Фрегат «Мир»

Фрегат «Мир» — трехмачтовый парусник, зимующий у набережной Лейтенанта Шмидта, — отмечает 25-летие и 27 апреля отправляется в юбилейное плавание. С недавних пор на нем можно пойти в рейс в качестве практиканта — участника международного парусного проекта.

Виктор Николаевич Антонов — капитан-наставник учебного
парусного судна «Мир» ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова

Вот очередной прохожий фотографирует корабль на мобильный телефон, и я чувствую приятный укол тщеславия, когда деловито откидываю цепочку, прохожу на причал и поднимаюсь по трапу. На табло, где указаны фамилии и должности всех членов экипажа, напротив строки «Капитан-наставник Виктор Николаевич Антонов» горит зеленый огонек. Это значит, что он на борту. Встречает нас в капитанском салоне вместе со своим преемником, капитаном Андреем Орловым. В конце апреля они поведут «Мир» в юбилейное плавание. Антонов — капитан-легенда. Почетный работник транспорта России, мастер спорта СССР международного класса по парусному спорту, опытный педагог — дал путевку в морскую жизнь практически всем поколениям курсантов «Макаровки» — Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова, для которых парусник «Мир» является учебным судном. В прошлом году ему исполнилось семьдесят пять, из них пятьдесят лет он провел в море и двадцать пять — на «Мире», то есть со дня его спуска на воду в 1987-м. Парусник был построен на верфи Гданьска по проекту знаменитого польского конструктора Зигмунда Хореня. У «Мира» пятеро братьев: польский «Дар молодежи», украинские «Дружба» и «Херсонес», российские «Паллада» и «Надежда». Сейчас по морям ходит польское судно — основной конкурент «Мира» в классе А (большие парусники) на всех регатах, а также «Паллада» и «Надежда», которые базируются во Владивостоке. Виктор Антонов родился в Ленинграде, окончил Институт инженеров железнодорожного транспорта, а потом ушел в море на учебном парусном судне «Сириус».

В вашей семье кто-то плавал, то есть ходил?

Нет, просто я с детства мечтал о море. У нас морской город, так что все получилось. Отучился заочно в ЛВИМУ имени Макарова, потом ходил на учебно-производственных судах, то есть грузовых. А с 1987 года — на «Мире». Команду на парусник набирали с торговых судов, специального опыта у большинства не было. Но как-то пообвыклись. Практику на корабле проходили люди со всего Союза: из Прибалтики, с Каспия... Потом начали брать и дальних иностранцев, иногда на борту было до двадцати национальностей: англичане, индусы, филиппинцы, — настоящий мир в миниатюре.

Где интереснее всего, в каких морях?

В Северном море сейчас вообще невозможно стало: всюду вышек понаставили, движение плотное, только успевай поворачиваться. В Бискайском заливе интересно. Помню, лет семь назад шли девятнадцать узлов, черпали иллюминаторами, люди по палубе ездили, сто человек тянули одну веревку. А как-то подошли к Бермудам — погода чудесная. Хорошо, немного парусов стояло. Вдруг шквал, судно закренило на пятьдесят пять градусов, ливень стеной. Все продолжалось несколько минут, потом снова солнце.

Зачем нужны парусники, помимо морской романтики?

Нигде так не научишься принимать единственно верное решение в быстро меняющейся ситуации и ценить плечо товарища. В Европе на парусах не только моряки тренируются — и летчики, и даже танкисты, разные военные. Потому что это настоящий опыт работы в коллективе, когда от каждого многое зависит. Поэтому парусник «Мир» для курсантов «Макаровки» и наших практикантов является очень важным местом, где они делают свои первые шаги и познают все тонкости морского и парусного мастерства.

За четверть века Антонов вырастил также не одного капитана — кто-то уже даже на пенсии. Сейчас в капитанском салоне вместе с Виктором Николаевичем его преемник Андрей Орлов, немногословный человек лет сорока пяти.

«Мир» выиграл все возможные регаты. Если ли у экипажа мечта о каком-то особенном плавании?

Мы мечтаем о кругосветке. (Оба капитана начинают говорить почти что разом.) Виктор Николаевич все двадцать пять лет мечтает о кругосветном плавании. «Седов» и «Крузенштерн» уже не раз в кругосветку ходили, а «Мир» — а мы же корабль морской столицы России — ни разу!

