Независимое кино

ИСТОРИЯ НЕЗАВИСИМОГО КИНО

В сложившейся системе кинопроизводства независимым принято называть то кино, которое производится вне крупных голливудских студий – на деньги мелких компаний и частных инвесторов. Плюс такого подхода к созданию фильмов очевиден – отсутствие контроля за творческим процессом, а ведь голливудские режиссеры очень любят жаловаться на шастающих по площадке с «ценными указаниями» исполнительных, ассоциативных и прочих сопродюсеров, навязанных какой-нибудь Universal или Warner Bros.

Вырваться из цепких объятий крупного капитала кинематографисты хотели со времен зарождения кино – тогда на какое-то время американский кинематограф был монополизирован трестом изобретателя Эдисона. Адвокаты Эдисона преследовали тех, кто не желал с ними делиться, – так, кстати, и возник Голливуд, когда киношники один за другим уезжали в Калифорнию и объединялись. Пытаясь уйти от системы, эти люди создали систему собственную: созданные ими студии быстро стали главными мировыми производителями кино, а Голливуд получил название «фабрика грез». Теперь уже эти студии контролировали все стадии кинопроцесса, и новое поколение режиссеров и артистов возжелало свободы. Самые известные люди Голливуда – звезды немого кино Чарли Чаплин, Дуглас Фэрбенкс и Мэри Пикфорд, а также гениальный режиссер Дэвид У. Гриффит создают первую независимую студию – United Artists. Впрочем, их попытку никак нельзя назвать успешной: к концу 1940-х UA канула в безвестность. Тем не менее их труд не прошел даром: уже в 1948 году крупные студии лишились многих монополистских технологий и возникли предпосылки для крупномасштабного независимого бума.

Первые ласточки американского независимого кино, быстро ставшего просто инди, появились уже тогда – с первыми фильмами маргиналов вроде Майи Дерен и Кеннета Энгера. Эти же картины, к слову, вдохновили и европейцев – Годара и Трюффо в числе прочих. К 1960-м выросло целое поколение молодых интеллектуалов, которые хотели снимать свое кино и не тратить на него гигантские бюджеты. Именно этим авторам – Мекасу, Брэкеджу, Корману, Ромеро и их последователям – удалось не только доказать эффективность инди, но и заложить основы киноавангарда, кино категории «Б», да и нынешнего голливудского жанрового кино в конце концов.

В 1978 году у американского инди появилась столица – городок Парк-Сити в штате Юта. Именно там пара энтузиастов, заручившись поддержкой известного актера Роберта Редфорда, начала проводить ежегодный фестиваль фильмов, снятых вне больших студий. По имени главного героя Редфорда – Санденса Кида – фестиваль стал называться «Санденсом». Именно оттуда так или иначе вышли все значимые американские киношники 1980–2000-х: от Тарантино до Джармуша. До сих пор каждый год в январе «Санденс» открывает новые имена и упорядочивает поток талантов из неизвестности к славе.

ГЛАВНЫЕ НЕЗАВИСИМЫЕ РЕЖИССЕРЫ

Роджер Корман

Йонас Мекас и Роджер Корман
Авангардист и король фильмов категории «Б»
Два режиссера, стоявшие у истоков инди, видели независимое кино прямо противоположным. Мекас снимал длинные дневниковые зарисовки и документальный авангард, во многом благодаря ему рамки кино раздвинулись еще шире. Корман, наоборот, исследовал обратную сторону инди и показал, как за маленькие деньги снимать крепкое, интересное и немного дурацкое жанровое кино. Именно его усилиями грайндхаусы Америки заполнялись все новой продукцией, и, кстати, именно у него получали кинообразование будущие герои нового Голливуда: Коппола, Скорсезе, Рон Хоуард и Питер Богданович.

