Реформа РАН. Данил Разеев

Реформа РАН: Оглавление

Уже в ближайшем будущем Российскую академию наук, возможно, ожидают серьезные потрясения. «Собака.ru» выясняет, что обо всем этом думают сами ученые — от молодых и талантливых до маститых и знаменитых.

Данил Николаевич Разеев

Доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философского факультета СПбГУ. Будучи аспирантом, проходил обучение в Кельнском и Рурском университетах в Германии, позднее работал и стажировался в Гейдельбергском, Венском, Калифорнийском и других зарубежных университетах. Был стипендиатом старейшего немецкого фонда имени Александра Фон Гумбольдта.

Что вы думаете о положении дел в РАН?

Проблема Академии в том, что это огромный институт, потребляющий гигантское количество ресурсов. Причем просто по факту своего существования, вне зависимости от результатов работы. В итоге у государства остается не так много средств на реализацию собственно научных проектов, тем более масштабных. В академической науке и в сфере образования много неэффективного, они находятся в неудовлетворительном состоянии из-за переизбытка кадров: количество ученых и преподавателей, которое имеется в стране сейчас, очевидно является излишним. Но у нас точно такая же диспропорция в сфере культуры и искусства, в вооруженных силах, в полиции и МЧС. В этом, может, и не было бы ничего плохого, если бы государство могло себе позволить всех их содержать на должном уровне. Такая ситуация досталась нам в наследство от СССР.

А почему организация науки и образования до сих пор строится по советской схеме?

Потому что она уцелела в головах. Если вы посмотрите на менталитет наших соотечественников, то поймете, что в нем сохранились авторитаризм, страх, унификация, иждивенчество. Человек в принципе не любит перемены и, если ему дают такую возможность, не склонен излишне перетруждаться и заниматься саморазвитием. В сфере науки и образования многие предпочитают просто числиться на своих рабочих местах, получая за это, по сути, прижизненную пенсию. Их устраивает минимальная плата, за которую они готовы ничего не делать. Это развращает всю систему в целом.

Но если говорить о наиболее близкой вам сфере высшего образования, то профессора и преподаватели часто говорят о чрезмерной загруженности чтением лекций, которая не позволяет им заниматься наукой.

Это объяснимо. Если вы возьмете студента в европейском университете, у него просто нет такого количества занятий, он очень много времени уделяет самостоятельной подготовке и саморазвитию. У нас же студент бесконечно слушает лекции и участвует в семинарских занятиях — по пять пар в день, нередко включая субботы. Естественно, для этого требуется много преподавателей. И идет постоянное воспроизведение такой системы, набирается все больше людей в науку и образование. В Петербурге около шестидесяти вузов и гипертрофированное количество студентов. Кажется, в прошлом году число выпускников школ равнялось числу бюджетных мест в университетах — такого не было даже в советское время. При этом зачастую студент заинтересован в получении диплома не для последующей работы по специальности, а по совсем иным мотивам: он не хочет идти в армию, не желает просто сидеть дома, мечтает найти в вузе вторую половину. И каждый такой студент — потенциальное звено в неэффективной системе. В прошлом году я был в Калифорнийском университете в Беркли, который входит в десятку лучших в мире согласно ряду общепризнанных рейтингов. Выяснилось, что после кризиса 2008 года они ежегодно принимают на отделение философии не восемь аспирантов, а шесть: по их мнению, восемь новых докторов философии не найдут потом работу, а шесть — смогут. Однако желающих получить там образование было около ста человек — иными словами, они не взяли девяносто четырех, готовых заплатить деньги. И все потому, что Университет Беркли заинтересован в том, чтобы его выпускники работали именно по своей профессии.

Какая реформа науки и образования нужна?

Я бы назвал три существенных элемента. Во-первых, это интернационализация: в наши дни невозможно развивать науку в узких национальных границах. На примере той же высшей школы могу сказать, что начиная с первого курса и вплоть до постдипломного образования часть курсов должна вестись на иностранных языках. Если вы занимаетесь классической немецкой философией, естественно, вы должны читать Канта в оригинале и говорить по-немецки, это общепринятая мировая практика. Если университет заключит договор с зарубежными партнерами, то их преподаватели смогут читать лекции и вести практические занятия дистанционно, даже не приезжая сюда. А у нашего выпускника будут навыки интернациональной работы, и в итоге его знания будут сравнимы со знаниями западных ровесников. Во-вторых, это принцип конкуренции: неважно, где ты работаешь, в институте РАН или в системе образования, у всех должны быть равные возможности получить финансирование для реализации научных проектов на конкурсной основе. Финансирование каждого научного проекта должно быть адекватным. Пока размеры наших грантов меньше западных в той же степени, в какой меньше наши зарплаты, — примерно раз в пять. И третье — кадровая реформа. Должен быть продуман и реализован долгосрочный механизм приведения количества российских ученых и преподавателей к тому числу, которое общество и государство могут себе позволить. Если из выпускников вузов по специальности работают только двадцать процентов, значит, нужно либо уменьшать их количество, либо постепенно перепрофилировать, советуясь с работодателями.

