18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

КАТЕРИНА ВЕРБА


Создатель школы совриска для представителей старшего поколения «50 звезд» к пятидесятилетию первого новороссийского троллейбуса курировала уникальную передвижную экспозицию современного искусства «Параллельный рейс», объединив профессионалов и начинающих художников со всего края. Требуем манифест!


#школа50звезд
У нас искалеченные души. Национальная идея скорее трагична: Достоевский или Чехов, Балабанов или Тарковский — своих драматичных героев у нас знает каждый алкоголик под забором, а как выйти из колеса сансары — нет. Поэтому все мы немного в растерянности. Задача современного художника, мне кажется, — спасать души, изменяя картину мира. Неправильно заложенные стереотипы — они повсюду... Сознание животного толкает биться за пьедесталы друг с другом, покупать все самое лучшее, быть лучшим, ведь в стае выживает сильнейший. Ежеминутно перед каждым встает выбор: как быть и быть ли человеком. Мне грустно, когда вижу сгорбленных одиноких бабушек с цветочками у магазина. И печально слышать, мол, жизнь прожита зря, не смог реализоваться, не занимался тем, чем хотел.  Дедушки и бабушки — это наше прошлое, настоящее и одновременно будущее. Они отражают действительность, как и художники. Поэтому и запустила проект «50 звезд» — школу современного искусства для людей старшего поколения. Эту идею я взяла из архива нереализованных идей Анастасии Кизиловой, представленных в КЦСИ «Типография». В течениие двух месяцев в местном ГДК создавался социальный сюрреализм: в стенах бывшего кинотеатра «Украина», некогда культового места, которое сейчас находится в удручающем состоянии, шли лекции и практические занятия по совриску для тех, кто родился и прожил жизнь в стране советской, где официально современного искусства не существовало. 


#каждыйчеловекхудожник
Чем интересен совриск, так это тем, что каждому дает возможность стать художником.Так много людей чувствуют себя ими по жизни, но уточняют, что не умеют рисовать. У меня соответствующее образование, и по опыту могу сказать, что не всякий, кто умеет рисовать, — художник. Можно петь, танцевать, рассказывать свою историю любым доступным материалом. Или придумать иной способ — так рождаются новые художественные языки. Совриском принято считать актуальное искусство с того периода, как закончилась Вторая Мировая война. Другим тогда стал весь мир, и оно — тоже. 


#общийсад    
Накормить другого или найти в природе дикий корм — даже такая форма может стать опытом взаимодействия со зрителем или перформансом от искусства. Создавать свой общий сад, где каждому найдется место, а природа разделит с нами одно дыхание. Чувствовали такое? Когда люди и события притягиваются так, как надо среде. Импульс от одного человека может родить целое течение или водопад на другом конце планеты — такой вот эффект бабочки. Среда очень чутка к нам, и она меняется в зависимости от того, какие мы. Кстати, делиться едой — это так же сложно, как делиться знаниями или своим искусством. Остается надеяться, что посеянное будет интерпретировано во благо. Как-то новороссийский художник Вячеслав Мухин, забытый всеми в своей мастерской и невостребованный в городе, подарил мне листок, на котором маркером была выведена выдержка из индийского трактата: «Вы говорите о помощи... А вы когда-нибудь вывели хоть одну человеческую душу за пределы нужды?...». Помочь рыбой или дать удочку — разные вещи.

#понимание
Надо понимать, что в искусстве не все однозначно. И самому определять, где правда, а где ложь, рефлексировать, пытаться отделять зерна от плевел, чтобы не задохнуться в море информации. Это море, море постмодернизма, где в произведении искусства может быть любой контекст. И надо научиться его читать — или чувствовать.  


#пляжэрмитаж
Наш локальный контекст накладывает свой отпечаток. И я не хочу от него отказываться, стесняться своих корней. Да, у нас на периферии нет Эрмитажа, есть диалект, а многие женщины на Кавказе служат своим мужчинам. Но это не значит, что все это плохо — с этим просто надо считаться. И все это не лишает нас права включаться в происходящие во всем мире процессы и развивать свое будущее, свое искусство. На юге есть сила, и не потому, что наш край лучше других, вовсе нет. Локация не важна — мы все люди мира. Сила там, где люди могут соединиться с природой и искусством: там они могут быть по-настоящему счастливы безусловной любовью. 


#феминизм
С феминизмом мне помогла примириться лекция независимой кураторки Маши Сарычевой. Я не принимала многое из того, что было в этом движении раньше, и это уже другая история. Сейчас становится понятным, что функция женщины — забота о мире. К важности вопроса каждого, к инклюзивности — к этому пришел Феминизм четвертой волны. Видеть свое предназначение не в том, чтобы быть круче мужчины или смотреть на него потребительски, а чтобы своими делами вдохновлять, заботиться о мире, обо всех и каждом. Понимать, что ценность человека не зависит от его способностей и достижений. С этими знаниями мы не оканчивали институтов, а как жить по другому — нам всем надо учится. И именно этот ракурс мне близок как женщине, даже как южанке, если говорить об еще одном определении себя.


#выборсоциальныхролей
Кто ты женщина — мать-художник-куратор-журналист-сестра-домохозяйка-подруга или просто девчонка с нашего двора — все время происходит выбор социальных ролей, и в ритме их смены приходится интегрироваться. Это упрощает самоопределение, но, с другой стороны, почему я все время должна самопределяться? В современном мире необязательно быть кем-то одним: каждый навык или социальная роль дает дополнительные возможности и качества. Все мои социальные роли складываются в один багаж и помогают рассказывать свою историю. Для меня кураторство над проектами — это прежде всего художественная практика, и никак иначе. Заниматься организацией я не люблю, хотя это, конечно, дает интересную тусовку. Мне нравится смотреть цельно и создавать объемную картину в пространстве и времени. Собирая авторов и зрителей в один проект, создавать ситуацию, где каждый может просиять, раскрыться со своей сильной стороны, почувствовать себя художником. Я не хочу ничего делать для галочки. И часто говорю «мы», потому что чувствую, что это коллективное действие.


#параллельныйрейс 
Выставка совриска в троллейбусах для меня стала осуществлением мечты о невозможном, выстраиванием параллельной реальности. Тема дороги, пути и перемещения из точки А в точку Б крайне интересна и актуальна вне времени. Путь по жизни и путь вообще — это определенная концепция, мне кажется. Можно ехать, глядя на мир из окна бронированного мерседеса — или вообще не глядя. Можно на танке, которому все равно куда, ломая хрупкие цветы. Можно наблюдать, как куда-то движутся другие, и даже не пытаться купить свой счастливый билет, боясь рискнуть. А можно попробовать построить свой «Шерп», воспользоваться электромобилем или изобрести альтернативный источник энергии. Каждый сам решает, какой вектор себе задать.  Чтобы понять, как устроен мир, я выхожу из зоны комфорта и установленных рамок. Объехала пол-Европы на поездах, и считаю скоростной электрический транспорт самым оптимальным средством передвижения. Впрочем, моя мечта с детства — телепорт, чтобы открыл дверь — и дома. Или на выставке. 
 

Текст: Катерина Колесникова Фото: Оксана Колесниченко

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: