Выехал на санках

В начале 1960-х художника и фотографа Валентина Самарина подвергли принудительному лечению в психбольнице за оппозиционную листовку. В палате он решил, что художественное видение мира не равно копированию, – и это стало его творческим кредо.

Самарин – товарищ Бориса Смелова и других мастеров ленинградской подпольной фотографии, выставлявшихся на квартире поэта Константина Кузьминского. В 1960–1980-х годах он сделал сотни фантастических фото в собственной технике «санки», где нет никакого контроля за съемкой и проявкой, а есть «контакт несущихся, как санки с горы, невидимых еще проекций изображения». Часть работ Самарин окрестил «белыми иконами» – это мутные снимки андеграундно-богемных персонажей, которые превращены им в потусторонние светящиеся силуэты. Госбезопасность такое новаторство не поощряла, и в 1981 году художника выдворили из СССР, после чего он осел в Париже. Самарин так и не получил французского гражданства, но, щеголяя в берете набекрень, черных штанах, зашитых зелеными нитками, и с бутылкой граппы в любое время суток, стал видным героем местной богемы. Несколько лет назад вынужденному эмигранту с помпой вручили российский паспорт, пригласив вернуться на родину. А теперь работы мэтра торжественно переезжают из полуподвальных галереек в Государственный Русский музей, где открывается большая ретроспектива его фотографий.

Валентин Самарин.
Государственный Русский музей,
с 17 сентября


Наши проекты

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Читайте также