Люблю тебя, моя Россия

ДОСЬЕ

Какими бы огромными ни представляли свои вселенные хипстеры, поперы и рэперы, они ничтожны на фоне истинно народной музыки — русского шансона. Наивно полагать, что в основной массе это песни про тюрьму. Сегодня кабацкая эстетика и псевдозэковские страдания успешно мимикрируют под эстраду и даже хип-хоп. Главное тут не столько чистота музыкальной составляющей, сколько артикуляция незыблемых истин: любви к россии, наполненной исключительно травами-муравами и чистыми, как слеза, озерами, упоения неукротимой вольницей, о которой часто вспоминаешь в казенных стенах, раскаяния за то, что отвратительно вел себя с родными.

Топовые артисты собирают Кремлевский дворец по бешеным ценам, их концерты показывают по Первому каналу в прайм-тайм, на их песни снимаются дорогие, но незатейливые клипы: настоящим пацанам всякое эстетство ни к чему. Например, лирический герой Стаса Михайлова в клипе «Спаси меня» Семена Горова жестоко страдает по утраченной любви. Она является ему в виде полураздетой барышни в интерьерах дорогого мебельного магазина. Он ищет ее под дождем, заглядывая в лица прохожим и умоляя бога вернуть глупо потерянное. Она даже спасает его от смерти в аварии. Григорий Лепс вообще охладел к большой форме, поскольку прекрасно собирает залы и без клипов.

Благодарный отклик у публики находит вселенская грусть об отце Игоря Колюхи. Клип «Отец» режиссера Елены Винярской содержит весь набор шаблонов: заснеженная дорога, березы, могила.

«Моя Россия, люблю тебя, как любит сын родную мать», — начитывает в клипе Сержа Грекова «Люблю тебя, моя Россия» Рома Жиган на фоне девушек в венках и казаков, рубящих шашками бурьян. Ему вторят три девушки из коллектива «Руссия». В нарядах, больше подходящих для недорогих эскорт-услуг, но с самыми серьезными лицами они распевают: «Русь великая, пробуждайся!»

ЧТО ДЕЛАТЬ

Не забывайте о символическом плане. Используйте метафоры: церковь, дорогу, дерево, рюмку водки, могильный крест.

Миша Маваши, «Помнить должен», 2012

Ориентируйтесь на жанр мелодрамы — побольше сильных эмоций и объятий.

Александр Марцинкевич, «Ангелхранитель», 2011

 

Никаких абстрактных сюжетов, изображение должо соответствовать тому, о чем говорится в песне.

Рома Жиган, «Люблю тебя, моя Россия», 2011

 
 

Не забывайте о силе родной природы: могучие дубы и березы все равно не сделают ваш клип похожим на хипстерский.

Рома Жиган, «Люблю тебя, моя Россия», 2011

 

Ваша установка — все как у людей. Не стройте декораций, снимайте клип в обычной квартире.

Анжелика Рута, «Молодая бабушка, 2012

 

Опирайтесь на патриотизм — используйте в кадре атрибуты державного стиля.

«Руссия», «Родная Россия», 2010

 

Покажите исполнителя обычным человеком, это вызывает сочувствие у зрителя.

Игорь Колюха, «Отец», 2012

 

Герои клипа должны демонстрировать родственные чувства: любовь к детям, к родителям, к животным.

Bahh Tee, «Любви достойна только мама», 2011

Не гонитесь за красотой изображения. Ваша задача — показать красоту человеческих чувств.

Виктор Королев, «Белое платье», 2011

 
 

Не надо стесняться клише: брызги шампанского и почти дворцовые интерьеры с обильными драпировками переведут ваш клип в разряд гламурного.

Стас Михайлов, «Спаси меня», 2012

Дмитрий Зуев

Его клип «Любви достойна только мама» для Bahh Tee смотрится как семейная драма. Плачут все - и герои, и зрители.

Режиссерского образования у меня нет, но мне всегда хотелось рассказывать истории визуальным языком. Первое представление об азах сценарного мастерства я получил на курсе режиссера Александра Митты. Есть правила, структурные элементы, и если их грамотно применять, то получится действительно интересная история.

«Любви достойна только мама» стал моим режиссерским дебютом и одним из самых успешных проектов продакшен-компании Inner-Vision, которую основали я и мой товарищ. Клип набрал около пяти миллионов просмотров на YouTube. Конечно, я знал, столько точно, насколько это вообще возможно. На съемки ушло пять дней. На стадии планирования некоторые сцены казались легче, но вышло наоборот. Например, та, где героя сбивает автомобиль. У нас не было возможности перекрыть дорогу, мы выбичто Bahh Tee не самый последний исполнитель, но что видео станет настолько популярным, никто не предполагал. Сразу пошли отклики, люди писали, что тронуты до слез. Для меня это огромный комплимент.

