас фамилии, но я знаю в Парижской опере одного из самых любимых и почитаемых мною артистов — педагога с потрясающе тонкой душевной организацией, замечательного профессионала, к которому на класс всегда приходило три-четыре человека, в то время как к какому-то серому и убогому преподавателю стояла толпа народа. Когда я стал ходить на класс к первому педагогу, это заметило руководство Парижской оперы, и меня спросили, почему я выбираю именно его класс. Потому что там действительно учат, отвечал я. Мне говорят: но это же непопулярно! Я говорю: да, но там есть знания.

А какими качествами должен обладать хороший начальник?

Помимо знаний, помимо квалификации, помимо умения просто разбираться в предмете и понимания, чем он руководит, надо уметь не спешить. Очень важно не рубить сплеча.

Будете ли вы сами преподавать в Академии?

Пока, конечно, нет: все классы разобраны, у всех есть педагоги, вовсю идут занятия. Но сейчас впереди «Щелкунчики», будет много репетиций, которые мне нужно будет посещать и участвовать в них, в середине декабря экзамены в первом и в пятом классе, которые надо будет отсматривать.

Считаете ли вы, что Академия должна больше показывать свою работу?

Академия безумно много работает. Кроме своих представлений (зимой — «Щелкунчики», летом — выпускные спектакли), учащиеся регулярно выступают в балетах Мариинского театра. На самом деле это тяжелейшая работа, и сложность заключается в том, что у детей, которые участвуют в спектаклях, падает успеваемость. Этим придется заниматься очень серьезно, потому что учащиеся Академии обязаны быть высокообразованными людьми. К сожалению, все те пасквили, что пишут некоторые коллеги в Интернете, свидетельствуют об очень низком образовании: там такое количество грамматических ошибок и такое скудословие! Понятно, что люди совсем не читают книг и, к сожалению, недостаточно развиты.

Вас не удивляет, что в блогах о вас иногда пишут как о посланце ада на Земле?

Вы знаете, это так давно происходит. Мне абсолютно все равно, что там кто пишет и что делает. Я прекрасно знаю, что я один из самых уважаемых артистов в Питере, — в этом можно было убедиться на моих спектаклях в Мариинском театре. К тому же меня все время просят устраивать творческие встречи. Следующая будет в феврале — просто приходите и посмотрите, с какой теплотой ко мне относится петербургский зритель. А мнения в блогах… На каждый чих не наздравствуешься.

Где вы будете жить в Петербурге?

Я давно купил здесь квартиру. Мои друзья знают, что раньше я часто ездил в Петербург отдыхать — на выходные или просто когда уставал от Москвы. Но теперь у меня будет все наоборот: я буду жить здесь, а отдыхать в Москве.


  • Автор: sobaka
  • Опубликовано:

Наши проекты

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Читайте также