18+
  • Развлечения
  • Музыка
Музыка

ИВАН ДОРН

Фото: Виталий Юрасов

 Фото: Виталий Юрасов

Sobaka.ru: Ваш любимый Фаррелл Уильямс в интервью GQ France сравнил музыку с фастфудом: «В творчестве скучно повторять то, что уже было сделано. Это как фастфуд, в котором есть волшебный баланс между сахаром и солью. Бургер соленый, а соусы сладкие; картошка фри соленая, а кетчуп сладкий. То же самое и в музыке — если мы все время слушаем “соленое”, нам будет скучно. 80 % того, что мы слышим — вариации уже созданного. Но когда мы отступаем от шаблона, получается новый “вкус”. Остается лишь сделать это гениально». В «Паре нормальных» вы были откровенно сладеньким. А с какой едой или сочетанием блюд вы бы сравнили свою музыку сейчас? 

Иван Дорн: Ну с какой едой я могу сравнить свою музыку? Естественно, с пельменями. Пельмени долго готовятся — так же, как и моя музыка долго стряпается. Не всегда, конечно, иногда бывает и быстро. Если быстро, то в основном это заготовленные пельмени, они просто вывариваются. Заготовленные пельмени обычно остаются после большого пельменного сета, когда все не справляются с большим количеством и оставшиеся пельмени ставятся в морозильник, и вот на следующий день они просто разогреваются. Ты их варишь, выкладываешь на тарелочку, они стынут на твоей тарелочке, а потом ты откусываешь и начинаешь их понимать. Сначала слой теста, за которым спрятан фарш, потом консистенцию и состав фарша, затем и рассол, который вырывается на твой язык. То есть это такая многослойная музыка и многослойный уровень восприятия, вкушения пельменей. Это можно делать под разным соусом — сметана, кетчунез, маслице. То же самое и музыка: ты можешь слушать ее в машине, дома или еще где-нибудь. Интерьер, в котором ты все это слушаешь, сама атмосфера — это и есть тот соус, тот разносол соусов, который ты добавляешь в пельмени. Какие-то треки у меня — это устрицы: они не для всех и тоже с разным соусом. Они разные: мясистые, поменьше, их нужно вкушать! Устрицы заходят не с первого раза, но в какой-то момент ты хочешь попробовать их еще раз. Оливки с маслинами — это тоже моя музыка. 

 

Sobaka.ru: Как пришли к своей «экосексуальности»*? 

 *В сотрудничестве с Музеем современного искусства «Гараж» музыкант создал экоманифест, вдохновленный масштабной выставкой «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030–2100». В нем Иван признается в собственной «экосексуальности» и берет на себя ответственность за окружающую среду.

Иван Дорн: Я пришел к экосексуальности достаточно давно, просто общаясь с людьми и встречая негодование в тот момент, когда выкидывал жвачку на улице или упаковку от чего-то. В детстве иногда я вел себя именно так: так делали все, поэтому чего было париться. Хотя город, в котором я жил, был достаточно чистым, и меня быстро поставили на место взрослые, мои друзья. В основном, конечно, когда друзья делали замечание, я понимал: оппа, культура моих друзей шагнула вперед, они уже думают о чистоте города. Дальше такими же шагами начинаешь думать о чистоте планеты. Соответственно, стоило мне недавно сходить в поход, потом в другой поход, просто выйти в леса и гулять, натыкаться на мусор — и я понял, что для меня эта проблема очень актуальна. Захотелось воспитывать, вдохновлять людей, как-то делать их чище внутри. Так экосексуальность и появилась во мне. Хотелось бы, чтобы на уровне государства этот вопрос чаще поднимали, чтобы со стороны государства шла экологичность и экосексуальность. Тогда народ будет это видеть и брать пример. Еще стоит обращать внимание на людей, которые об этом говорят открыто, в соцсетях, и приумножать количество подобной информации.

 

Sobaka.ru: Вы назвали свой трек Collaba «одой проституткам»: «Я их [проституток] превозношу. Я хочу поговорить об их независимости, отваге, их травматичном опыте любви и высоком риске, с которым они сталкиваются». Почему превозносите мучениц сложного опыта любви? 

