Главные видеоклипы 90-х

Клип на песню «О Боже, какой мужчина» певицы Натали уже который месяц держится на вершине видео-чартов. Похоже, кумиры 90-ых вполне могут соперничать с нынешними хэдлайнерами. Мы решиил вспомнить самые популярные видео-клипы музыкантов того времени. Пятнадцать видеоклипов, ставших лицом своего времени. Главные победы жанра, которые смотрели все начиная с 1991 года и до окончательной победы гламура в начале «нулевых». Русский прорыв и абсолютная классика. Все ноги нового видео растут отсюда.


1991

Наталья Ветлицкая «Посмотри В глаза»

реж. Федор Бондарчук

Фэшн-клип No 1 от экс-вокалистки «миража»

Первый прорыв российского видео: лишен душной киношной атмосферы «серьезных» клипов «Морального кодекса» и одновременно не является калькой с MTV, как «Нажми на кнопку» группы «Технология». За несколько лет до того, как термин «постмодернизм» был растиражирован журналами от «Ома» до «Логоса», Бондарчук использовал его классический прием — игру со временем и пустотой. Клип, по сути, показывает то, что не снято, и целиком построен на фиксации бэкстейджа — мы видим всего несколько кадров «клипа в клипе». Главное в нем — сотворение образа певицы. Команда стилистов красит, причесывает, одевает Ветлицкую, будто готовит матку российской поп-музыки на царствование. Кадр, где кисточка гримера ласкает бедра певицы под одобрительные взгляды столичной золотой молодежи, впечатывается в мозг так же, как и строчка «Я верну тебе все, что ты подарил».

Наталья Ветлицкая: «Я и по сей день очень благодарна режиссерам Федору Бондарчуку, Тиграну Кеосаяну, оператору Сергею Козлову и всем остальным моим друзьям, которые принимали участие в съемках. Все было спонтанно и чисто по дружески. Бондарчук сам предложил снять клип на эту песню, потому что она ему нравилась. Но у меня на тот момент вообще денег никаких не было, мы все были нищие . Так они сами еще и деньги на съемки нашли, с миру по нитке, так сказать».

1991

«ДДТ» «ЧТо Такое осень»

реж. Борис Деденев

Видеоэпитафия русского рока

К началу 1990-х рокеры отошли от разоблачительного пафоса. Перестроечное роуд-муви «Поезд в огне» группы «Аквариум» осталось на запасном пути, а на первый план вышли духовные поиски музыкантов. И благодаря своей изысканной простоте «Осень» стала не только лучшим примером нового курса, но и самым запоминающимся клипом русского рока. Шевчук, Кинчев и Бутусов гуляют по осеннему Царскому Селу как Пушкин, Дельвиг и Кюхельбекер. Элегический настрой передается игрой в русскую рулетку, ненавязчивыми отсылами то к лицейскому братству, то фильму «Отпуск в сентябре» Виталия Мельникова. В то же время это лайфстайл-видео, в котором миллионы поклонников смогли впервые увидеть своих кумиров на пленэре.

Борис Деденев: «Я минималист по натуре, для меня важнее яркий режиссерский ход, нежели декорации. Мы хотели с Шевчуком придумать какой-то сюжет, но мне нужно было уезжать в командировку, ему на гастроли, и мы решили быстро что-нибудь замутить. Он сказал: “Давай я приглашу друганов, погуляем по осеннему парку”. Пытался Гребенщикова вытащить. Я тогда режисер был неопытный, мне казалось странным работать без сценария. Но Юлианыч такой человек, его харизме сопротивляться невозможно. В итоге “Осень” мы сняли за три часа в Пушкине — у меня там следом другая съемка была. Юра нашел театральные пистолеты. В то время фонограмму давали с ленточных магнитофонов, а наш отказался включаться, поэтому музыка шла с любительского, который несли в руках. Кадры, где Юра на кухне, доснимали позже на Пушкинской, 10. Эта версия клипа — вторая, первую Шевчук забраковал. В ней было все четко: чернобелые кадры — это ретроспекция, цветные — это сейчас. А Шевчук считал, что в клипе про осень цветных кадров должно быть больше. Я сказал, что тогда потеряется логика. А он говорит: “Ну и хрен с ней”. Удивительно, что люди до сих пор помнят этот клип».