После слияния Академии имени Макарова и Университета водных коммуникаций в один вуз мечта капитанов вроде бы обретает реальные черты. Давно пора, ведь именно из акватории Финского залива отправились в первую русскую кругосветку Крузенштерн и Лисянский на кораблях «Надежда» и «Нева».

Считается, что «Мир» — самый быстрый парусный корабль в мире.

Это не совсем так. «Паллада» и «Надежда», последние корабли в серии, на самом деле имеют ряд улучшений, теоретически они могут развивать большую скорость. Просто мы чаще участвуем в регатах, наши рекорды зафиксированы. Ну и, конечно, от экипажа многое зависит. У нас хороший экипаж.

Гоночная история «Мира» — это особый разговор. В 1992-м корабль выиграл океанскую гонку Columbus в честь пятисотлетия открытия Америки, не раз становился лидером регаты The Tall Ship's Races (бывшая Cutty Sark), причем стал единственным кораблем, который победил в гонке два раза подряд.

Олег Пономаренко, который сам ходил на «Мире», а теперь занимается работой с туристами-практикантами, поясняет: «Антонов скромный человек, никогда не скажет напрямую, что наш “Мир” самый быстрый, но это действительно так. И это его заслуга, заслуга экипажа и курсантов. Он бессребреник, для него важнее всего море, паруса и корабль. Вспоминаю такую типичную картину: ночь, тишина, ничего не видно, только звездное небо. Кто-то на палубе — всматриваешься в силуэт, а это капитан Антонов ходит, “ловит ветер”, сам лично подстраивает снасти, там чуть расслабит, здесь слегка натянет веревку, и “Мир” сразу на пару узлов быстрее бежит. Как будто настраивает музыкальный инструмент». Сейчас по всему миру существует традиция любительского мореходства, люди выстраиваются в очередь, чтобы пройти морскую практику на настоящем паруснике. С недавних пор российские парусные корабли, как правило приписанные к морским учебным заведениям, тоже стали брать на борт практикантов со стороны. Фрегат «Мир» — один из тех кораблей, на которых можно отправиться в подобное приключение, став участником какого-нибудь международного парусного проекта.
Оставив капитанов Виктора Антонова и Андрея Орлова мечтать о кругосветном плавании, начинаем осмотр корабля: кубрики, камбуз, столовая, аудитория, где проходят лекции по астрономии и навигации, машинное отделение, парусная мастерская. Нас настигают три гудка: капитаны покинули борт. На палубе старший боцман указывает, где курить, — пока, до 1 июня, можно. Устье Невы уже свободно ото льда, и длинный бушприт «Мира» направлен в сторону стрелки Васильевского острова.

Олег Пономаренко
директор Международного парусного агентства Regatta International

Отправляясь в море на большом паруснике, важно понимать, что это не простое путешествие, а учебное плавание: морская теория и практика, практика языковая (морской язык все-таки английский), компания активных людей со всего мира, возможность испытать себя, открыть новые города и континенты с борта корабля. Вы будете нести вахту, стоять на руле, взбираться на мачты, жить в 10–12-местных кубриках.

1. Выбираем судно по типу парусного вооружения, размеру и по душе. Парусник «Мир» — по типу вооружения фрегат, длиной 109 метров вместе с бушпритом.

2. Выбираем маршрут и отрезок пути. Парусные корабли, как правило, всюду встречают городским праздником, по пути следования они участвуют в регатах и морских фестивалях. Как член экипажа вы побываете в эпицентре событий. 3. Оформляем визы страны назначения и страны, откуда отправляемся обратно. Если это Европа, обычно достаточно Шенгена.

4. Оформляем страховку, лучше расширенную спортивную.

5. Определяемся со снаряжением. Классический набор: спортивная одежда, свободная куртка и брюки, шапка, обувь с твердой устойчивой подошвой для подъема на мачты, ветровка, штормовка. Для вечеров нужна одежда потеплее. Плавки, купальник. Можно загорать на палубе, купаться в открытом море или на пляже в порту.

6. Нелишним будет перед плаванием почитать литературу о парусниках, выучить рангоут и такелаж, парусное вооружение судна, простые морские узлы. Но все это можно узнать и на самом паруснике во время учебного плавания.