Работа над клипом началась с того, что Бахтияр рассказал свою идею: герой попадает в автокатастрофу, его бросает девушка, после чего мама помогает ему встать на ноги. Я постарался развить его идею в полноценный сценарий. Прописал события, которые должны повлиять на героя, включил различные визуальные метафоры и предусмотрел сюжетную арку: герой начинает историю одним человеком, а в конце перерождается. От полного неприятия он приходит к пониманию, что дороже матери у него никого нет.

Не было задачи попасть в конкретную аудиторию. Главное, чего мне хотелось, – затронуть чувства. В зрителе в первую очередь я вижу человека, а история апеллирует к универсальным человеческим эмоциям – любой эту ситуацию поймет и воспримет. Я снимал о том, что понятно всем: у каждого есть мама, у каждого есть любимый человек. Для меня было важно показать правду настолько точно, насколько это вообще возможно.

На съемки ушло пять дней. На стадии планирования некоторые сцены казались легче, но вышло наоборот. Например, та, где героя сбивает автомобиль. У нас не было возможности перекрыть дорогу, мы выби-рали моменты, когда меньше машин, и делали дубли. Начинали снимать с одним светом, затем солнце зашло, зажглись фонари, и нам пришлось все переснимать. В «Хаммере», который сбивает героя, ехала наша коллега и резко тормозила в полуметре от Бахтияра. Сцена снималась без дублеров, так что было довольно опасно. На все сцены в квартире, начиная с эпизода ссоры, у нас ушел день. Квартира, где происходит действие, настоящая, все снимали в натуральных декорациях. Нам очень повезло с мамой, ее сыграла Елена Мельникова, актриса Москов-ского академического театра имени Вахтангова. Для меня это был первый опыт работы с актерами, и она помогла нам настроиться на правильный лад. Меня часто спрашивают, почему у азербайджанца в клипе русская мама. Просто представьте, что он родился в смешанной семье.

Существуют две версии клипа: режиссерская и сокращенная для ротации на телеканалах. Мне было крайне сложно адаптироваться к рамкам клипового мышления, потому что эту историю я снимал, по сути, как кино. И когда сел за монтаж, то понял, что многим придется пожертвовать. В итоге монтировать все же пришлось по законам клиповой динамики, но я сопротивлялся как мог. Если снимать эту историю не как клип, получился бы короткометражный фильм минут на двадцать.

Я прекрасно понимаю, что такое индустрия музыкального видео и как обычно снимаются клипы. Но мне кажется, что история все равно лучше, чем набор мелькающих без особого смысла картинок, пусть и красивых. Свою задачу я вижу в том, чтобы мой видеоряд как-то повлиял на жизнь людей. Чтобы они не просто бездумно встали и пошли по своим делам, тут же забыв об увиденном. Я сам очень ценю картины, которые остаются с тобой навсегда, для меня это фильмы Терренса Малика, Алехандро Гонсалеса Иньярриту, Даррена Аронофски, Пола Томаса Андерсона.

фото: Андрей Давыдовский

ЭТАЛОН ЖАНРА

Анжелика Рута «Молодая бабушка», 2012

 

Анжелика Рута: «Песня была написана для моей внучки Софийки на один годик. Хотелось оставить память о ее первом дне рождения, поэтому родилась идея о съемке клипа. Главных героев искать не пришлось: это я и моя внучка. Это очень нежное, трогательное чувство, когда держишь на руках свою кровиночку. В моем новом альбоме “Чистые ливни” есть песня про маму и песня про сына. В планах написать песню об отце. Да и дедушки тоже ждут песню про внуков или про них самих, я уже думаю над этой темой. Такие жизненные песни и клипы будут близки людям любого поколения и любого статуса».

Игорь Колюха «Отец», 2012

 

Игорь Колюха: «Тема семьи в нашей стране в связи со многими историческими событиями имеет большое значение. В отличие от многих сегодняшних исполнителей, чьи песни не имеют смысла и конкретных мыслей, я черпаю темы для творчества из жизни близких мне людей. Клип “Отец” — это посвящение всем отцам, которые воспитали нас своим примером, воевали за нас. Никакого пиар-хода тут нет, к моде я равнодушен. Я русский человек, привык говорить от чистого сердца. Родители — это самое важное, что у нас есть. Мы должны ценить их, заботиться, уважать их уклад. Это одна из самых главных ценностей в жизни».

Александр Марцинкевич «Ангел-хранитель», 2011

 

Александр Марцинкевич: «Я сам потерял младшего брата, его смерть подвигла меня на эту песню. И это его дочка снимается в клипе. Когда мы начали работать с режиссером Александром Никитиным, я сказал: “Хочу, чтобы видеоряд совпадал со словами. Не хочу ничего выдумывать”. Сейчас клипы снимаются так, что песня об одном, а сюжет в видео другой. Нам нужно, чтобы людям было все понятно и ясно, никаких наворотов. Ту историю, которая в песне, подчеркнуть картинкой. Показать жизненность ситуации. Что важно помнить о родных, любить и оберегать их, когда они живы».

  • Автор: Лена
  • Опубликовано:

Наши проекты

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Читайте также