Джон Кассаветис и Сэмюэл Фуллер
Беглецы из Голливуда
Два важнейших инди-режиссера начинали карьеру нормальными студийными работниками: Кассаветис снимался на телевидении и в Голливуде, за сценарии Фуллера и вовсе шла война между крупными компаниями. Но когда первый решил снимать кино сам, а второй захотел делать личное, важное в первую очередь для себя кино, оба стали независимыми. Кассаветис в итоге снял такие шедевры, как «Глория» и «Лица», а Фуллер делал важные, провокационные и минималистичные картины вроде «Парк-роу» и «Шокового коридора».

Фрэнсис Форд Коппола и Мартин Скорсезе
Титаны нового кино
Пришедшие из ниоткуда (вообще-то, из монтажных Роджера Кормана), эти два молодых режиссера взорвали Голливуд изнутри, когда после своих первых фильмов – «Вагона по имени Берта», «Злых улиц» (Скорсезе) и «Людей дождя» (Коппола) – смогли диктовать голливудским студиям любые условия. Так появились важнейшие фильмы 1970-х: «Таксист», «Бешеный бык», трилогия «Крестный отец».

Мартин Скорсезе

Дэвид Линч, Стивен Содерберг, Спайк Ли и Гас Ван Сент
Cool-режиссеры
Когда в 1980-х прежние герои постарели и поблекли, увязли в муках творчества (как Скорсезе и Питер Богданович) или потерпели финансовый крах (как Коппола), «Санденс» предъявил миру новые лица инди. Циничные, талантливые и неудержимо честные молодые люди стали снимать новое кино – кино, которое принято характеризовать английским словом cool. Линч фиксировал внутренние психозы и стирал грань между сном и явью, Содерберг ставил диагноз обществу закомплексованных яппи, Спайк Ли со всего размаху бил битой по расовым стереотипам, Ван Сент в открытую обсуждал тогда еще провокационную гомосексуальность, но на деле снимал кино о блекнущей красоте и горечи взросления. Совсем разные, чуть ли не полярные, эти режиссеры определили лицо инди на годы вперед.

Спайк Ли

НОВЫЕ ЛИЦА СОВРЕМЕННОГО АМЕРИКАНСКОГО ИНДИ

Ричард Келли
Новый Воннегут
Ричард Келли, чей «Донни Дарко» был обласкан критиками всего мира, а недавние «Сказки Юга» этими же критиками были освистаны, снимает кино, которое напоминает чей-то странный сон о нашем будущем. Главный герой «Донни Дарко» был лунатиком, так и фильмы Келли напоминают блуждание во сне – странно размытые, одновременно высмеивающие современный мир и показывающие его изнанку. А «Сказки Юга» и вовсе представили Келли едким, но убийственно точным футуристом, человеком, способным стать Куртом Воннегутом от кино, – это потрясающе смешная черная комедия, проникнутая при этом подспудной печалью по человеку нашего времени.

Хармони Корин
Нежный реалист
Бывший уличный подросток, Хармони Корин прославился совсем юным, когда по его сценарию Ларри Кларк снял «Деток». Долгое время Корин развивал в своих уже режиссерских работах – «Гуммо» и «Джулиане-осленке» – именно эту линию, снимая предельно реалистичные, порой даже шокирующие виньетки о мелочности, отчаянии взросления и жизни в захолустье. Однако под маской жесткого реалиста крылась нежная душа: новый фильм Корина «Мистер Одиночество» – трогательная, ироничная, но очень романтическая история любви двойников Майкла Джексона и Мэрилин Монро.

Чарли Кауфман
Автор меташедевров
Немолодой уже человек, долго работавший в газетах и на ТВ, Кауфман получил статус «последнего великого сценариста Америки» в мгновение ока, когда Спайк Джонс снял по его работам сначала «Быть Джоном Малковичем», а потом «Адаптацию» – эффектные, путаные фильмы, завораживающие сложностью накладывающихся друг на друга слоев сюжета и смысла. В сценариях Кауфмана фигурируют то он сам, то его придуманный брат-близнец, можно забраться в мозг голливудской звезды или в собственные воспоминания, а режиссер, работающий с ним, должен быть по меньшей мере провидцем. Неудивительно, что в итоге Кауфман взялся за режиссуру сам. Скоро выйдет его дебют в этом качестве – «Синекдоха, штат Нью-Йорк».

