Александр Кулябин: «Нужно постоянно подниматься все выше и выше»

Директор «Красного факела», создатель фестиваля «Ново-Сибирский транзит» вывел главный драматический театр города на международный уровень, что подтверждают гастроли труппы по всему миру, и получил звание лауреата Международной премии Станиславского.

Вы с детства мечтали стать актером. Однако, отдав двадцать лет профессии, решили сменить амплуа. Почему?

Времена были такие: зарплату не платили, режиссеры покидали театры и уходили в свободное плавание. Актеры чувствовали себя брошенными. Понимая, что нужно как-то выживать, в 1994 году я поступил в Высшую школу деятелей сценического искусства под руководством Геннадия Григорьевича Дадамяна. Параллельно в течение пяти лет возглавлял собственное театральное агентство «КАПиК» в родном Ижевске. Компания была известна по всей России: мы ставили спектакли, выступали организаторами гастролей и фестиваля «Молодые звезды Москвы и Санкт-Петербурга». Прежнее место работы — Русский театр драмы имени В. Короленко — не бросал: занимал должность продюсера и продолжал играть в паре постановок, хотя новые роли уже перестал репетировать. По-настоящему попрощался с профессией актера только в «Красном факеле». На тот момент у меня уже имелся определенный послужной список, опыт антикризисного управления, и я был достаточно подкован, чтобы занять пост директора театра. Не менее важную роль сыграли знания: я стажировался в Европе и США, получая образование по направлениям фандрайзинг, исполнительское искусство и продюсирование.

Не скучаете по актерскому прошлому?

«Красный факел» — не то место, где можно заскучать. Наш театр очень многогранен: помимо большого и малого залов, у нас работает «КаФе», репертуар которого включает моноспектакли, скетчи и концертные программы. Арт-менеджер «КаФе» Юлия Брязгова совместно с художественным руководителем проекта актером Константином Телегиным создали театральную гостиную, и теперь в фойе малого зала проводятся литературные вечера. По утрам в этом же фойе проходят спектакли бэби-театра «Мир сначала» для детей от нуля до трех лет — это инициатива нашей актрисы Владиславы Франк.

Мы приглашаем к сотрудничеству знаменитых артистов, таких как Семен Фурман и Александр Балуев. Российские и зарубежные театры приезжают к нам на гастроли, в том числе в рамках нашего фестиваля «Ново-Сибирский транзит». Мы предоставляем площадку Студии творческого развития «Жить на Севере…», которую в свое время организовал Константин Хабенский. В настоящее время проект взяла в свои руки наша актриса Наталья Голубничая, и сегодня с ребятами занимаются краснофакельцы Екатерина Жирова, Татьяна Классина, Александр Поляков и Максим Мисютин. Также мы дружим с театральной компанией «Гамма», в постановках которой часто принимают участие наши актеры. Со спектаклем «Три сестры» по пьесе А.П. Чехова нас регулярно приглашают на гастроли за границу. С начала этого года мы уже отыграли тринадцать спектаклей в Женеве и Берлине, а в марте нас ждут в Цюрихе. В Европе нашу труппу знают хорошо, но мы не хотим на этом останавливаться, ведем переговоры с театрами из других частей света.


Моя цель — сделать так, чтобы театр работал двадцать четыре часа в сутки
 

2019 год объявлен годом театра. Планируете какие-то особые мероприятия?

Эта акция нужна, прежде всего, для того чтобы обратить внимание зрителей и властей на театр. Идеология «Красного факела» и моя цель — сделать так, чтобы он работал двадцать четыре часа в сутки, двенадцать месяцев в году. Многие театры закрываются на летний период, а у нас на веранде «КаФе» постоянно проходят какие-то мероприятия. И мы не специально это делаем — просто такой в «Красном факеле» рабочий ритм. Геннадий Дадамян учил нас одной вещи — нельзя долго топтаться на месте, нужно все время двигаться вперед: сделать ступеньку, зацементировать ее, а дальше — следующая ступенька и еще один шаг наверх. Нужно постоянно подниматься все выше и выше. Поэтому у меня всегда есть стратегические планы развития, и не случайно труппа «Красного факела» считается одной из лучших в России. Даже в неблагоприятные моменты нам удается избежать радикальных мер — сокращения штата, задержек зарплаты и так далее. Возможно, мы ставим не так много спектаклей, но для нас важнее не количество, а качество.

Расскажите о ближайшей премьере?

20 апреля выйдет спектакль по произведению Григория Горина «Шут Балакирев». Его пьеса «Поминальная молитва» с Семеном Фурманом в главной роли уже восемь лет идет в «Красном факеле» с неизменным успехом. «Шут Балакирев» незаслуженно редко ставится другими театрами, так как он сложнее. Это трагикомичная и одновременно жизнеутверждающая история — в ней много смешного, но есть и то, о чем стоит задуматься. Так называемая оптимистичная трагедия,отражающая всю многоцветную гамму драматического искусства. В постановке занята почти вся труппа, а главные роли исполнят Сергей Богомолов и Андрей Черных.

Вся ваша жизнь — театр. А если бы вы не связали свою жизнь с менеджментом, то чем бы занимались?

Открыл бы свой ресторан или стал шеф-поваром. Я люблю готовить, получаю от этого удовольствие. У нас разделение труда в семье: домом занимается жена, но кухня — на мне. Это еще одна причина, почему в «Красном факеле» есть свое «КаФе». Кухня — тоже искусство, которое дарит наслаждение, улучшает настроение. У театра те же задачи — человек идет на спектакль, чтобы отдохнуть душой, и жанр неважен: и смех, и слезы очищают душу, делают нас лучше.


 Александр Кулябин — заслуженный работник культуры Республики Удмуртия, член правления Профессиональной гильдии по поддержке театрального менеджмента. Работал актером в Алтайском театре драмы, Павлодарском драматическом театре. Возглавляет театр «Красный факел» с 1999 года. В 2005 год его проект — театральный фестиваль-конкурс «Сибирский транзит» — был признан лучшим продюсерским проектом в сфере культуры и искусства на Международном фестивале «Дягилевские сезоны: Пермь — Петербург — Париж».

Текст: Татьяна Евстигнеева

Фото: Татьяна Новак


 

Лидия Осинцева ,
Комментарии

Наши проекты