1992

«На-На» «Фаина»

реж. Заал Какабадзе

Оргия с участием первого бойз-бенда страны

Все, о чем мог мечтать посетитель кооперативного видеосалона, в клипе «Фаина» было показано без купюр. Во сне, который видит герой Станислава Садальского, бегают корейскоамериканские полицейские, двойник Цоя предпринимает попытку гей-изнасилования, а оргия из «Калигулы» Тинто Брасса разворачивается в декорациях индийского кино. Балерины подрабатывают в подтанцовке у группы «На-На», которая то позирует с уже отжившим на тот момент аксессуаром «гитарарасческа», то занимается групповым сексом. На грязной, как затертая кассета VHS, картинке, питон скользит по фортепиано, мелькают голые груди и голые попы. Апофеоз праздника — падающий в море с обрыва троллейбус. Ни до, ни после этого эпохального видео мы не видели такого Эвереста китча. Впоследствии, даже обнажаясь, артисты выглядели куда более целомудренно.

Бари Алибасов, продюсер: «Это были голодные годы, жрать нечего, рубль обвалился. Когда мы объявили в газете “Московский комсомолец” конкурс на участие в клипе и написали, что будут откровенные сцены, даже бабки семидесятилетние пришли. Я у них спросил, зачем, а они говорят: “Может, покушать дадут”. Снимали на “Мосфильме”, стоило это примерно пятьдесят тысяч долларов. Было несколько попыток запустить клип в эфир. Эротическая версия вышла на канале «2х2» — там уже порнушку днем показывали. Потом начались претензии, и мы сделали второй вариант: на все неприличные места наклеили штамп «Цензура». Я начал получать мешками письма: “Мы вас так любили — и наш внучок, и бабушка, и мужья, а этим клипом вы нас задели, оболгали наши нежные чувства. Мы сожжем все ваши кассеты!” Я решил не раздражать миллионы почитателей, включая политиков, и снял с эфира клип. Его идея, в общем, банальна. Простой работяга приходит домой и видит записку: “Ушла к маме”. И ему снится сон, куда входит все, чем была полна башка советского человека. Там просто набор всех штампов. И весь этот идиотизм в клипе — это пародия на то, что творилось в наших головах».

1993

Светлана Владимирская «Мальчик мой»

реж. Игорь Песков

Наш ответ «Синему бархату»

В то время как иные артистки брали зрителя обилием сценических костюмов, Светлана Владимирская покорила ауди­торию неброской красотой. Полтора лука, минимум движе­ния — почти весь клип певица сидит с гитарой, на которой, очевидно, умеет играть не хуже советского барда Вероники До­линой. Клип­-воспоминание, наважде­ние, греза. История о прошед­шем романе с героем Кирилла Андреева, на тот момент еще не «Иванушкой», а успешной моделью. Пожилой мужчина играет на блок­флейте, на сте­нах колышутся тени, отовсюду струится модный синий свет и дует потусторонний ветер, раскачивающий пустые каче­ли. Эзотерический флер, лишь угадывавшийся в раннем твор­честве певицы, впоследствии вырос в ядерный гриб духов­ности — Светлана удалилась в селение Виссариона.

Светлана Владимирская: «Мой проект был ближе к западной энергетике и по текстам, и по аранжировкам — все очень фир­менно, здесь ничего подобного не было. Меня долго звали в солист­ки “Миража”, в “Комбинацию”, но мне это было не близко, я никог­да и не слушала русскую музыку. Деньги на клип нам дал человек с улицы, в Новый год. Бюджет составил что­-то около семисот тысяч рублей, точно не помню. Клип был стильный, без ярких тонов. Там, где я со стрижкой, это мой нормальный образ. А в сценах с Кириллом Андреевым я со свет­лыми волосами. Так было нужно: по сюжету мы встречались, потом потеряли друг друга, и во мне что­ то резко поменялось, в том числе образ. Кирилл тогда был моделью и его часто приглашали в клипы. Работать с ним было легко, он парень гибкий, артистичный. Мы сразу нашли общий язык, возник­ло ощущение, что между нами что­-то есть, хотя познакомились мы на съемочной площадке».