Кимберли Пирс
Королева драмы
Первый же фильм Кимберли Пирс сделал ее одним из самых востребованных режиссеров в Голливуде. И не случайно: фильм «Мальчики не плачут» – одна из редких попыток честно и без дешевой романтики рассказать о проблеме половой идентификации. В сущности, неважно, мальчик или девочка герой дебюта Пирс, куда важней то, что в мире плакатных персонажей и экранных фантазий это по-настоящему живой человек. Следующий фильм Кимберли, которая заявляет, что любит не большие бюджеты, а настоящую драму, – «Война по принуждению», еще одна драма. На этот раз в центре сюжета насильно отправленный в Ирак юноша.   Кимберли Пирс

Райан Джонсон
Неоклассицист и фантазер
Фолк-певец Райан Джонсон неожиданно для всех стал режиссером пару лет назад, когда снял «Кирпич» – малобюджетную криминальную драму о старшей школе. Этот фильм об аутсайдерах и чирлидершах вдруг оказался образцом подлинного нуара, казалось бы давно мертвого жанра, все прочие попытки возродить который были безуспешны. Джонсон создал нуар в собственной, абсолютно современной эстетике и стал кумиром продвинутых критиков. В новом кино режиссера – «Братья Блум» – будет и бюджет побольше, и звезды поярче: главные роли в истории, напоминающей своей легкостью и полетом фантазии Терри Гиллиама, двух авантюристов сыграют Марк Руффало и Эдриен Броуди.

Дэвид Маккензи
Шотландский посторонний
В фильмах молодого шотландца Дэвида Маккензи – с довольно непохожими сюжетами и тематикой – есть одно объединяющее качество. Они сняты словно со стороны, без вмешательства даже самого режиссера во внутренний мир картины. Маккензи позволяет своим героям жить собственной жизнью, берется почти исключительно за экранизации романов – «Молодой Адам», «Халлам Фоу», но странным образом его персонажам все равно передается эта режиссерская особенность. И Адам Юэна Макгрегора, и Халлам Фоу Джейми Белла, даже вступая в социальные связи и контактируя с обществом, остаются для этого мира посторонними, почти по Камю.

Джейсон Райтман
Сатирик с родословной
Сын известного комика и режиссера Айвана Райтмана Джейсон не пошел по стопам отца и не стал заниматься чистой комедией. Вместо этого Райтман-младший начал свою режиссерскую карьеру с едких, саркастических, но все равно снятых с добрыми намерениями картин.
Фильм «Здесь не курят» – экранизация бестселлера Кристофера Бакли – довольно ловко высмеивал крупный табачный бизнес, а вторая лента Джейсона – «Джуно» – и вовсе оказалась международным, хотя и вполне санденсовским, хитом. Теперь, после этой умной, тонкой и смешной истории о преждевременной беременности, Райтмана наверняка разорвут на части голливудские бонзы.

Крейг Брюэр
Белый с душой афро
Выходец из Южной Вирджинии, Брюэр – белый мужчина с ковбойскими усами – оказался человеком, которому было суждено приспособить к новому времени семидесятнический жанр blaxploitation. Конечно, стилистически ни «Суета и движение», ода рэп-культуре, ни «Стон черной змеи», своеобразный плач по старому Югу, не похожи на фильмы про Шафта, но по духу это чистое афроамериканское кино, бодрое, провокационное и готовое на любые меры, чтобы произвести впечатление на зрителя.

  • Автор: sobaka
  • Опубликовано:
  • Материал из номера: ТОП 50 2008

Наши проекты

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Читайте также