ТОП 50. НОМ

кино

НОМ

Накануне двадцатипятилетия коллектива хедлайнеры абсурд-рока сняли свой самый масштабный кинопроект — космическую одиссею «Звездный ворс». Один из создателей и идеологов группы «НОМ», продюсер, режиссер и соавтор сценария фильма Андрей Кагадеев рассказал об эпохальном трэш-шапито.

Вашу группу как-то принято считать субкультурным явлением. «Звездный ворс» будет доступен массовому зрителю?

Это и есть кино для широкого зрителя. Мы же не снимали артхаус — просто делали увлекательную историю в нашей манере. В «Бриллиантовой руке» никто ведь не ищет великого драматического искусства, это такой гипертрофированный гротеск, идиотизм, который всем близок и смешон. Нечто похожее есть, я надеюсь, и в нашей комедии. Мы — люди определенного поколения, детьми ходили на «Фантомаса» с Луи де Фюнесом и картины Гайдая. Но также на нас повлияли сюрреалистический фильм Луи Маля «Зази в метро» и «Окраина» Петра Луцика и Алексея Саморядова, которая для нашей студии вообще является эталоном современного кино.

Каков сюжет фильма?

Видимо, все началось с игры слов Star Wars, породившей название. Как-то мне попалась книга о научных изысканиях Третьего рейха. Одна из теорий была о твердом космосе и доказывала, что мы живем на вогнутой поверхности, вокруг которой твердая субстанция. Была даже построена инфракрасная установка, ученые запускали луч в небо и ожидали, что он отразится и вернется. За основу фильма мы взяли эту теорию.

И ваши герои ее проверяют?

Ну да. Безумный профессор, которого играю я, в XXIII веке пытается доказать научному сообществу, что все предшествующие полеты были полетами внутри полости, потому что настоящий космос под ногами! Надо вгрызаться в землю и ползать по вселенной. С этого у нас все и начинается, а дальше происходит космическая одиссея. С помощью объявления в газете собирается разношерстный экипаж, как было в «Аэлите» Алексея Толстого. Вся эта компания в ватниках летит на Марс, питаясь копченой рыбой. Получилось сочетание научной фантастики и простых бытовых деталей с сатирическим оттенком — нам близок стиль ленинградских фантастов, вроде ныне забытого Вадима Шефнера. Это история, основанная на родных российских реалиях. Все персонажи знакомые, и даже в будущем, оторванном от нашего времени на триста лет, многие себя узнают. Плюс сюжет завязан на поисках Бога, поднимаются вопросы веры. Бога у нас сыграл Артемий Троицкий.

Среди участников также Борис Немцов.

Борис Немцов в XXIII веке будет президентом. Еще в «Звездном ворсе» участвуют Татьяна Лазарева, Евгений Цыганов, Псой Короленко, Стас Барецкий, Александр Лаэртский, Сергей Михалок. Фильм получился отчасти народным, никто никого не заставлял, денег не платил: если интересно — присоединяйся, попадешь в историю. Сергей Шнуров исполнил свою лучшую роль, потому что играл не себя, как обычно, а фантастического персонажа. Роман Трахтенберг, для которого эта картина стала последней, конкретно перевоплотился — отлично сыграл, на уровне Доцента из «Джентльменов удачи».

Ваша группа всегда была связана с производством видео и никогда не обращалась к клипмейкерам.

Как только мы стали заниматься музыкой, сразу начался театр, в котором у всех были свои роли и свои псевдонимы. После выхода в 1989 году первого альбома «НОМа» тут же появились желающие сделать видео на песни «Карлик» и «Насекомые». Как правило, это были наши знакомые, работавшие на телевидении и имевшие необходимую технику. Сценарии и персонажей клипов мы придумывали сами. Тогда же вместе с моим сокурсником Сергеем Бутузовым мы написали несколько повестей и рассказов, а в качестве творческого кредо ввели понятия «драматизация идиотических проявлений действительности» и «идиотизация драматических». В середине 1990-х кроме клипов мы выпустили две короткометражки: «Слоненок Гобо» и тридцатиминутный дипломный фильм Влада Кузьмина «Жбан дурака» по моему сценарию.

А когда перешли к полному метру?

В 2000 году, когда на нашей студии «НОМфильм» был снят мюзикл «Пасека», с которого началось наше сотрудничество с художником Николаем Копейкиным. Вторым полнометражным проектом был фильм «Геополипы», состоящий из четырех частей: экранизация рассказов о Ленине и Ким Ир Сене, плюс две оригинальные новеллы о Гитлере и Путине. Потом была «Белорусская быль», затем мы сняли комедию во французском стиле «Фантомас снимает маску», за которую получили диплом на фестивале «Киношок-2008».

Николай Копейкин, Иван Турист и Андрей Кагадеев

Как распределялись обязанности и роли при производстве фильмов?

У нас были свои должностные инструкции: я отвечал за производственно-поэтическую часть, Александр Ливер — за музыкально- производственную. Остальное было коллективным творчеством всех членов группы. Мы понимали друг друга на уровне интуиции, отличались от всех остальных, и нам было весело! Были периоды раскола и разделения на два коллектива — «НОМ-Евро» и «НОМ-Жир». Когда к нам присоединился Николай Гусев, музыкант «АВИА» и «Странных игр», он стал участвовать и в работе над фильмами в качестве композитора.

Каким образом «Звездный ворс» дойдет до зрителя?

У нас договор с молодой прокатной компанией Organic Films, сейчас мы решаем вопрос об участии в фестивалях класса А: «Кинотавре» и других. В любом случае фильм будет на кинорынке и осенью выйдет в прокат.

Фото: Иван Куринной

Интервью: Аркадий Волк


  • Автор: Лена
  • Опубликовано:

Наши проекты

Комментарии (1)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

  • Павел Истомин 6 нояб., 2012
    Когда. Когда. Когда. Когда-когда-когда мы сможем увидеть "Звездный Ворс"? Когда. Когда. Когда. Когда.Когда...

Читайте также