Иван Дорн: Сам текст Collaba — это победа проституции над беспорядочной похотливостью мужчин: они готовы пуститься во все тяжкие, возможно, чтобы самоутвердиться, иметь власть, утолить свою сексуальную жажду. Все это сопровождается опасностью, риском, в случае с проституцией. Соответственно, это превозносит в моих глазах самих проституток, которые порой подвергаются опасностям и идут на это. С одной стороны, это легкий способ заработать, но с другой — совсем нет. В тексте Collaba как раз победа проституток заключается еще и в том, что чьи бы жажды они не утоляли — бедных, богатых, шахматистов, спортсменов, эти девочки не всем доступны, эти девочки не под всех лягут, эти девочки ездят на «Феррари». Я придумал им альтернативную реальность (возможно, она такой и является, и мы не все знаем про проституток). То же самое я предложил увидеть и в видеосопровождении. Я предположил, что проститутки собираются на какой-нибудь свой корпоративчик и пляшут под своего любимого артиста, веселятся. Они одеты в то же, во что и на работе. Вот этот протест проституток против того, что их не признают, а они не парятся. Я люблю такие вещи. Люблю людей с позицией, с протестом, тех, кто идет наперекор устоям и понятиям морали (в разумной форме). Есть своя изюминка в каждом таком спорном деле, поэтому и появилась эта песня.

 

Sobaka.ru: Часто ли вообще бывает в ваших песнях глубинный смысл, который учительницы по литературе обычно ищут в книгах великих писателей? 

Иван Дорн: Я — сторонник писать все доступно и просто, делая это интересным последовательностью слов и словосочетаний. Я очень люблю строить все на основе каких-то сюжетов и преподносить это все с моралью, с выводом. Поэтому сказать, что в моих песнях можно найти что-то глубинное, — наверняка можно, но оно же там на поверхности, как в баснях Крылова. В моих песнях часто встречается диалог двух противодействующих сторон, добра и зла, черного и белого. Так что, думаю, что там можно много нарыть! Мне нравится, когда каждый понимает мое творчество по-своему, пропускает его через призму себя, своих жизненных и моральных устоев, комплексов, через свою трезвую или нетрезвую голову, через контекст, в котором он находится. И мне нравится, что каждый придумывает свои условия, находит свой отклик в песне. Не стоит объяснять творчество до тех пор, пока вдруг что-то совсем не поймут, ничего себе не нарисуют и не примут — в таком случае, конечно, придется объяснять, что ты хотел этим сказать и почему этого не получилось. Считаю, что, объясняя свое творчество, ты выдаешь только один путь решения задачи, а разве это интересно? Интереснее, когда трактовок намного больше. Не помню, чтобы Прокофьев и Шекспир объясняли свое творчество: все понятно, а если не понятно, то надо подумать и понять. На примере моих песен: возьмите «Мишку», «Невоспитанного», «Северное сияние» или «Опомнись» — там бесчисленное количество вариантов понимания слов, музыки и выводов у слушателей. 

 

Sobaka.ru: У Ильи и Эмилии Кабаковых была крутая тотальная инсталляция «В будущее возьмут не всех». Эмилия Кабакова так рассказывала о ней: «Это нарратив, это история художника, его страхов, неуверенности в своем будущем, в будущем своих работ. Возьмут ли меня в это самое будущее? Кого возьмут? Кто останется? И кто решает?» Как бы вы ответили на четыре этих вопроса?

Иван Дорн: Возьмут ли меня в это будущее? Не буду лукавить, мне бы хотелось думать, что да. Думаю, что я достаточно сложен для того, чтобы меня туда взяли. Потому что я, как сложный аромат, раскрываюсь медленно и долго. Меня понимают не сразу, а когда понимают, то делают это постепенно, в течение какого-то времени. Соответственно, чем дольше твое становление, чем больше ты меняешься и экспериментируешь, чем больше вкусов и сортов выдаешь, тем дольше ты играешь. Кто решает? Следующее поколение решает, что будет жить у них в эфире. Кто остается? Быстрые остаются, слишком быстрые и актуальные, слишком конъюнктурные. Они остаются вместе с трендами этого времени и так же забываются. Время от времени они вспоминаются с приходом ностальгии по тому или иному времени, но, опять же, не все. В будущее возьмут личностей. Тех, которым есть что сказать, тех, кто имеет свою позицию и смелость идти по своим директивам. Возьмут дипломатов, возьмут оптимистов. Возьмут тех, кто умеет прощать, сотрудничать, понимать и вдохновлять. Вот таких возьмут! Сложных возьмут, непонятных. Простых тоже возьмут, но они должны быть начинены качествами, которые я перечислил выше.

Интервью: ​Лика Болквадзе


Абрау-Дюрсо, 28 сентября, 14:00 

Билеты на abrau-fest.ru

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: