16+: Дмитрий Жвания

Культура из абстрактного понятия превратилась в поле борьбы. На первый взгляд, все на свои места расставила акция Pussy Riot. Позиции определились: с одной стороны — защитники свободы и демократии, а с другой — держиморды и обскуранты со средневековым мышлением. Писатель и политический активист Дмитрий Жвания считает, что суть спора куда серьезнее.

Хотели этого или нет участницы Pussy Riot, но их акция расколола общество. Что считать искусством? Где грань, которая отделяет критику от кощунства? И наоборот: где предел, за которым желание церкви влиять на умы превращается в стремление подмять общественное мнение под себя? Эти вопросы обсуждались очень горячо. И как-то неожиданно на этом фоне всплыли такие темы, как феминизм, отношение к сексменьшинствам и культурная политика в принципе. В Москве, где проходил суд над тремя участницами панк-молебна, дискуссия выливалась в уличные столкновения. Стоило где-то собраться защитникам группы, как тут же появлялись активисты «Союза православных хоругвеносцев». Бородатые, в папахах, с крестами и иконами в руках, они выглядели очень эффектно. Картинка этого противостояния снимала все вопросы. Было сразу понятно: вот хипстеры, европейского вида и образа мыслей молодежь, а вот люди, которые примчались из опричнины на машине времени.

«Вот хипстеры, а вот люди, которые примчались
из опричнины на машине времени»

 

Левые и либералы превратили Pussy Riot в икон сопротивления. Причем в буквальном смысле. Художник Евгения Мальцева, курируемая Маратом Гельманом, нарисовала серию картин под названием «Духовная брань», где Богородица изображена в балаклаве. Как и следовало ожидать, выставка Мальцевой на «Винзаводе» вызвала скандал, выразить протест против кощунства по традиции пришли «Православные хоругвеносцы» и казаки, будто с кастинга фильма «Тихий Дон». Привычная картинка начала бы вновь тиражироваться, но среди протестующих оказались активисты «Евразийского союза молодежи», внешне вполне адекватные. Поло, джинсы и прически — те же, идеи в голове — другие.

«Мы считаем такие выставки недопустимыми в православной стране», — сказал лидер ЕСМ Андрей Коваленко сразу после того, как его выпустили из полиции. — «Православие лежит в основе нашего государства, и поэтому любое глумление может восприниматься лишь как подрыв, как экстремизм, как желание ударить в самое сердце русского народа и государства». Когда либералы читают такие высказывания, они тут же выносят вердикт: невежество и мракобесие, это все от недостатка образования. Однако Андрей Коваленко — человек весьма образованный. Он свободно владеет английским, французским и немецким, имеет два диплома — филолог и политолог, работает над кандидатской диссертацией. К недоучкам, которые по недомыслию верят поповским сказкам, этого парня не причислишь.

Я познакомился с одним из товарищей Коваленко из петербургского отделения ЕСМ, который попросил не раскрывать его имени («Не хочу, чтобы потом у меня под окнами бесновались бесполые имбецилы с дредами»). Сообщу лишь, что этот молодой человек окончил философский факультет Санкт-Петербургского государственного университета. — «Французский консервативно-революционный мыслитель Луи де Бональд сказал: „Уберите Бога из этого мира, и единственным обоснованием обязанности остается насилие, потому что иного притязания на власть больше нет“. Мы не хотим насилия. Мы неоднократно подчеркивали, что наша деятельность направлена на „разжигание межэтнической и межнациональной дружбы“. А будут ли этой дружбе способствовать акции типа выходки Pussy Riot или инсталляции Марата Гельмана с клизмами? Мы не потерпим глумления над фигурой Богородицы. Не забывайте: на нашем знамени — ее звезда».

По убедительной просьбе «православных активистов» в Петербурге отменили выставку Марата Гельмана Icons («Иконы»), которая должна была открыться на площадке фонда поддержки современного искусства Rizzordi Art Foundation 15 ноября. Под петицией с требованием запретить ее подписались три тысячи человек. В их числе всемирно известного художника и скульптора Михаила Шемякина нет. Однако он тоже недоумевает, зачем Гельман устраивает такие выставки. — «Когда я узнал о том, что арт-группу „Война“, которая нарисовала член на Литейном мосту, наградили премией за инновацию в искусстве, я сказал: „Ну, теперь ждите, что следующим арт-объектом будет церковь“. Художники, чтобы привлечь к себе внимание, пойдут и насрут в алтаре!» — поведал мне Шемякин в разговоре. — «Вот Марат Гельман сделал макет православного собора, а вместо куполов-луковиц поставил клизмы. Гельман, мне кажется, неглупый человек и делает много интересного, но вот это — очень глупо, учитывая, что он еврей. Слава Богу, здесь не продают книжки, которые есть в Израиле и в Америке, где зримо поясняют, кем является Христос для ортодоксальных евреев. Христа в них объявляют лжепророком, с которым вступает в сражение настоящий еврейский пророк, который, как маг, взлетает в воздух и мочится на Христа. Это такая грязь! И вот Гельман идет в ногу с неумными евреями, которые издают такие книги. На месте Гельмана я не задевал бы Русскую православную церковь. Меня тошнит, когда я вижу, как протокольные коммунистические морды истово крестятся в храмах. Но все же надо быть очень осторожным, когда ты затрагиваешь тему православия».