1994

Алена Свиридова «Розовый фламинго»

реж. Михаил Хлебородов

Видеотриумф русской Энни Леннокс

Первый случай, когда российский клип уделал все западные разом. Гигантская декорация с бассейном, имитирующим лес­ное озеро, и съемки музыкантов под водой создают магический мир — на такое не мог замахнуть­ся даже кинематограф того вре­мени. В пучине разворачивается история юноши и девушки, кото­рые впоследствии оказываются на суше и становятся несчастными. Христианские мотивы этой истории подкрепляет ходьба по воде самой Алены Свиридовой, таинственный рыбак, вылав­ливающий героев, и в качестве апогея происходящего — костер на водной глади. «Думай о хоро­шем, я могу исполнить» — одна из самых загадочных в нашей поп­музыке строк звучит как слова бога, который, однако, допускает изгнание любовников из Китеж­града. Впоследствии российские клипы были и доро­же, и притворялись настоящим кино, но это видео осталось не­превзойденной вершиной.

Алена Свиридова: «Песня уже была готова, а Миша Хлебородов скрывался, потому что ничего не мог придумать. Когда я уже отчая­лась и хотела послать его подальше, он объявился. Показал, какой будет картинка, нарисовал на бумажке это мистическое озеро. Я не особо поняла, но тон у него был уверенный. И дело закрутилось. До меня стали доходить слухи, что на “Мосфильме” строят нечто не­ виданное со времен “Сказки о царе Салтане”. Художником клипа был Сергей Иванов, все декорации — его заслуга. Бюджет был по тем временам нереальный — двадцать пять тысяч долларов. Когда я при­шла на съемку, меня поразил этот огромный водоем, потрясающий задник, целые подземные царства. Единственное, что портило дело, — температура чуть выше нуля. Дело было зимой, снимали двое суток, теплая вода в озере остыла, но ак­теры все равно ныряли. Я стояла в воде на кирпичах, изо рта шел пар. Меня отпаивали коньяком, ина­че я бы не выжила. С особенным нетерпением съемочная группа ждала, когда модель Галя Смирн­ская появится топлесс из воды. В клипе изображается попытка души воспарить, как этот саксофо­нист сквозь толщу воды вырывает­ся на свободу. Но потом замечаешь акулью тень и понимаешь, что вы­рваться не удастся. Никто не пони­мал, будет ли востребована такая неформатная музыка. Но благодаря видео ее услышали все».

1994

Линда «Мало огня»

реж. Максим Фадеев, Максим Осадчий

Этно-электронный кислотный тест

Альтернативная клубная культура — впервые на российском экране. За год до этого Линда появилась с песней «Игра с огнем» в позолоченном клипе Федора Бондарчука, но заметил ее, похоже, только один человек. Им оказался будущий продюсер Макс Фадеев, перезапустивший певицу с нуля. Певица явилась в образе странной женщины, со словами «Разрешаю — это значит “можно”», произнесенными под модный бит, скрещенный с ситарами, экзотическими дудками и мощной поддержкой бэк-вокалистки Ольги Дзусовой. Странность усиливалась психоделическим видеорядом: неоднократно пронзенная пирсингом и увенчанная афрокосичками Линда маячила в кадре, как Пинхед, главный демон «Восставших из ада». Клип производил неизгладимое впечатление: в нем не происходит практически ничего, но от него не оторваться все пять с лишним минут. Мягкий фокус на крупном плане, макросъемка ноздрей, век и губ, акцент на двух конфликтных цветах — желтом и зеленом. Впоследствии Линда выйдет из чил-аута и расширит сферы влияния: через три года ее клипом и образом будет вдохновляться Мадонна, чье видео Frozen в мире станет куда известнее «Вороны».

