Теория «Хаоса»: главный режиссер «Старого дома» Андрей Прикотенко и арт-директор фестиваля Оксаны Ефременко объясняют, почему это событие нельзя пропустить

Эффект бабочки в действии: превью-проекты Международного фестиваля актуального театра «Хаос» отражаются на наших планах на октябрь.

  • Арт-резиденция театра «Старый дом» готовит собственный продакшн — пилотный спектакль фестиваля «Хаос», созданный по мотивам «Истории красоты» Умберто Эко

Андрей: Для меня «Хаос» — это, прежде всего, возможность показать зрителям те постановки, которые они не могут увидеть в силу территориального аспекта, ведь не каждому доступны театры Германии, Польши, Москвы или Петербурга. Однако «давайте привезем лучшее» — это не идея: у любого проекта должна быть идеология, и у «Хаоса» она есть — он объединяет спектакли актуального искусства. В этом и заключается главная фестивальная логика для меня. А что было важным для тебя?

Оксана: Новосибирский контекст: мне хотелось, чтобы наш фестиваль создавал собственную среду, захватывал максимально большое количество людей в свою амплитуду и при этом не ограничивался стенами театра «Старый дом» как организатора этого форума. Ведь театр может быть абсолютно разным, многозначным, воздействующим. Поэтому, на мой взгляд, принципиально важно, чтобы люди могли встретиться с этим искусством не только на площадке «Старого дома», но и в других городских локациях. То есть мне интересна проблема театрализации — нахождение гена театральности в различных проявлениях человеческой жизни. Именно поэтому идея превью-проектов меня так привлекла: научные чтения, музыкальный джем, бар-хоппинг, передвижная инсталляция, «Хаос» на экране, арт-фитнес — форматы разнообразны. И это не закрытый фестиваль, а определенная философия открытости по отношению к миру, поиск театра в открытом пространстве. Сейчас начала формироваться карта «Хаоса», куда входят и люди «Хаоса», и мы хотим, чтобы их становилось больше. Мне импонирует, что наша офф-программа очень гибкая: мы мобильны и готовы воплощать любые идеи и инициативы, а не строго действовать по намеченному плану, и в этом ее отличие от жестко сформированной театральной программы.


Фестиваль «Хаос» — это поиск театра в открытом пространстве

Андрей: Кстати, при ее разработке у тебя было преимущественное положение — у меня нет возможности столь часто ездить на просмотры. Хотя, конечно, те постановки, которые мне удалось увидеть, произвели впечатление. Например, один из лучших немецких спектаклей — работа Дрезденского театра по роману Достоевского «Униженные и оскорбленные» режиссера Себастьяна Хартмана. У тебя таких «находок», конечно, больше. На что ты опиралась при создании театральной программы фестиваля?

Оксана: Прежде всего, на свои впечатления: ежегодно я смотрю огромное количество спектаклей, и для меня не составляет труда подготовить любую тематическую программу. Что касается этого фестиваля, то, конечно, старалась выбирать максимально интересные с художественной точки зрения постановки, которые отражают концепцию «Хаоса»: говорят о современном искусстве и современном сознании, созданы с помощью новых технологий и работают на стыке жанров. Плюс я не была ограничена одной площадкой — фестиваль органично вписывается и в нетеатральные продвинутые пространства города, такие как лофт-парк «Подземка», лекторий-бар «Поток», Технопарк, тем самым привлекая нового зрителя.  

Андрей Прикотенко

В Новосибирске есть своя энергетика, он не ощущается местом культурной ссылки. Многие замечают особую атмосферу, и наши театры это только подтверждают. Я работал в разных городах, поэтому в моих силах оценить, насколько, например, «Старый дом» мобилен, может четко реагировать на задачи разного художественного уровня — это живой организм, подвижный и открытый.

  • Шоукейс лучших спектаклей «Старого дома» включает шесть постановок, которые будут показаны перед фестивалем

Андрей: На мой взгляд, это та задача, над которой мы никогда не перестаем работать. В Новосибирске много передовой молодежи, и эти люди не стремятся переехать в столицу, а хотят здесь себя ощущать столичными жителями. Мы тоже себя так чувствуем: нам нравится, как живет «Старый дом» и та свобода, которую он дает. Хотя, конечно, в последнее время стараемся его переформатировать, прояснить его концепцию. Однако нам все равно нужна «наша аудитория», так как именно она формирует повестку спектакля, которая рождается каждый раз. Нам нужен зритель, который помогает нам реализовывать те или иные идеи: в зале важны реакции, и они могут быть абсолютно разными, так как наши проекты достаточно диалектические, нередко спорные. В таких ситуациях играет роль и то, как поведет себя зритель. Есть люди, которые взрываются негодованием, но держат себя в руках. Есть те, кто подавляет реакции спектакля, и это меня возмущает — такого быть не должно. Тем не менее мне никогда не была близка миссионерская позиция по отношению к зрителю: мы не пытаемся его воспитывать, а делимся своими соображениями по поводу жизни, размышлениями, ощущениями.

Оксана Ефременко: 

На «Хаос» мы привозим наиболее знаковые театры, такие как «Гоголь-центр», Post, «Практика», творческая лаборатория «Угол» и другие. Хотя для нашего города, конечно, немаловажную роль играет международное направление, и я с большой радостью жду гостей из Германии и Польши.

Оксана: То есть человеческим опытом. Мне кажется, наш зритель — не тот человек, который жаждет получить готовое представление о чем-то или подтвердить свое понимание того или иного литературного текста. Он приходит, чтобы вступить в диалог, испытать эмоции, познать новое. А мы со своей стороны, основываясь на этих реакциях, тоже можем что-то менять. Это момент органики, живого общения.

Андрей: Когда диалог формируется в зале, зритель не за действиями на сцене следит, а за тем, что происходит внутри него и это гораздо интереснее. Ты же об этом говоришь?

Оксана: Да, конечно. Это, видимо, те моменты, по которым мы пришли к общему знаменателю. Я привыкла, что мы чаще спорим, отстаивая каждый свою позицию.


Фестиваль «Хаос» — это поиск театра в открытом пространстве

Андрей: Так споры и критика — это самое интересное, их ни в коем случае нельзя замалчивать. Наоборот, за скобками можно оставить то, что понравилось. И когда я с чем-то не согласен, задача оппонента — не сдаваться. Помнишь, как я предложил название «Хаос»? Тогда не все с воодушевлением отнеслись к моей идее, но именно благодаря бурному обсуждению, она укрепилась: мы поиграли с ассоциациями, объединили несколько смыслов. Это и Old House, то есть «Старый дом», и хаос, из которого рождается порядок, и так можно до бесконечности фантазировать. И сегодня каждому понятно, что этот фестиваль имеет прямое отношение к нашему театру, он не воспринимается как отдельная структура, а его название легко впечатывается в сознание, что тоже важно, ведь это не проект-однодневка: уверен, фестиваль займет свою нишу в культурной жизни Новосибирска и станет ее неотъемлемой частью.

18-28 октября

Текст: Татьяна Евстигнеева

Фото: архивы пресс-служб

Лидия Осинцева ,
Комментарии

Наши проекты