Техника СССР. Топ 10

Техника CCCР. ТОП 10

Все, от идеального такси до сверхзвукового самолета, было «Сделано в СССР». Половину лучших достижений советской техники придумали дизайнеры ленинградской школы, другая половина так и не дошла до народа.

 

ПАВЕЛ АРТЕМЬЕВ
музыкант, актер

При словах о большом стиле я сразу думаю о сталинской архитектуре, которая мне близка. Эти дома построены на века, я сам в таком всю жизнь прожил. Иконой советского кино я считаю Любовь Орлову. Еще советское вызывает ассоциации с военными маршами. Понятно, что там были хорошие песни, но мне не нравится их чрезмерная идеологизированность. Впрочем, возможно, в ходе экспериментов и мне захочется записать что-то основанное на музыке того времени. Из того, что досталось нам от СССР, гордиться нужно в первую очередь людьми. Например, моей мамой. Таких немало, их надо ценить, холить и лелеять. Я, кстати, хоть и играю в группе на клавишах, образование получал по классу тромбона. Учился у Николая Григорьевича Филиппова, сына полка, который всегда ходил в костюме, был крайне аккуратен и собран. Его можно отнести к советским людям, которые мне нравятся.

   

ПАВЕЛ РУМИНОВ
кинорежиссер

В своем последнем фильме под рабочим названием «Я буду рядом», который мы с Машей Шалаевой снимали полтора года, я хотел соединить свободу датской «Догмы» с советскими ощущениями. Я пересмотрел много советского кино и постарался сделать несовершенные склейки — в этом есть человечность. Раньше я увлекался стилем, а сейчас ценю простую картинку, как в «Зимней вишне». Сила советского кино в том, что тогда была другая скорость жизни. В этих лентах больше внимания к людям — их можно не спеша рассмотреть, услышать, как они разговаривают. И я так же неторопливо жил, готовясь к фильму, монтируя его.

БЕЛАЗ

Карьерный самосвал грузоподъемностью 27 тонн, символ «большой стройки» в СССР, был создан всего за один год: первый опытный образец 540-го БелАЗа был передан на испытания в 1961 году. Машина проектировалась быстро, но не на скорую руку: в ней ленинградский конструктор Валентин Кобылинский впервые внедрил гидропнев-матическую подвеску колес, а также общую гидравлическую систему для усилителя руля и подъемника кузова (за что в 1965 году на международной выставке в Лейпциге самосвал был отмечен золотой медалью). Характерная компоновка этой модели со смещенной влево кабиной водителя до сих пор используется в продукции БелАЗа.

 

Диаметр колеса современного БелАЗа достигает четырех метров

«НИВА»

Полноприводный автомобиль повышенной проходимости для жителей села, придуманный в КБ Волжского автозавода ленинградским дизайнером Вале-рием Семушкиным на узлах обычных «Жигулей», — прадедушка современ-ных кроссоверов. Здесь советские конструкторы оказались впереди планеты всей: «Нива» была запущена в производство в 1977 году, в то время как на Западе подобные машины стали появляться лишь в конце 1980-х. «Нивы» пользовались отличным спросом за границей, даже сейчас эти дешевые и неприхотливые внедорожники можно встретить на дорогах Прованса или в горных районах Италии.

ТУ-144

Первый в мире пассажирский сверхзвуковой лайнер, способный летать на высоте 16 300 метров со скоростью 2150 км/ч, был создан в Конструкторском бюро академика Андрея Туполева. Самолет поднялся в воздух 31 декабря 1968 года, выиграв битву за сверхзвук: ближайший конкурент, французский «Конкорд», появится только два месяца спустя. Благодаря уникальным складным передним крыльям Ту-144 был маневренней «Конкорда», однако это достоинство обернулось недостатком: в 1973 году на авиашоу в Ле-Бурже из-за резко выполненного виража «тушка» буквально развалилась на части и камнем рухнула на землю. Катастрофа не помешала началу коммерческой эксплуатации суперсоника: 1 ноября 1977 года Ту-144 поставили на маршрут Москва — Алма-Ата. Однако всего через семь месяцев полеты были прекращены из-за нерентабельности.

 

Билет на Ту-144 по маршрутуМосква — Алма-Ата стоил 68 рублей. При средней зарплате 120 рублей желающих платить эти деньги было немного


ГАЗ-13 «ЧАЙКА»

За стремительными формами кузова «Чайки», навеянными дизайном американских «Паккардов», скрывался образ автомобиля-мечты. И не только потому, что это была первая советская машина, у которой имелись такие буржуазные излишества, как «автомат», усилители руля и тормозов, электростекло- подъемники и даже радиоприемник с автопоиском и электроприводом антенны. «Чайку» фактически нельзя было купить — только получить в подарок от партии. И этим подарком с удовольствием пользовались патриарх Пимен, писатель Шолохов, балерина Уланова, а также первая женщина-космонавт Терешкова, специально для которой «Чайку» впервые покрасили в белый цвет.