Максим Осадчий, оператор: «Мы с Фадеевым тогда тесно дружили и он предложил без режиссера, вдвоем сделать эту работу. Клип был снят на шестнадцатимиллиметровую пленку в студии, где репетировала и записывалась Линда. Поскольку обстановка там была довольно камерной, в этих незамысловатых декорациях можно было снять только крупные планы, без особого размаха. Сам проявлял, делал цветокоррекцию, монтировал, а потом Макс смотрел».

Максим Фадеев, продюсер: «Весь креатив по проекту “Линда” придумывал я сам на основе разных моих увлечений — индийской, буддистской, тибетской культурами. У Линды была очень интересная внешность, красивое лицо. Я считал, что его нужно показывать максимально крупно. Режиссерами всех клипов Линды, без исключения, были я и Макс Осадчий».

1995

Ирина Салтыкова «Серые Глаза»

реж. Сергей Кальварский

Безумный дебют нашей Памелы андерсон

Клип стоит на трех китах: попарт, хинтай, BDSM. Барби, одетая в топик с овальным вырезом на груди, оказывается в стране чудес, где ее ждет превращение в Госпожу. Действие происходит одновременно в двух пространствах: розовом домике и садомазохистском подвале, в котором вовсю орудуют небритые музыканты. В домике находятся барная стойка, закрепленная на спине исполинской игуаны, стена с огромными моргающими глазами и длинная сужающаяся комната. После того как вдоволь напевшейся и счастливой Салтыковой бармен наливает коктейль, зафиксировав бокал у Ирины между ног, а шейкер вставив себе за пояс, с ней происходит перемена: она становится суровой Снежной королевой с плеткой, способной укротить банду мужиков, затянутых в цепи и ошейники. Атмосфера безумия поддерживается мантрой «Мне говорят, ты сошла с ума, а я говорю — разберусь сама». За «Серыми глазами» последовал сиквел «Голубые глазки» и роль в «Брате-2»: «Салтыкова клевая», — говорил Данила Багров.

Сергей Кальварский: «Ко мне в офис пришли два художника, сказали, что приехали из Израиля и хотят работать. Я их взял и они сделали эти безумные декорации. Огромные глаза на стенке позади бармена открывались вручную, их тянули веревками. А в роли барабанщика снялся настоящий барабанщик из группы “НОМ”. Такое камео. Салтыкова, наверное, и не знает группу “НОМ”, а мне приятно. Идея клипа приблизительно такая: в женщине есть два начала. За сладкой внешностью может скрывать что-то совсем другое. Сверхзадача была, чтобы зритель получил эмоции от видео. И в то же время, чтобы оно не убило песню. У нас получилось, этот клип сделал Иру звездой».

1995

«БлесТящИе» «Там, только там»

реж. и оператор Максим Осадчий

Первый рейв на центральных каналах

Вольная интерпретация «Жидкого неба». Сюжет разворачивается в компьютерном мире или на другой планете. В клипе снялись первые участницы группы Ольга Орлова, Полина Иодис и Варвара Королева, которая не доживет в группе до первого турне и положит начало ротации солисток. В видео, сияющем всеми цветами радуги, девушки в образах школьниц, начитавшихся журнала «ПТЮЧ», наивно притопывают в своих плюшевых шортах, рейверских ботинках на платформе и с накладными ресницами кислотных цветов. Засняв, как мягкие игрушки атакуют трио, камера улетает обратно в космос. Единственный клип, где можно увидеть «Блестящих» до «потери невинности».

Максим Осадчий: «Андрей Грозный и Андрей Шмыгов, музыкальный и финансовый директора группы, решили обойтись без режиссера и сделать визуально простой ролик. Мы провели одну съемку в павильоне на белом фоне. Установка была, чтобы “Блестящие” больше походили на детей, чем на сексуальных девушек».

