18+
  • Образ жизни
  • Путешествия
Путешествия

За лайками

У проекта «Сибирская Одиссея» грандиозные планы: пройти в 2018 году на собачьих упряжках четыре тысячи километров от слияния Бии и Катуни до Обской губы. Чтобы проверить свои силы будущие участники экспедиции отправились в атмосферный суточный поход по реке.

Идея пройти на собаках по всей протяженности замерзшей Оби принадлежит бизнес-тренеру Герману Грошеву. Год назад, готовясь к походу в Ергаки, он приобрел щенка лайки – в тот период в природном парке был случай, когда медведь напал на человека, и собака должна была предупредить опасность. После возвращения ездовому псу предстояло жить в домашних условиях, и животное необходимо было нагружать «работой», чтобы его характер не испортился. В поисках места для тренировок идеолог предстоящей экспедиции добрался до Обского водохранилища, а там, как говорят участники проекта, «понеслось».

Герман: Езда на собаках – не столько физическое испытание, сколько психологическое: неизвестно с какими трудностями столкнешься, надеяться будет не на кого и нужно быть готовым самостоятельно выйти из любой экстремальной ситуации. Поэтому мы решили сначала оценить свои силы на короткой дистанции.

Мини-экспедиция собралась за один вечер. С собой взяли только самое необходимое: еду, бензин для сопровождающих снегоходов и теплую одежду. За сутки двенадцать собак, два снегохода, пятеро взрослых и четверо школьников прошли по замерзшей реке шестьдесят километров.
В качестве погонщиков собак – каюров – поехали двое: соорганизатор проекта Евгения Грошева, и владелица питомника El Flaum Анна Филимонова, тренирующая якутских лаек.

Анна: Я ходила в походы и до этого, но летом и на лошадях. Собаки, кстати, удобнее, потому что когда конь работает, он потеет всем телом, покрывается корочкой льда и переохлаждается. Собакам, а особенно лайкам, это не страшно. Езда в упряжке – обязательное условие воспитания «рабочей» породы. В Якутии, где собаки не развлечение, а способ прокормить семью, строго следят за тем, чтобы животное получало нагрузки, а если оно не может или отказывается работать, от него избавляются, потому что для хозяина это убытки и порча породы.

Провизия, бензин и палатка были уложены в сани, крепящиеся на мотособаку и снегоход. Чтобы везти на нартах большее количество людей, необходимо кратно увеличить количество животных в упряжке, поэтому мужчинам и детям пришлось отправиться на моторной технике – в планирующейся экспедиции она должна будет определять безопасный путь по льду.


Ездить по городу на машине куда страшнее, чем на упряжке по льду.

Специально для предстоящей Одиссеи Олег Якушев, организатор проекта «Супер-папа», купил снегоход. По мнению известного родителя, экспедиция покажет его сыну, как мужчина должен преодолевать трудности. Женщины в семье затею не одобрили.

Олег: Когда из поездки я отправил видео нашей бабушке, она спросила: «Как же Леша ел холодные пельмени?» Но после путешествия жена написала, какие мы молодцы. Правда, маме не рассказали, что снегоход попал в полынью: когда въехали в ручей, нос саней начал тонуть, вода бурлила, но сын держал меня в тонусе и заставил не сдаваться – я прибавил газу, и мы быстро проехали опасное место.

Герман: Ездить по городу на машине куда страшнее, просто это делаешь чаще. Толщина льда сейчас метра два, а вода под снегоходом появилась от того, что лед трещину дал.

Евгения: Первый день мы двигались, не видя горизонта: мело, темнело, и в глазах просто все плыло. Для мозга это экстремальная ситуация, причем, и для людей, и для собак – с непривычки некоторые спасовали. Более опытная упряжка прошла дистанцию без проблем, за исключением небольшой травмы у одной из лаек, ее доставили в город, укрыв в санях. Вторые нарты вместе с животными пришлось загрузить в машину и отправить домой на переподготовку. У нас в запасе почти год для того, чтобы предусмотреть все и сделать экспедицию максимально безопасной, масштабной и захватывающей.

текст и фото: Марина Кислицина

Материал из номера:
НСК.Собака.ru март 2017

Комментарии (0)

Купить журнал: