Какие спектакли стоит посмотреть на Международном фестивале «Хаос» и почему?

Отвечает креативный продюсер проекта Оксана Ефременко.

Шоу-кейс 

Работа фестиваля начнется за неделю до его начала — с 15 октября: «Хаос» предваряет шоу-кейс лучших спектаклей «Старого дома», которые посетят зарубежные критики и продюсеры.

Российская программа

19 октября фестиваль откроет премьера спектакля «Идиот» от главного режиссера «Старого дома» Андрея Прикотенко. Практически все билеты проданы, но самые нетерпеливые еще могут стать одними из первых зрителей. Следующие два спектакля давно находятся в статусе «солд аут»: это «Преступление и наказание» Константина Богомолова и «Чапаев и пустота» Максима Диденко.

23 октября «Старый дом» принимает на своей сцене авангардный независимый театр «Тру» из Петербурга. В 16.00 смотрим спектакль-номинант «Золотой Маски» «Молодость жива», а в 19.00 — постановку «Российская А. Азбука», для знакомства с которой экспертный совет «Маски» приедет в Новосибирск. Труппу театра считаю настоящими самородками — небанальными, непафосными и в хорошем смысле безбашенными. Режиссер Александр Артемов пишет тексты «в стиле повторов», что одновременно похоже на рэп и на балаганные истории, также он любит брать архитипические сюжеты и их переигрывать. Высокую ноту хорошей музыки в проект добавила композитор Настя Хрущева. В итоге, получились спектакли-концерты, которые дарят зрителю невероятный заряд энергии.

24 октября мы посвятим театру из Казани — творческой лаборатории «Угол». Режиссер спектакля «Индивиды и атомарные предложения» Всеволод Лисовский занимается нетеатральным театром или антитеатром — незакомплексованным, незабитым иерархичностью, неавторитарным, полетным. В постановке зритель видит одновременно два спектакля: первый — когда надевает красные очки, и второй — когда их снимает. Параллельно в наушниках звучат два разных текста, и можно в любой момент переключить дорожку, то есть ты сам руководишь процессом, но что интересно — всегда возникает сюжет, и получается спектакль для свободного сознания. Постановка работает с идеей теории относительности, поэтому один из текстов — это материал британского философа Бертрана Рассела, второй — истории, которые читают актеры со сцены, но фишка в том, что звукорежиссер в случайном порядке включает рассказ то одного, то другого, и даже актеры не знают, что слышат зрители в данный момент.

25 числа и 26 октября на большой сцене театра «Глобус» Андрей Прикотенко покажет еще одну свою работу «Зощенко Зощенко Зощенко Зощенко», которую он ставил в Петербургском театре «Балтийский дом». Этот спектакль открывает для нас советского классика, как автора современности: он поставлен таким образом, что все тексты выглядят так, как будто написаны про нас. В проекте использовано множество интересных режиссерских приемов и современных решений — проекция, фокусы, парад аттракционов. Актеры на наклонной сцене играют еще и на музыкальных инструментах, как оркестр. Лозунгом постановки стала фраза «Не в театре», и зрителю предстоит узнать, что это такое. На мой взгляд, «Зощенко Зощенко Зощенко Зощенко» понравится всем — он будет вдохновлять, дарить радость, вселяя состояние «творческого непокоя».

Другая постановка — диаметрально противоположная, но тоже про «творческий непокой» — будет идти в лофте «Подземка» 26 октября. Это «Хорошо темперированные грамоты» от театра post. Дмитрий Волкострелов известен, как человек, который занимается театром со знаком минус, который не воздействует и ключевая здесь частица «не». Для подготовки этого спектакля Дмитрий специально ездил в Великий Новгород, где изучал древние грамоты. Что самое интересное, артисты в постановке не задействованы: зрители по желанию делятся на две группы — одни будут исполнять роли, другие — смотреть. Сложного ничего нет — каждый справится со своей задачей. Это очень увлекательный процесс и абсолютно оправданный режиссерский ход: если бы в спектакле играли актеры, то это было бы странно, так как в таком случае исчезла бы документальность.

Одним из самых зрительских спектаклей «Хаоса» станет постановка «Гоголь-центра» «Мне 30 лет» Василия Зоркого, которую можно будет посмотреть 25 октября в «Старом доме». В проекте помимо автора задействована актриса Арина Маракулина. В результате получился интересный тандем классической театральной актрисы, и Василия, как человека всех времен и народов, универсальной личности. Постановка не похожа на то, что мы привыкли видеть в традиционном театре — многое построено на импровизации, а в качестве «декораций» выступают графика талантливой художницы Полины Кукушкиной и музыка группы «Зоркий». Не случайно этот спектакль родился в «Гоголь-центре»: Кирилл Серебренников смог создать модель театра, где не подавляют творчество — там работают резиденции, артисты ставят свои спектакли, то есть это пространство для увлеченных людей, которые не вписываются ни в какие стандарты.

«Диджей Павел» продолжает марафон зрительских спектаклей авангардного театра. Интересно, что в описании проекта не указан режиссер Дмитрий Волкострелов, а только автор — Павел Пряжко, хотя он не принимает участие в постановке. Этот спектакль создан на основе песен советской эстрады: диджей сводит треки, артисты театра post танцуют на сцене, а зрители могут присоединиться к этой ретро-дискотеке, которая состоится 26 октября в лофте «Подземка».