На «Чайках»-кабриолетах выезжали на парады командующие
военными округами в столицах
союзных республик. В Москве
и Ленинграде для этих целей
предназначался ЗИЛ


ПАЗ «ТУРИСТ-ЛЮКС»

Экспериментальный 8,5-метровый туристский пазик ленинградский художник-конструктор Марк Демидовцев, отец вазовского дизайна, разработал для участия в автобусной выставке 1969 года в Ницце, на которой и получил Гран-при. Конструкторы Павловского автобусного завода отошли от принятых канонов создания подобных моделей, разместив основной багажный отсек не под полом, а в задней части салона (здесь же располагался мотор), за счет чего высота кузова уменьшилась с 3,5 до 2,8 метра. Несмотря на полученные международные награды за дизайн, в серию автобус так и не пошел.

«МЕТЕОР»

Cоветский Союз стал пионером в строительстве скоростных пассажирских судов на подводных крыльях, начав их серийный выпуск в 1957 году. Тысячесильный двигатель мог ускорять такие корабли до 65–70 км/ч — недосягаемой для обычных речных трамвай-чиков скорости. Расплачивались за это высоким расходом топлива, что, в свою очередь, сказывалось на стоимости билетов. И хотя поездка на таком судне была недешевой, желающих промчаться по водной глади с ветерком было предостаточно. Крылатые «Ракеты», а также пришедшие им на смену «Метеоры» и «Кометы» активно поставлялись за рубеж, а их производство продолжалось до начала 2000-х.

«Метеор» в сравнении с другими видами транспорта самый быстрый и
дешевый


ГАЗ М-20 «ПОБЕДА»

В феврале 1943 года, сразу после разгрома фашистов под Сталинградом, на Горьковском автозаводе началось проектирование нового массового автомобиля. Прототипом машины послужил Opel Kapitan образца 1938 года, его обтекаемый «понтонный» кузов и шасси с независимой передней подвеской по тем временам считались очень прогрессивными. Однако советские конструкторы доработали исходник: кузов лишился выступающих крыльев и стал ниже, что улучшило его аэродинамику. Предсерийные экземпляры новинки назы- вались «Родина», но перед постановкой на конвейер машину переименовали в «Победу» — говорят, Сталину не понравилось, что «Родина» могла стать ходовым товаром.

«Победа» редкой модификации кабриолет использовалась, как правило, в качестве
киносъемочной машины


ГАЗ-21 «ВОЛГА»

В этой преемнице «Победы» было собрано все самое лучшее из зарубежных моделей своего времени, но когда в 1957-м наконец началось ее массовое производство, дизайн машины успел потерять актуальность. Впрочем, это не волновало советских людей, для которых «Волга» на долгие годы стала символом достатка и успеха. Чтобы стать ее обладателем, простому инженеру нужно было откладывать всю свою зарплату на протяжении пяти лет. Несмотря на дороговизну, «Волга» с оленем на капоте была бестселлером: почти за четверть века было выпущено 639,5 тыс. машин.

ТАКСИ ВНИИТЭ

Этот мини-вэн с характерной «таксишной» раскраской и сейчас выглядит футуристически. А ведь он был создан почти полвека назад. Построенный по заданию Совета министров СССР во Всесоюзном научноисследовательском институте технической эстетики, автомобиль проектировался специально для работы в качестве такси. В просторном стеклопластиковом кузове с ровным полом (двигатель находился сзади) все было подчинено удобству пассажиров: они садились в салон через широкую сдвижную дверь с электроприводом и могли развалиться на заднем диване с вытянутыми ногами. Однако для того времени и места, где он появился, проект оказался слишком авангардным.

 «БЕЛКА»

В 1955 году НАМИ совместно с Ирбитским мотоциклетным заводом построили прототип необычного автомобильчика. Экспериментальная «Белка» удивляла коротким передом и удлиненной кормой, а также оригинальным доступом в салон: водитель и передний пассажир садились через откидывающуюся носовую часть кузова. Аналогичная схема использовалась в итальянской микролитражке Isetta образца 1953 года, но если «Изетта» стала серийной моделью, то наша «Белка» так и осталась концептом.

Фото: Дмитрий Журавлев, архивы пресс-служб, архивы журнала «За рулем», Олег Мерцедин (РГАКФД), архив Светланы Мирзоян, архив НАМИ

Рисунок: Никита Панин


  • Автор: Лена
  • Опубликовано:

Наши проекты

Комментарии (5)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

  • Гость 8 июня, 2014
    http://prodawez.blogspot.ru/ Ваши покупатели Ваши покупатели http://prodawez.blogspot.ru/
  • Гость 3 июня, 2014
    http://prodawez.blogspot.ru/ Клиентские базы тел +79IЗЗ9IЗ8З7 Клиентские базы тел +79IЗЗ9IЗ8З7 http://prodawez.blogspot.ru/
  • Гость 27 мая, 2014
    Здpавcтвyйтe! Ваc интeресуют kлиентсkие бaзы данных? Здравствуйте! Вас интересуют клиентские базы данных? http://w.w/
  • Гость 26 мая, 2014
    Здpaвствyйтe! Вaс интeреcуют kлиентскиe бaзы данных? Здравствуйте! Вас интересуют клиентские базы данных? http://w.w/
  • Гость 16 мая, 2014
    http://prodawez.blogspot.ru/ Ваш потенциальный клиент Ваш потенциальный клиент http://prodawez.blogspot.ru/

Читайте также