18+
  • Образ жизни
Путешествия

Локальный туризм: о чем трещал байкальский лед

Холодным началом весны наш фотограф Наталья Арсланова побывала на Байкале. А мы публикуем ее дневник о смелом путешествии по прозрачному льду древнего озера. О палатке с печкой и падающей звезде, о преодолении торосов и заварной еде, о хрустящих трещинах самого большого катка в рассказе от первого лица.

На путешествие я решились еще прошлым летом. Пока жарким днем сидела на работе, на почту пришло письмо о распродаже билетов до Иркутска на следующую весну. Дальше сработало совпадение. Оказалось, ребята, которые организовывают походы по всему миру, на даты распродаж как раз планировали отправиться на Байкал. Решив, что это судьба, я купила билеты – спонтанно, но с воодушевлением и предвкушением поездки.

Первый день

С группой мы встретились в хостеле в центре Иркутска. В восемь утра по местному времени (разница – пять часов) за нами приехал микроавтобус и повез к Байкалу в деревню Курму. По пути мы остановились пообедать в придорожном кафе, попробовали местные позы – по виду и вкусу они очень напоминали хинкали.

Приехав на место, стали разгружать снаряжение и готовиться к походу. Надели ледоходы, собрали вещи в волокуши и направились на остров Огой. Лед в марте выглядит впечатляюще, идешь по нему, а он с каждым шагом потрескивает. В этот день мы прошли всего шесть километров, потому что поздно стартовали.

Чтобы приготовить обед, использовали горелки для нагрева воды. Кипяток заливали в пакетики с сублиматами. Мне досталась греча с мясом. Ели также хлеб с майонезом, сало, а на десерт были вафли с чаем.

Пока ставили палатки на лед, быстро стемнело и похолодало. В нашей общей палатке на десятерых была печка, которую мы затопили дровами, найденными неподалеку. Но из печных щелей начал валить дым, поэтому пришлось обойтись в эту ночь без обогрева. Проводив красивый закат, легли спать. И ночью лед начал как будто разговаривать с нами, трещал и издавал странные звуки, видимо, сообщал о перепаде температуры.

Я не представляла, как можно спать в таком холоде и хотела лечь в свой спальник во всей одежде. Но ребята сказали, что в горнолыжном костюме спать нельзя, так еще сильнее замерзаешь. Заснуть было сложно не только от холода. Ощущалась разница во времени, поэтому я просто лежала и ждала утра. В семь мы все встали и пошли на гору за другим запоминающимся видом – байкальским рассветом.

Второй день

В этот день мы прошли около двадцати шести километров. Из-за ветра и холода передвигаться было непросто. Это был самый сложный день похода. Но вечером нас ждало счастье – мы дошли до поселка Хужир, где остановились в домиках с камином, а ужинали в кафе. Здесь помимо пюре с поджаркой я заказала бухлер – бурятский суп из баранины. В номере мы всей компанией болтали до двух ночи. На следующий день не надо было никуда идти, и мы целый день провели в Хужире.

Третий день

После завтрака нас отругали за то, что мешали спать соседям, которые приехали из Германии на конференцию по керамике. Хозяйка хотела нас выселись, но все обошлось, удалось договориться. Пока было свободное время, решили покататься на коньках по самому большому катку страны, но в прокате остались только огромные размеры. Деваться некуда, взяли, что есть. Завязав покрепче шнурки, я поехала по знаменитому озеру, чувствовалась каждая трещинка его льда. Вечером мы пошли провожать закат к горе Шаманке, где были десятки китайцев с огромными фотоаппаратами. К вечеру резко похолодало, и наша запланированная баня была самое то, там мы грелись, парились и пели песни.

Четвертый день

Наша группа двигалась по льду быстрым шагом, а я иногда от нее отставала – хотелось запечатлеть окружающую красоту. Иногда мы катали друг друга на волокушах. На привале встретили лису, накормили ее сухарями.

Ночевка была запланирована в лесу, пришлось преодолеть торосы, чтобы попасть туда. Пока шла, думала, зачем мне вообще все это надо. Идти было сложно, ноги проваливались, подворачивались, еще на плечах был тяжелый рюкзак, очень хотелось вернуться в теплые домики. Но преодолев обломки льда, я почувствовала себя героем.

Разожгли костер, поставили палатку, на этот раз нам даже удалось затопить печку так, чтобы она не дымила, поужинали и стали готовиться ко сну. Чтобы печка не гасла, нам надо было дежурить всю ночь, подкладывать дрова. Дежурили по часу.

Пятый день

Очередной день в пути. Сегодня нам сигналили проезжающие «буханки» с теми самыми китайскими туристами, которые постоянно фотографировали нашу группу из окон.

В эту ночь я захотела поснимать звездное небо. Сидела на коленях, настраивала фотоаппарат и вдруг услышала, что кто-то мимо меня проходит. Сначала подумала, что это собака, но откуда же ей там взяться. Посветила фонариком – лиса. Вдруг резко стало светло – повернулась назад, а с неба падает звезда, выглядело очень здорово. Жаль, что остальные были в этот момент в палатках.

Шестой день

В этот день было много солнца и красивого льда. Пили коктейль «Поцелуй Байкала» – делаешь лунки во льду, наливаешь туда алкоголь и выпиваешь. Правда, выпивать не получается, поэтому как бы высасываешь этот коктейль из озера. Собирали дрова для печки. Снова было много сала, хлеба, майонеза и горохового супа.

Ближе к ночи поднялся сильный ветер. По периметру палатки пришлось разложить волокуши, чтобы не задувало внутрь. Спать было очень холодно, не покидало ощущение, что нас сдует. Пыталась заснуть, а стенка палатки из-за ветра задевала лицо.

Седьмой день

Утром был невероятный рассвет, и он же последний в нашем походе. Мы собрали вещи, за нами приехал уазик, на котором мы опять отправились в Хужир. Здесь мы праздновали 8 марта и отмечали день рождения участника похода. Катались на велосипедах и еще сильнее почувствовали свежий воздух Байкала. Вечером нас отвезли спать в другую часть острова Ольхон, где мы наконец-то приняли душ. Всю ночь болтали и спали всего два часа, а с утра нас забрали в Иркутск.

Для меня это был крутой опыт: провести целую неделю с незнакомыми людьми, преодолеть около девяноста километров пешком по льду, спать в палатке, почти не мыться, есть непривычную еду, а руки вместо мытья протирать влажными салфетками. Но если меня спросят, стоит ли оно того, с уверенностью отвечу утвердительно. Такой поход запоминается на всю жизнь.

Фото: Наталья Арсланова

Текст: Наталья Бадьина

Следите за нашими новостями в Telegram