Союзник ЕСМ в Петербурге — организация «Профсоюз граждан России», которую возглавляет писатель и коммерческий директор ОАО «Первый канал — Санкт-Петербург» Николай Стариков. 7 августа ее активисты вместе с участниками движения «Народный собор» вышли на Невский проспект с требованием отменить концерт Мадонны. Цепь пикетчиков, стоявших на расстоянии пятидесяти метров друг от друга, растянулась от площади Восстания до Малой Морской. Они раздавали листовки: «Она пропагандирует вашим детям суицид», «Скажи мне, кто твой кумир, и я скажу тебе, кто ты». Когда в городе разгорелся скандал из-за принятия закона против пропаганды гомосексуализма, «Профсоюз» поспешил поддержать автора законопроекта депутата ЗакСа Виталия Милонова транспарантом: «А в каком параде будет участвовать твой сын?» На растяжке были две фотографии: на одной марширующие десантники, на другой — целующиеся мужчины на гей-параде. Несмотря на активность «Профсоюза» в Петербурге, его численность невелика. Внешне они незаметны, своего стиля, как у нацболов, у них нет. Правыми оппозиционерами, как, впрочем, и левыми, «Профсоюз граждан России» всерьез не воспринимается: «подставная организация», «марионетки Кремля», «политтехнологический проект». Но в правой политической палитре далеко не все православные.

«На растяжке были две фотографии: на одной марширующие десантники, на другой —
целующиеся мужчины на гей-параде»
 

Есть те, кого с ними объединяет неприятие «пропаганды гомосексуализма». Так, еще в октябре 2009 года презентация книги Игоря Кона «Мальчик — отец мужчины» была отменена из-за появления активистов движения «Сопротивление» во главе с его лидером, чемпионом мира по боям без правил Романом Зенцовым. «Со мной были просто здоровые морально и физически молодые люди» — вспоминает о том событии Роман Зенцов. — «Мы хотели открытого обсуждения проблемы с профессором Коном. Но организаторы поняли, что в открытой дискуссии проиграют, поэтому обвинили нас в намерении учинить расправу. Я не гомофоб. Пусть люди любят друг друга, как хотят. Но не надо возводить это в культ. Сейчас они добиваются того, чтобы гомосексуализм признали нормой, а завтра — того, чтобы этот вид отношений доминировал. Не нужно объяснять, чем это обернется для демографии России. Я знаю, что в рамках фестиваля „Бок о бок“ учителя приводили школьников на семинары, где организаторы задавали им вопрос: „Что для вас лучше: быть националистом или гомосексуалистом?“ Дети, выбирая из двух зол меньшее, отвечали: националистом. Но после двухчасовой промывки мозгов они уже говорили: гомосексуалистом. Вот я против такой пропаганды».

Движение «Сопротивление» в политической области почти себя не проявляет, ограничиваясь нанесением на стены граффити «Хватит бухать!», «Русский — значит трезвый». Зато «Сопротивлению» присущ единый стиль — это полный отказ от вредных привычек и постоянные занятия спортом.

Роман Зенцов раскрыл мне свое видение ситуации: «Я убежден, что человеческая природа не развивается, а деградирует. Люди стали покорнее, большинство народа превратилось в детей — идут туда, куда их ведут. Историю делает меньшинство. Оно должно быть организованным, сильным, сплоченным. Видимо, из этой установки вытекает спортивная практика его движения. Культура хороша тем, что в этой области становятся видны не только коды политических движений, но и все больные точки общества. Пока одни возводят в религиозный культ право на самовыражение, другие напоминают, что это право не должно никого оскорблять. — Нас называют мракобесами. А что такое мракобесие? Вдумайся в это слово! Бесы мрака, бесы тьмы, мрачные бесы. Разве можно так назвать людей, которые защищают православие? Нет! Мракобесы — это те, кто на него нападает! Те, кто устраивает шабаш в храме!» — сказал мне философ, сторонник евразийцев. И я, если честно, не нашел, что возразить.

 


Наши проекты

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Читайте также