Бывалые

 

Леонид Круглов

путешественник, этнограф, член Русского географического общества

Для первых шагов в парусном спорте на «Мире» самая подходящая обстановка. Атмосфера на корабле здоровая, бодрящая и в хорошем смысле затягивающая. Капитан-наставник Виктор Антонов привнес на корабль традиции парусного спорта. Это гоночное судно, если сравнивать его, например, с «Седовым», то оно похоже на дельфина или длинноносую рыбу-меч, в то время как «Седов» напоминает скорее кита.
Освоение мачт — чрезвычайно захватывающая задача, которую проходишь как испытание. Всем туристам-практикантам (их называют тренизами — от англ. trainee) я советую первый раз подниматься, когда корабль стоит, — все же это пятьдесят метров над уровнем моря. А когда корабль идет, он ведь раскачивается! Но если не хочешь лезть, никто тебя не заставляет.
Морская болезнь — неизбежное неудобство, но следует помнить, что она как простуда — длится дня три и потом сама проходит, поэтому я бы не советовал пить таблетки, лучше просто пересидеть на открытом воздухе. Впрочем, если идешь летом по внутренним морям, например по Балтике, то качает несильно и привыкаешь быстрее.
На «Мире» можно узнать такие вещи, которых нигде больше нет, — скажем, технику работы с парусами. К сожалению, пока большинство тренизов — западные туристы, наши люди еще не поняли, насколько это увлекательно.

 

Диана Киджи

курсант Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова

Рейс на «Мире» для курсантов становится первой практикой, они впервые видят море, понимают, куда попали и для чего. Для курсантов поход в море — это романтическое занятие, которое впоследствии меняет жизнь. После ознакомления с техникой безопасности практиканты тоже могут работать на вахтах, стоять на руле.
Я судоводитель, штурман. В прошлом году ходила на «Мире» и в этом году пойду. По сути, морской рейс — рутина. Встаешь с утра и точно знаешь, каким будет распорядок дня. Самое запоминающееся — приход в порты, увольнительные, праздники. В самом море запоминаешь, конечно, первый шторм. Со мной это случилось в Северном море. Тогда половина курсантов слегла на палубе, а второй половине пришлось за них работать. Но мы справились. «Мир» уходит в море в конце апреля. В этом году будем в рейсе до ноября.
Ощущение, что рейс затянулся, возникает на четвертом-пятом месяце. Всем хочется домой. Так что к такой поездке надо подготовиться. Обычно в рейс идут люди терпеливые и внимательные. Ведь надо, к примеру, четыре часа простоять на вахте и, даже если не появится ни единой точки на горизонте, вести внимательно наблюдение.

 

Анис Ламри

владелец строительной фирмы, практикант на «Мире»

На корабль я попал случайно, друзья затащили в это приключение. Сначала немного побаивался — представлял, как придется спать в гамаках и изредка принимать соленый душ. Но душ можно принимать сколько угодно, есть опреснитель, и кубрики удобные.
На переходе из Лиссабона в Кадис мы несли вахты, но это не очень сложно для мало-мальски физически подготовленного человека, потому что постановка парусов летом в Атлантике занимает около получаса, а потом ты просто лежишь на палубе и ждешь аврала. Осенью, правда, говорят, все серьезнее. И мы, конечно, просто помогали, хотя и заняли командой практикантов третье место по перетягиванию каната, а с нами соревновались вахты кадетов с трех мачт.
Сильное впечатление на меня произвели отношения курсантов «Макаровки» между собой и с экипажем. Я сам учился в закрытой гимназии, где одни парни, и бывало недопонимание. А тут молодые ребятакадеты и экипаж, который в среднем постарше, но все очень вежливо, демократично, никакой грубости, и в то же время каждая команда выполняется сразу и с энтузиазмом, что ли. В Кадисе к прибытию регаты приготовили городской праздник: множество людей собралось близ порта, были концерты и веселье. И ты на корабле, как в ВИП-ложе, все наблюдаешь и чувствуешь себя героем этого праздника.

Текст: Наталия Курчатова
Фото: Полина Твердая


  • Автор: Лена
  • Опубликовано:

Наши проекты

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Читайте также