Полина Иодис, участница группы: «Мне тогда было всего шестнадцать лет. Все было так интересно — первый опыт перед камерой, много дублей. Первый альбом вышел очень позитивным, легким. Мы были мелкими и жизнерадостными. С Ольгой Орловой и нашим бушующим директором, с которым она тогда жила, мы познакомились случайно. Через пару месяцев Оля предложила петь с ней в группе, а еще через месяц вышел клип, после которого мы проснулись знаменитыми. Меняться все стало как раз перед моим уходом, через три года. Песни стали проще, меньше электроники. Сейчас концепция изменилась совсем, а тогда нам не нужно было надевать каблуки, показывать грудь и быть роковыми тетями».

1996

«Иванушки InternatIonal» «Тучи»

реж. Олег Гусев

Космическая одиссея команды Матвиенко

Прорыв группы «Иванушки», нашей главной мальчиковой группы, существующей до сих пор. Продюсер Матвиенко решил поженить бойз-бенд и трип-хоп, а режиссер Гусев — смешать все, что подвернулось под руку: автомобиль «ЗИМ» и мотоцикл Yamaha, космические аппараты и Финский залив, подвижных парней и отрешенную девушку, клонированную из Линды. Цветовое решение клипа — в духе модной тенденции на минимализм: «Тучи» плывут в бежевом и голубом. Съемки на дамбе ввели моду на Петербург — почти все клипы ближайших пяти-семи лет делались здесь. Присмотритесь повнимательнее к образу Игоря Сорина в этом видео: шаровары, майка в облипку и рубашка на три размера больше — это лук следующего сезона, включая гопстижку с тонкой прореженной челкой на бритой голове. Мастхэв — овальные темные очки героини.

Олег Гусев: «За месяц до съемок Игорь Матвиенко позвонил мне и сказал, что у него есть один музыкальный проект, но дело как-то не двигается. И сейчас он хочет сделать последний рывок — если не пойдет, то расформирует группу. Мы решили сделать странный футуристический ролик. Ребят облили из шланга и подморозили. Тогда они были свежими, не избалованными славой, работали на высоком эмоциональном уровне. И благодаря клипу стали звездами спустя месяц. Снимали на дамбе в Кронштадте. Космический объект — это первые опыты с компьютерной графикой. Тогда дела с этим обстояли плохо, но я думаю, что и без этой летающей хрени клип бы удался».

1996

Валерий Меладзе «Девушки из высшего общества»

реж. Виктор Конисевич

Легкомысленный выпад грузинского романтика

Клип-ренегат. Во времена расцвета «клипового монтажа», ставшего визуальным языком эпохи, этот ролик был снят одним планом. Удивляет несоответствие видеоряда сюжету песни: мы не видим никаких «утонченных натур», «Достоевским увлеченных», чьи папы «в посольстве служат дипломатами». Вместо этого наблюдаем выставку непрофессиональных моделей а-ля конкурс красоты в газете «Комсомольская правда». Модель как и диджей — культовая профессия 1990-х, и в этом клипе семьдесят девушек состязаются за внимание будущего Эроса Рамазотти нашей эстрады. Причем, он видит их лишь со спины, а для нас это бесценная энциклопедия луков своего времени. Первая «несерьезная» песня, выпущенная Валерием Меладзе. Артист грамотно поступил, попрощавшись с «Цыганкой Сэрой», снизил градус драматизма и заложил крепкую основу своей блестящей карьеры.

