18+
  • Город
  • Общество
Общество

Растения — главный тренд 2020. Как зумеры, миллинеалы и их родители помешались на городских джунглях

Несколько месяцев дома взаперти — и жители больших городов повально начали проращивать салат, озеленять балконы и потихоньку превращать гостиные в домашние джунгли. «Собака.ru» и петербургские популяризаторы домашнего растениеводства рассуждают почему забота о монстерах и фикусах в горшке перестала быть «бабушкиным хобби» и стала новым черным, а точнее — зеленым.

22 июня театр «Лисео» в Барселоне открылся после карантина произведением «Хризантемы» Джакомо Пуччини. Ничего необычного — только в зрительном зале на красных креслах восседали 2292 растения в горшках. Перформанс называется «Концерт для биоценоза» — то есть для всех существ нашей экосистемы. Возможно, этот концерт — самая точная метафора происходящего после пандемии: мы стали куда внимательнее относиться к зеленым существам вокруг нас, а увлечение комнатными растениями и садоводством окончательно стало новой нормой и главным хобби этого года. Да, тренд на экологию, осознанность, возвращение в лоно природы и до коронавируса просвечивал через каждый третий заголовок в медиа. Но одно дело читать про Грету Тунберг и ходить на экологическую выставку в Музей «Гараж», совсем другое — систематически проращивать косточки авокадо на подоконнике, сажать цветочки под окном и озеленять балкон. Еще лет 10–15 назад в России это считалось «бабушкиным» хобби или странной блажью — теперь зеленых питомцев стали осознанно заводить и зумеры, и миллинеалы, и их родители.

Цифры не обманешь: материалы про озеленение балконов и городские палисадники по популярности на сайте «Собака.ru» уступали разве что ленте новостей о коронавирусе — к нашему большому удивлению. Еще одна цифра: 6 миллионов 391 тысячу долларов собрали на предзаказах на платформе kickstarter создатели керамического горшка Terraplanter для выращивания без земли эпифитов — орхидей и папоротников. Да-да, любители домашнего озеленения заказали этот нехитрый девайс на пол-миллиарда рублей во время экономического кризиса. И финальный аккорд: видео под тэгом #plantparents в TikTok набрали более 300 миллионов просмотров. Можем заявить почти официально: забота о растениях — новый черный, точнее зеленый. Сестры Белла и Джиджи Хадид теперь позируют с совочком и ведерком — на своей ферме в Пенсильвании они высадили 1500 лавандовых кустов, в клубе растениеводов также — дизайнеры Рик Оуэнс и Зак Позен. Во время пандемии рассада взошла и в отечественном фэшне. Озеленительный проект Flowgardenz делает сэт-дизайн для видео-проектов глянцевых журналов, а Хозяйка КМ20, it-girl Ольга Карпуть позирует в обнимку с набором рассады из магазина проекта. Ну а фон в виде листика монстеры и вовсе стал маст-хэвом карантинных прямых эфиров и сториз. 

Волшебный горшочек, который уже заказали более чем на 6 миллионов рублей

Волшебный горшочек, который уже заказали более чем на 6 миллионов рублей

Ольга Грицай, идеолог сообщества «Дача в Городе» вспоминает: еще 10 лет назад, когда кто-то говорил, что собирается сажать растения во дворе, то его называли сумасшедшим — как можно тратить время на такие глупости вместо зарабатывания денег. «Сейчас все изменилось — люди вышли из квартир на улицы и начали облагораживать территории, которые им, в общем-то, не принадлежат. Возможно, это связано с тем, что у нас появилось больше ресурсов, а в медиаполе — больше красивых картинок. Благодаря инстаграму мы видим, что наскучивший всем хлорофиллум из холлов школ и больниц при красивой подаче может прекрасно выглядеть». Ольга отмечает и то, что сильно вырос ассортимент растений, особенно по сравнению с доступными в начале 2000-х. Недорогие удобрения и специальные лампы помогли воплотить концепцию urban jungles на северных петербургских подоконниках — все чаще в окнах брезжит фиолетовый свет фитолампы. «Раньше секреты ухода за растениями надо было вычитывать в газетах, выписывать специальные издания или спрашивать совета у старших родственников. Складывалось впечатление, что история эта очень мутная — было непонятно, как не загубить растения». Именно поэтому разведение сада в горшочках на окне было прерогативой пенсионеров и домохозяек — тех, у кого было достаточно времени на поиск информации и уход, а также обмен растениями.