 

Фото: Алексей Костромин


  • Автор: sobaka
  • Опубликовано:
  • Материал из номера: Cентябрь

Наши проекты

Комментарии (6)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

  • Lev Pokhmelnykh 23 сент., 2013
    Действующая система организации науки в России безусловно дорогая и неэффективная. В физике -сто лет застоя. Почему? Оплачивается процесс исследований и бумажный вал, но не практически значимый результат. Делается всё, чтобы генераторов идей смешать с армией простых исполнителей и потребителей бюджета. Для устранения застоя в фундаментальной науке могут служить несколько несложных мер. 1)Закрепить право последнего слова в вопросе публиковать работу - не публиковать за автором, а не за рецензентом - хранителем застоявшейся точки зрения. 2) Оценивать научного сотрудника параметром, в котором в числителе - цитируемость, а в знаменателе - количество работ.(Чтобы отсеять мастеров писать много ни о чем.)3) Центр фундаментальных исследований переместить в университеты и передать им НИИ. 4)Излишние в науке должны искать другие сферы деятельности. В стране не хватает многого для достойной жизни. Оглянитесь, не хватает жилья. Запущено сельское хозяйство, а сотни тысяч ковыряют в носах в тёплых оффисах. Как простимулировать работу на стройках и в поле? Вот в чём вопрос и наука.
  • alisa 23 сент., 2013
    Философский факультет Спб университета очень слабый, высказанное его работником мнение некомпетентно и лишено всяких оснований. Дистанционное образование - это дешевый и неэффективный вариант. В Америке и Европе приглашают ведущих иностранных специалистов читать спецкурсы и непосредственно общаться со студентами, и это не за счет сокращения своих преподавателей. Интересно, что это за "то число", которое государство себе может позволить? Кто его считал? И как к нему приводить? Наше государство, как выясняется, вообще не может себе позволить образование, медицину и все сферы культуры. Зато может себе позволить многое другое: что именно, мы все знаем. Увы. Неужели, стажируясь в стольких университетах, автор статьи не научился хоть сколько-нибудь вдумываться в то, что говорит? Или это статья по заданию и платой за нее будет еще одна стажировочка?
  • Yurinarius Kort 22 сент., 2013
    Основная идея - это нужно сокращать ученых, преподавателей, чтобы на всех хватило денег, чтобы оставшиеся получали хорошие деньги....Любимая идея всех радикальных российских либералов вот уже 20 лет, начиная с Гайдара...И эта идея планомерно реализуется....Что от этого лучше стало жить оставшимся? Более универсально эту идею выразила любимая в России Маргарет Тэтчер: для того, чтобы Россия жила хорошо ей нужно 15 (пятнадцать) миллионов человек, все остальные люди - лишние.... Тоже самое с учеными, преподавателями, врачами и т.д. Все эти 22 года только и идет сокращение по всем фронтам: наука, образование, медицина...Некоторые называют это убийством....по-научному геноцид... Ну, а конкретно: в США в ДВА раза больше ученых, чем в России и в несколько раз больше студентов и аспирантов. И НИ О КАКОМ МАСШТАБНОМ СОКРАЩЕНИИ речи не ведется...Пример с философской докторантурой частный и общей картины не отражает.
  • алекс коп 22 сент., 2013
    Особенно актуально то,чем занимается этот горе хфилософ-Метафизическая лаборатория! Гнать ссаными тряпками!!
  • Александр 22 сент., 2013
    Во-первых, причем здесь образование? РАН практически не занимается обучением студентов... Во-вторых, философия это вообще не наука, а вред науке, говорю это как доктор физ.мат. наук и сотрудник РАН, фактически из-за философии РАН и разваливают... Зачем философия в аспирантуре? Неужели ее недостаточно в ВУЗе? Ну английский и специальность нужны - это очевидно, а философия-то зачем?
  • Иван Лохозавров 22 сент., 2013
    ...проходил обучение в Кельнском и Рурском университетах в Германии, позднее работал и стажировался в Гейдельбергском, Венском, Калифорнийском и других зарубежных университетах. Ясное дело, этот господин всей душой радеет за российскую науку, поэтому все его слова - чистейшая правда. Тем более философ всегда гораздо лучше физика знает, как распределять ресурсы, ведь философия - самая ресурсоемкая наука, там все на экспериментах держится, всякие коллайдеры, ускорители и т.п.

Читайте также

По теме