Виктор Конисевич: «По креативу клип “Девушки из высшего общества” я считаю лучшей своей работой в этом жанре. Подбором персонажей занималось частное агентство — девушек фотографировали на улице, предлагали сделать портфолио. Я хотел, чтобы в клипе не было профессионалок, сниматься должны были девушки из серии “хочу быть моделью”. Посмотрел пятьсот фото, отобрал сто пятьдесят. А потом была живая очередь — они заходили, и каждой я давал задание: откусывай гриб, выпускай птичку, стой с весами, верти на пальце ключи от машины. Периодически забегал директор агентства и говорил: “Одна девушка устала ждать, пока ты ее примешь. Но она только что из Болгарии, загорела там, и у нее такая попа!” Но мне-то лица нужны! На четвертый раз я согласился. Она заходит, он разворачивает ее спиной и задирает юбку. Тогда концепция поменялась: шестьдесят девять лиц и одна попа. Производство обошлось примерно в двадцать пять тысяч долларов. Мы с оператором Максом Осадчим вычислили расстояние между девушками, чтобы ровно за три минуты сорок секунд прокатиться мимо них с камерой. Собрали все рельсы, какие были на “Мосфильме”. Стену ангара у него за спиной разрисовали граффитчики из Da Boogie Crew. Прически и мейк-ап делали одновременно семеро визажистов. Клип был снят за два дубля. Есть эпизоды, где девушки не понимают, когда на них смотрит камера, и отыгрывают свое микрозадание вне кадра — раньше или позже. Получилось очень шкодно и наивно».

1997

«Мумий тролль» «Утекай»/«Кот кота»

реж. Михаил Хлебородов

Вспышка сверхновой рок-звезды

Первые клипы «Мумий Тролля» с альбома «Морская» покорили Россию благодаря непривычному для нашего рока образу их главного героя. В первом, «Утекай», лощеный андрогин из Лондона Илья Лагутенко стриг и брил девушку-модель под входящий в моду брит-поп. Во втором клипе действие переместилось из парикмахерской в красную комнату с выжженным потолком, напоминающую зал ожидания в борделе. С той же, но уже побритой подружкой новый кумир молодежи ловил в ней тараканов, покушавшихся на объедки гамбургера. Лагутенко, русский Джарвис Кокер, будто под экстази, был квинтэссенцией всего самого модного в мировой музыке, в то время как здесь заправляли другие герои, предпочитавшие пиво или в лучшем случае коньяк. Эти клипы были настолько круты, что следующее видео, на песню «Не звезда», снятое другим режиссером, группа забраковала. Только благодаря латышскому визионеру Виктору Вилксу «Мумий Тролль» еще долго удерживал взятую высоту и и был группой с лучшей видеорепутацией.

Илья Лагутенко: «Оба клипа снимались подряд, что гораздо экономнее. На носу был Новый, 1997 год, и никто еще не слышал альбома “Морская”. Съемка проходила четыре дня в павильонах “Мосфильма”, в то время холодных, разрушенных и темных. Стоило все удовольствие в районе тридцати тысяч долларов. Хлебородов был выбран по рекомендации продюсера Шульгина. Я никого в Москве все равно не знал, а снимать клип в Лондоне выпускающая компания не решилась. Оно и понятно — все потраченные на съемки деньги вписали мне в долг, который я потом отдавал. Стричь девушку наголо в “Утекай” было домашней заготовкой. Была и модель, которая хотела постричься, потому что ей краской пережгли волосы на другом проекте. Второй клип было задумано сделать в “стильной” декорации тусовочной квартиры. Никто не знал, чего ожидать друг от друга, и все снималось по ходу: теперь ты стрижешь и поешь, а мы снимаем. Даже весь гардероб полностью был из моего скромного чемодана. Никто не знал, как выглядит группа, да и планов на живые выступления тогда еще не было. Везти музыкантов из Владивостока было накладно, поэтому снимались ребята из группы “Свинцовый туман”. Песни они слышали впервые. Тогда все это клипмейкерство в стране только начиналось. Мы знали только, что если на кинопленку — то качество будет хорошее, и ты будешь отличаться от снятого на видеокамеры телеформата».

1997

Дельфин «Дилер»

реж. Антон Борматов

Героиновый шик бывшего арбатского брейкдансера

Первое «некрасивое» видео. Режиссерам и артистам надоело путешествовать по вымышленным мирам, захотелось правды и реализма. Тру-история из жизни московского пушера показана в документальной манере, снята черно-белой камерой с плеча и резко смонтирована. В 1992 году Мистер Малой уже показал настоящий рэперский стрит-стайл в клипе «Буду пагибать маладым», исполнив гимн наркотикам и алкоголю. Но пять лет спустя настала пора бороться с зависимостью. Колкая вещь «Дилер» стала первым шагом к преображению Дельфина, который начинал с того, что занимался «Сексом без перерыва» в группе «Мальчишник». Позже он построит свою карьеру на раскаянии, поисках себя и заработает лавры русского Тома Йорка.

Антон Борматов: «С Дельфином мы познакомились в клубе. Он спросил, чем я занимаюсь. Я ответил, что снимаю клипы. Хотя на самом деле еще ни одного не снял, а только очень хотел. Мы сели в его машину, послушали трек. Я предложил идею с компьютерной графикой, но для Дельфина это было дорого. На следующий день придумали оригинальный сюжет.Я судорожно собрал группу. Массовку набирали по фанатским сайтам. Я поехал в Мекку производства клипов, во ВГИК, искать актеров. Там я встретил Владимира Вдовиченкова, тогда еще студента. Он ответил, что Дельфин ему нравится и что он готов работать. Все локации были бесплатные. Квартира — та, в которой жил либо сам Дельфин, либо его продюсер Леша Виноградов. На улице тоже ничего не было оцеплено. Дельфин читает в камеру текст, едет в собственной “девятке” не смотря особо на дорогу, и на скорости 60 км/ час врезается в стоящий троллейбус. Я говорю: “Так, мы все меняем. Ты уходишь от погони, врезался, бросаешь тачку и бежишь”. Они на меня смотрят: “Антон, подожди, мы свою тачку угрохали”. Нас чуть не загребли, когда Дельфин выкидывал на улице пакет, в котором якобы был кокаин, а мимо проезжала милиция. Мы предложили им попробовать его на вкус, это был стиральный порошок. Все это стоило шесть тысяч долларов. Мы снимали на просроченный Kodak, и клип стал черно-белым, потому что реальный цвет критики не выдерживал. Показали “Дилера” нескольким телеканалам. И нам сказали, что без надписи “Не употребляйте наркотики” его не покажут, потому что клип является косвенной пропагандой, хотя мы и старались, чтобы наркоманы выглядели жалко. В итоге нам навязали эту надпись, что, на мой взгляд, выглядит несколько пошло. Зато он вышел в эфир».

1999

Алсу «Зимний сон»

реж. Юрий Грымов

Снежная сказка из Татарстана

Первый клип-«кино». Сергей Маковецкий, только что сыгравший в фильме Балабанова «Про уродов и людей» о подпольном порнографе, заезжает в новорусский теремок к старой подруге — Елене Яковлевой, «интердевочке», ставшей следователем Настей Каменской. У камина, в свитере из шерсти антилопы чиру, задрав ноги, обнаруживается Алсу с некой книгой. Нетрудно догадаться, что девушка читает «Лолиту» — по роману Набокова только что вышел одноименный фильм Эдриана Лайна с Джереми Айронсом. Пока Маковецкий с мамой играют в снежки, юная героиня страдает у батареи. Гость проводит в теремке все выходные, тетива натягивается, но выстрела не происходит — все это приснилось героине. Клип ввел моду на дорогостоящие постановочные истории, а также обозначил появление на поп-сцене нового типа женщины — покорной и мягкой, какими стали Жасмин и обновленная к тому времени Валерия. Ближайшие годы они втроем будут противостоять напору «поющих трусов».

Юрий Грымов: «Мне кажется, очень важно, чтобы зрители подключались сердцем. Чтобы они узнавали свои мечты, свои страхи, и вступали в контакт с изображением. В случае с “Зимним сном” нам это удалось. Но тут многое зависит от артиста. Ведь артист теперь — это тамада, который должен рассказывать анекдоты. Разве Басков — это певец?»

2000

«Тату» «Я сошла с ума»/«Нас не догонят»

реж. Иван Шаповалов

Первый и единственный прорыв руской поп-музыки на запад

Мифотворческая бомба, рождение сверхпопулярного проекта из ничего. Пока Земфира и «Гости из будущего» лишь аккуратно подбирались к «теме», «Тату» раскрыли ее на 200%. Оба видео лишены сюжета, но заявляют главные идеи проекта: однополую любовь, конфликт отцов и детей и, как результат, побег из страшного мира взрослых. В клипе «Я сошла с ума» юные Юля и Лена на школьном дворе, больше напоминающем концлагерь, мокнут под проливным дождем и бьются лбами о рабицу непонимания, в финале убегая за горизонт. Во втором видео девочки угоняют бензовоз, мчат по заснеженной трассе и сбивают продюсера Шаповалова в роли дорожного рабочего. Два года спустя домотканый блокбастер «Тату» был оцифрован и продан на Запад, где возглавил хит-парады Англии и США.

Лена Катина, участница проекта: «Я считаю, что клипы просто отличные, прекрасно сделанные и выдержаны стилистически. Съемка “Я сошла с ума” проходила на Ходынском поле. Все длилось два дня и обошлось в тридцать тысяч долларов. Мы с Юлькой тряслись от холода, когда нас поливали водой, и это было реалистично. Месседж клипа — ханжество и ретроградство всегда отступают, когда человек стремится к свободе. На съемках “Нас не догонят” было очень холодно. Мы периодически согревались коньяком и одеялами, но перед этим нас закаляли. Мы жили в гостинице под Дмитровом — с тараканами и муравьями, но нас это мало беспокоило. И Юлькин день рождения мы отмечали на съемках. Дублеры участвовали только в эпизоде на крыше едущего трака. Во всех остальных снимались мы. Особенно тяжело было, когда нас в двадцатиградусный мороз поставили перед большим вентилятором и бросали перед ним снег, чтобы создавалось ощущение метели и движения. А снег был жесткий, маленькими льдинками бил по лицу. Рабочего должен был играть актер, но в итоге Ваня и сам сыграл отлично. Также в кадре появляются фото из наших с Юлей семейных альбомов. Эти два клипа придумывались в разное время, так как никто не ожидал такого безумного успеха первого видео и мы не знали, будет ли вообще второе. Но вторая история, конечно, продолжение первой. Сейчас я смотрю эти ролики с чувством удовлетворения и немного печали. Скучаю по этим временам! Начало карьеры, семнадцать лет. Прекрасное время! Сейчас тоже прекрасное, но совсем другое!»

2003

Глюкоза «Невеста»

реж. Максим Фадеев

Масяня в гостях у Gorillaz

Полностью анимационный клип был необходим проекту «Глюкоза», чтобы создать интригу. На первых порах продюсер Максим Фадеев скрывал имя и внешность солистки, отчего ползли слухи об участии Жанны Агузаровой. В «нулевых» Максим Фадеев перестал делать глубокомысленные и перепродюсированные проекты. На смену 3D-полифонии Линды пришла плоская фанера «Глюкозы», таким оказался и клип — манга-боевик. И хотя задумка была довольно интересной, видео положило конец эпохе видеоклипов-прорывов. Рельсы клипмейкерства были выкованы, и поезда поп-музыки устремились по уже проторенным к тому времени маршрутам.

Максим Фадеев: «Проект был рассчитан на совсем юную аудиторию. Запуская любой из своих проектов, я всегда сперва представляю, кто пойдет на концерт и купит пластинку. Квентин Тарантино к самому клипу и Глюкозе-невесте с мечом никакого отношения не имеет. Наоборот, я знаю, что Тарантино, увидев этот клип, решил вложить катану в руки своей невесте. Это легко проверить, сравнив даты выхода нашего клипа и фильма “Убить Билла”, который вышел на следующий год».


Наши проекты

Комментарии (2)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

  • Максим Лапшин 10 июля, 2013
    Пересмотрел ещё раз и понял что репортаж делал выкормыш ЕГЭ...КАк вы таких берёте на работу!!!Возьмите меня и всё станет реальнее...
  • Максим Лапшин 10 июля, 2013
    Похоже рейтинг составлял 15ти летний...Рейтинг правдив , но ЛИДЕРОВ забыли "РУКИ ВВЕРХ", "ЗЕМФИРА"....

Читайте также