Алена Болквадзе: «Музыка — единственное искусcтво, где при определенном сочетании высоких и низких частот в человеческом мозге возникает та же амплитуда, что и во время оргазма»

Заместитель генерального директора по международным связям Новосибирской филармонии, менеджер Филармонического камерного оркестра предпочитает не ставить на паузу музыкальную жизнь города даже в летний период и по традиции в августе проводит «Белый фестиваль».

На ваш взгляд, каких событий не хватает Новосибирску?

Если мы говорим, что наш город — культурная столица Сибири, то необходимо многое добавить в его «афишу», особенно в плане летних масштабных мероприятий, связанных с классической музыкой. Ведь Новосибирск был когда-то известен высочайшим уровнем коллективов классического направления. Пожалуй, сегодня одно из наиболее крупных событий такого плана — это авиашоу на аэродроме Мочище, где основное действующее лицо «Фестивальный оркестр». При этом серьезный фестиваль, как, например, «Берлинская ночь» остается мечтой.

Идею «Белого фестиваля» мы впервые воплотили в формате одного концерта камерного оркестра шесть лет назад, объявили белый дресс-код, и публика неожиданно откликнулась. Неудивительно, что проект нашел свое развитие, и сегодня программа включает три вечера — «Белые звезды», «Белое и черное» и «Белые премьеры». Зрителей ждут, с одной стороны, классические произведения, оперные арии и увертюры, с другой — экстравагантность, фэшн-ивент и премьера Гия Канчели, которая требует серьезной вдумчивости.

Какие концерты фестиваля вы бы отнесли к маст-визит?

Каждый заслуживает внимания. Камерный филармонический оркестр всегда собирает на своих премьерах полные залы, что говорит о доверии зрителя. В этом году мы представим известного виолончелиста Александра Князева: несколько лет назад он освоил орган и сегодня фантастически владеет этим инструментом. В Новосибирске он сыграет с оркестром два фортепианных концерта Моцарта — меломаны впервые увидят музыканта за роялем. Еще одна ожидаемая премьера — Night Prayers Гия Канчели для саксофона и струнного оркестра в исполнении нашего земляка, преподавателя Парижской Высшей консерватории Евгения Новикова.

Не могу не отметить фэшн-ивент — показ китайского дизайнера Е Шуфан, который пройдет при поддержке Института Конфуция НГТУ: в одном из отделений концерта модели и девушки-музыканты оркестра представят сказочную коллекцию одежды из натурального шелка с вышивками ручной работы. Несмотря на то, что в Китае белый цвет считается траурным, партнеры и дизайнер поддержали нашу идею с единственной просьбой, чтобы на сцене не было белых цветов. Надеемся, эксперимент будет воспринят позитивно, и мы никого не обидим.

Сотрудничая с представителями разных стран, приходится учитывать многие нюансы?

Безусловно. Существует невероятная разница в работе с менеджерами из Азии и Европы. Однако я и моя команда знает, «как дышать и плавать» — это огромный опыт, основанный в том числе и на ошибках. Я могу бесконечно рассказывать теперь уже забавные истории, однако порой было не до смеха. За нашим невидимым трудом стоят не только аншлаги и тысячи зрителей, но и судьбы артистов. Один неверный шаг — и это сорванный концерт, и колоссальный стресс для музыкантов. В последнее время вижу массу примеров непрофессионализма, от которых страдает имидж города и региона.


Моя задача — показать людям, что классика — это не скучно

Недавно вы стали концертным директором оперной дивы Вероники Джиоевой. Как вам новая роль?

Для меня это очень волнительно. Однажды сказала себе, что никогда не буду работать с оперными певцами. Получила! Никогда не говори никогда. Вероника — фантастическая труженица: меня восхищает, когда она выходит на сцену после многочасового перелета, улыбается и шутит. А после концерта у нее всегда есть силы на то, чтобы уделить внимание многочисленным поклонникам. Несмотря на огромный опыт работы со звездами, я многому у нее учусь.

Кстати, вы также и профессиональный фотограф.

Да, но в основном работаю с музыкантами, и мне удается поймать что-то невидимое взгляду других. Это достаточно узкая ниша, и я довольна результатами. Не могу сказать, что продвигать себя легко, и иногда я думаю: «Может, мне, менеджеру, найти себе менеджера?» (Смеется).

Как увлеклись фотографией?

На работе накапливалась усталость, мне требовалась отдушина. Всем кажется, что постоянные гастроли — это здорово, но это колоссальная ответственность. С камерным оркестром мы объездили всю Европу. У него фантастическая энергетика, поэтому и аншлаги всегда, причем на любой сцене, в том числе в Москве и Петербурге, где публика достаточно избалована. Таких коллективов мало: из наших российских это, естественно, «Виртуозы Москвы» и Musica Viva.

Над какими проектами сейчас работает филармония?

Один из наиболее интересных — открытие виртуального зала в декабре. При этом мне бы хотелось, чтобы с экрана показывали не только достижения мировой музыки, но и на нашей филармонической сцене проходили концерты такого уровня, которые можно было бы транслировать. Цель — доказать людям, что классика — это не скучно. Психологи утверждают, что именно прослушивание классической музыки помогает принимать решения в ответственные моменты жизни. В целом музыка — единственное искусство, где при определенном сочетании высоких и низких частот в человеческом мозге возникает та же амплитуда, что и во время оргазма, поэтому она должна присутствовать в жизни каждого.


Алена Болквадзе параллельно занимает должность начальника международного отдела Новосибирской филармонии. По первому образованию инженер-оптик. Второе высшее по направлению менеджер музыкальных проектов получила в Петербурге. Алена — автор и идеолог «Белого фестиваля», который в этом году впервые пройдет не только в камерном зале, но и в концертном зале имени Каца.

 «Белый фестиваль» пройдет с 8 по 10 августа 2019 года

Текст: Татьяна Евстигнеева

Фото: Татьяна Новак   

Лидия Осинцева ,
Комментарии

Наши проекты