Царицын лук

Владимир Боровиковский первым из русских портретистов стал изображать высоких особ не в мундирах и парадных интерьерах, а в домашней одежде и приватной обстановке. Отчего и стал Никасом Сафроновым XVIII века: ему охотно позировал весь высший свет – от поэта Гаврилы Державина до самой Екатерины II.

Боровиковский родился в Миргороде – небольшом городке на Украине – и в молодые годы писал иконы для местного храма. Когда ему было уже около тридцати, его самобытные работы заметил Николай Львов, архитектор, поэт и художник, входивший в свиту императрицы. Вскоре Владимир переехал в Петербург и уже через несколько лет получил звание академика. Причиной тому – прекрасный камерный портрет Екатерины Великой на прогулке в Царскосельском парке, где царская особа впервые была изображена не в парадном одеянии, а простоволосой, в домашнем платье. Этой картиной впоследствии воспользовался Пушкин, когда создавал образ царицы в повести «Капитанская дочка». Закат жизни Боровиковского омрачила смерть одной из его моделей – красавицы Марии Лопухиной: людская молва приписала трагедию «дурной кисти» художника. Под влиянием слухов он в суеверном страхе все реже обращался к портретному жанру. Тем не менее наследие его огромно – на выставке покажут лишь самое значимое из собраний Русского музея, Эрмитажа, Лувра и Кунстхалле.

Владимир Боровиковский.
Русский музей, корпус Бенуа,
с 26 марта


  • Автор: sobaka
  • Опубликовано:
  • Материал из номера: ЖИТЬ!

Наши проекты

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Читайте также