Саду - цвесть!

В августе на Ленфильме снимали пьесу Антона Павловича Чехова «Вишневый сад». После съемок выстроенный в павильоне лес из вишен торжественно погиб. Деревья разрубили на дрова, а ветки с цветами растащили сотрудники и гости киностудии.

Режиссер фильма Сергей Овчаров уже экранизировал произведения русской классики – «Левшу» по Лескову и фильм «Око» по «Истории одного города» СалтыковаЩедрина. Продюсировать произведение решился Андрей Сигле, известный также как композитор и автор саундтрека к фильмам Александра Сокурова «Телец» и «Александра».   Режиссер Сергей Овчаров и продюсер Андрей Сигле

Чехов назвал «Вишневый сад» комедией, а Овчаров дал своему сценарию подзаголовок «Щемящая эксцентриада», то есть по жанру тоже комедия, но с большим количеством заостренносмешных моментов. Я очень строго следую тексту великого драматурга. Даже на съемках сижу не со сценарием, а с пьесой. Юмор стараюсь высекать везде. Ведь Чехов был в недоумении от реакции критиков на «Вишневый сад» и говорил, что не понимает, почему они «рядят его в плакальщицу», когда он написал много томов смешных рассказов.

Репетиции «Вишневого сада» начались за несколько месяцев до съемок фильма. Овчаров работал с актерами так, как если бы пьеса готовилась для театральной сцены. Исключительный случай для современного кинематографа.

«Аквариум», павильон, где проходили съемки, – одно из старейших помещений Ленфильма. До революции здесь был закрытый городской каток, после – театр, где пел Шаляпин и первые фильмы показывали отцы кинематографа братья Люмьер. В съемочную площадку «Аквариум» переделали в 1940х годах и сняли там первый послевоенный советский фильм «Маскарад» по драме Лермонтова.

Для создания вишневого сада на площадку привезли двадцать тонн грунта и пятьдесят мешков искусственных белых цветов. Декорации собирали на протяжении месяца. Цветы прикрепляли к стволам настоящих вишневых деревьев, привезенных после раскорчевки старого сада под Павловском. За одну смену декораторы обклеивали цветами не более двух деревьев. Всего в павильоне оказалось около семи десятков вишен.   Построить декорации усадьбы XIX века стоит пять миллионов рублей

Павильон и съемочную группу перед началом работы благословил настоятель Спасо-Преображенского собора отец Сергий. Обряд освящения декораций инициировал Сергей Овчаров. «Этот ритуал мы провели, потому что нуждались в разрешении церкви на съемку столь сложного материала. Ведь снять Чехова по-чеховски задача не из легких», – сказал второй режиссер фильма Александр Васильев, который работает с Овчаровым уже более восемнадцати лет.

Над съемочной площадкой разносилось стрекотание кузнечиков и пение птиц – магнитофон, который воспроизводил звуки природы, работал постоянно. Но артистам все равно с трудом удавалось представить, что они не в душном и пыльном павильоне, а в саду на свежем воздухе. От ярких софитов температура воздуха зашкаливала за сорок градусов, а корсеты, парики, шиньоны и грим никто отменять не собирался.   Репетиция сцены приезда Раневской. Лакей Фирс (Игорь Ясулович), брат Раневской Гаев (Дмитрий Поднозов), режиссер Сергей Овчаров и купец Лопахин (Роман Агеев)

Выпускница Академии художеств Татьяна Стрежбецкая за два месяца написала маслом семь портретов предков Раневской, которые имеют сходство с актерами, играющими главные роли. В фильме картинам уделено особое внимание. Каждый персонаж хотя бы один раз останавливается в галерее образов былых хозяев дома. Верный слуга Фирс, которого играет Игорь Ясулович, с ностальгией вспоминает перед портретами время расцвета русской усадьбы и счастливые для него годы крепостничества. А Гаев – герой Дмитрия Поднозова из театра «Особняк» – гордится галереей и особенно предком, который похож на него.

На роль главной героини пьесы Раневской режиссер выбрал актрису театра им. Комиссаржевской Анну Астраханцеву-Вартаньян. "Я не преследовала цель играть Раневскую. Но для меня это первая возрастная роль. И этим она интересна", – говорит Анна. Последние работы актрисы в кино – фильм Станислава Митина «Травести» и сериал Кирилла Капицы «Подружка осень».

После съемок вишневый сад разрушили. Актеры смотрели на это зрелище с искренней грустью, а когда раздался первый удар топора, удалились в курительную комнату. Впрочем, режиссер Овчаров и продюсер Сигле уверены, что они как раз не разрушили вишневый сад, а продлили ему жизнь. «Если бы не эта картина, деревья бы просто выбросили. Мы дали им вторую жизнь: превратили в декорации, а главное, сняли в кино», – сказал продюсер.   Арт-акция "Гибель вишневого сада"

Фильм выйдет на экраны в конце года. Благодарим за помощь в подготовке материала Александра Позднякова и кинокомпанию Prolinefilm.

Наши проекты

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Читайте также

По теме