Международная программа

26 октября«Фрекен Жюли» от театра Ludowy. Польский театр всегда интересуется сложными внутренними проблемами человека. В этом спектакле ставятся актуальные вопросы харассмента и феминизма, а также затрагиваются темы взаимоотношений, манипуляции и интеллектуального насилия. Спектакль создан на основе пьесы драматурга новатора конца девятнадцатого века Августа Стриндберга, который выступал против эмансипации и смены гендерных моделей. В Кракове этот спектакль играют в средневековой башне для пыток, и у зрителя создается ощущение, что он присутствует при экзекуции. Надеюсь, эта атмосфера будет считываться и в «Старом доме». Постановка сложная, но артисты играют на пределе своих психологических возможностей.

27 октября«Хаос День», когда мы представим проекты арт-резиденции и наши фестивальные спектакли. Показы запланированы и ТРЦ «Мега» и в магазине IKEA. Плюс презентуем спектакль-променад в формате приложения для смартфона — прогулку в наушниках по городу под песни Янки Дягилевой и рассказы об истории Новосибирска.

28 октября, как пример авангардного, экстремального, взъерошенного театра, будет показан спектакль «Униженные и оскорбленные» от режиссера Себастьяна Хартманна. Эта постановка королевского театра Staatsschauspiel Dresden вошла в десятку лучших немецкоязычных спектаклей прошлого сезона и стала лауреатом высшей театральной премии Германии на фестивале Theatertreffen. Не буду ничего говорить от себя, зачитаю отрывки из рецензий:

«Кто хочет насладиться Достоевским, тому нужно остаться дома, включив любимую лампу для чтения. Перед нами — Хартманн, а Хартманн — это, прежде всего звучание». Ганс-Диетер Шютт / Neues Deutschland

«Перед нами, в сущности, гениальный перенос одного из ключевых произведений из девятнадцатого века в двадцать первый, который по своему эффекту сравним с аварийной посадкой самолета» — Томас Петцольд / Neueste Dresdner Nachrichten

«Полифоничное, динамичное действие, наполненное самоотверженной и будоражащей игрой актеров» — Бернард Доплер / Deutschlandfunk Kultur

«Невероятный восторг и в то же время разочарованные крики "Фу! Верните наши деньги!" На самом деле такой шум в театре вокруг пьесы редко можно сегодня увидеть» — Кристина Валауф / Spiegel Online

«В этом спектакле не рассказывается какая-то определенная история, а, наоборот, в ней все логические связи повествования разрушаются. Разрушение главной темы благодаря постоянным отступлениям и обратному возвращению к ней — основная идея театра Себастьяна Хартманна. Идеи сюрреализма, психоанализа, роль творца в обществе, «социальные функции асоциальных элементов» — все это тесно переплетается друг с другом, а Достоевский получает новую трактовку и подвергается испытанию со стороны духа современности. Ирония заключается еще и в том, что фразы, целью которых является «объединить» все действие, намеренно опускаются, актеры их как будто бы «проглатывают». «Может, покончим уже с этой сценой?» — говорит один из героев. (Аплодисменты).

28 октября на закрытии фестиваля мы покажем спектакль о французском революционере «Марат Сад», официальное название которого «Преследование и убийство Жан-Поля Марата, представленное актерской труппой госпиталя в Шарантоне под руководством господина де Сада», при том, что Шарантон — это психиатрическая лечебница. Эта пьеса драматурга Питера Вайса — яркое жесткое рассуждение о революции, когда человек попадает в революционное горнило. При этом все говорит о том, что это не реальное повествование, а действо, разыгранное сумасшедшими, и тем самым указывает на то, что революция способна довести любого человека до помешательства и на сломе эпох легко сойти с ума.

Лекции и паблик-токи

Главная идея фестиваля «Хаос» — показать всю существующую театральную палитру, расширить границы и уничтожить их, поэтому на лекциях и паблик-токах мы будем говорить о разных театральных системах и театрах разных стран.

16 октября состоится паблик-ток с театральным критиком, драматургом Еленой Мальчевской на тему «Актуальный театр Белоруссии», который будет посвящен театральным процессам в системе авторитарного государства.

19 октября в 16.00 пройдет лекция «Роль зрителя в современном театре» от театрального критика, шеф-редактора сайта журнала «ТЕАТР» Жанны Зарецкой, которую она прочитает в кафе «Старого дома».

20 октября в 18.00 театральный критик, главный редактор журнала «ТЕАТР» Марина Давыдова в лекторий-баре «Поток» поделится своим опытом работы в гамбургском театре, а также расскажет об основных тенденциях современного европейского театра.

21 октября в 18.00 в фойе театра «Старый дом» нас ждет сорокаминутный «Диалог об актуальном китайском театре» с Хантер Гао Вэй — продюсером пекинского Международного фестиваля комедии, генеральный менеджером пекинской культурной организации «КуаньЮ».

28 октября — хаос-дискуссия «Актуальность и классика: трансформации восприятия», где мы с драматургами, театральными деятелями, режиссерами, критиками из России, Германии, Польши, Финляндии будем развинчивать мифы об актуальности классики в театре.

29 октября в 18.00 в фойе театрального комплекса «Евразия» состоится паблик-ток «Диалог об актуальном финском театре» с театральным деятелем из Хельсинки Хелен Аутио-Мелон. Мы обсудим, что происходит в одной из самых благополучных стран Скандинавии, что интересует и волнует этот театр, и чем он нам может быть интересен.

Также в рамках проекта будет создан «Зрительский клуб "Хаоса"», куда сможет попасть каждый желающий, по итогам работы которого будет создан «Манифест современного зрителя». Подробности — в нашей группе Вконтакте.

Текст: Татьяна Евстигнеев

Фото: архивы пресс-служб

Лидия Осинцева ,
Комментарии

Наши проекты