Ольга не считает пандемию триггером феноменальной любви к зеленым друзьям среди петербуржцев — скорее интерес к теме волнообразный. «Просто сейчас — новый пик. Важно на нем закрепиться: совсем не обязательно с головы до пят уходить в садоводство — надо радоваться своим маленьким результатам». Тем более, что фитодизайн-проект подоконника можно переадресовать профессионалам, например, амбассадорам домашнего озеленения, проекту Plant’s for friends. Его основательница Варвара Щербакова помогает с озеленением жизненного пространства фотографу Маше Павловской и главному редактору журнала «Собака.ru» Яне Милорадовской, а теперь и вовсе несет растения на парковки в рамках проекта «На парковке парк», придуманного вместе с  художником Ильей Кулешовым, урбанисткой Ольгой Мнишко и сообществом «Зеленый Петербург». Первый прицеп с зеленью и лавочками установлен на Чкаловском проспекте,  по задумке создателей подобные мобильные клумбы вскоре появятся на многих улицах города.

«Я помню фестиваль “Экосинтез” в закрывшейся уже “Тайге” — тогда к обмену растениями, организованному Ольгой Грицай, подтянулась молодая публика, приходило очень много людей. Эту тему продвигала и “Новая Голландия”, там в 2012 году был разбит общественный огород от LavkaLavka, проходили лекции», — рассказывает дизайнер Оля Марченко, автор телеграм-канала Vegetation, которая тогда делала афиши для эко-мероприятий, хотя темой комнатных растений интересовалась поверхностно. «Сначала я брала все растения подряд, а потом поняла, что мне стали не очень интересны питомцы формата «зеленая мебель», вроде щучьего хвоста, которые невозможно "убить" даже при посредственном уходе. Теперь мне интересно доставить редкие виды, своего рода челлендж — смогу я их вырастить или не смогу». Искать экзотические экземпляры Ольга советует в магазине при Ботаническом саду. Сейчас она поступает на биологический факультет СПбГУ — любовь к зеленым питомцам привела ее в генную инженерию. «Мне настолько снесло голову, что я решила пойти в науку». 

«Мода на urban jungle и магазины с растениями в горшках — виток зеленого консьюмеризма, что в любом случае лучше покупки цветов, выращенные на полях с пестицидами. Их срезают и везут за тысячи километров — это, мягко говоря, не экологично», — рассказывает искусствовед и автор телеграм-канала Plant’s curator Дарья Болдырева. «Лучше обмениваться растениями и покупать их у своих друзей и на Аvito у бабушки — так процесс домашнего озеленения становится экологичнее. Потому что в красивых бутиках продают не разведенные локально замиокулькасы и шеффлеры — их везут из Голландии и других стран». «Тема растений стала актуальна в мире 20–25 лет, это до российской действительности она дошла только сейчас. Я связываю это с повсеместным распространением экологической повестки. Это отразилось и на философии: разные мыслители, например, Тимоти Мортон с его «Темной экологией», стали рассматривать объекты довольно далекие от человеческого разума и оптики. Речь о растениях, животных, грибах, вирусах. Мыслить и осознавать себя может любой, но это мышление не похоже на наше. Вслед за философами потянулись и журналисты, антропологи, экологи, и, конечно, современные художники.  В какой-то момент работы на тему антропоцена, разумом птиц, чувствами растений и животных в какой-то момент превратились в лавину — достаточно посмотреть на списки работ любой мировой биеннале». 

В 80-е на советском телевидении шла программа «А ну-ка, девушка», вел ее Александр Масляков. Среди конкурсов, которые надо было пройти красоткам и умницам со всей страны, была викторина на знание комнатных растений. Ведущий брал со стеллажа горшок, ставил на стол, а девушка должна была назвать, что в нем растет. «Цикломен? Даже я знаю, что такое цикломен!» — комментировал Масляков ход соревнования. В советское время разведение нехитрых фикусов, декабристов и алоэ для украшения стандартных интерьеров, кажется, было исключительно женским хобби. «Быть парнем, который разводит спатифиллумы и кактусы — секси», как будто говорят нам герои инстаграм-аккаунта Boys with Plants, на который подписано почти 200 тысяч человек. Куратор аккаунта Скотт Кейн проповедует принцип дайверсити, а его главная цель — показать многообразие парней-растениеводов со всего мира и их любовь к растениям. Приветствуются транс-мужчины, парни со всевозможными цветами кожи, разного телосложения и возраста. 

В Петербурге мы тоже наблюдаем внегендерное и вневозрастое  plants parenting — явление, когда молодые люди заводят целую семью растений и увлеченно ухаживают за ними, словно за детьми. Например, молодой дизайнер из Кудрово Алексей Афанасович разбил под окнами своей многоэтажки сад, вдохновленный ландшафтными изысками на Новой Голландии и срывает овации от бабушек-соседок. Дело, скорее всего, не только в том, что зумеры и миллинеалы не спешат обзаводиться детьми, а потому, что мы действительно стали внимательней к своей среде обитания. И если повлиять на экологические трагедии, вроде той, что произошла в Норильске, горожанин не может, то сделать экосистему в отдельно взятой квартире чуть более пригодной для жизни — вполне реально. Начать можно просто с того, чтобы кинуть в землю косточку от авокадо

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: