18+
  • Мода
  • Герои
Герои

Кради как художник: Герои сентябрьской фэшн-съемки журнала "НН.Собака.RU" о плагиате

Здорово, когда творец становится трендсеттером, но у медали есть и обратная сторона. Устав от плагиата, мы создали визуально-текстовый манифест с яркими представителями творческих профессий. На защиту авторского права и индивидуального стиля встали фотографы, чьи рекламные кампейны можно встретить по всему городу, фэшн-иллюстраторы, работающие с Chanel и L'Oreal, и уличные художники, добавляющие Нижнему самобытности. 

Максим Трулов и Ксюша Ласточка

уличные художники

Наверное, никаких страшных казусов с нарушением авторских прав у нас не происходило. А мелочи нет смысла вспоминать. 

Пожалуй, самое неприятно может случиться, если уличный художник работает над коммерческим проектом без договора. Часто есть риск, что наброски или рисунки в таком случае могут быть использованы без согласия автора. Поэтому важно обезопасить себя грамотно составленным соглашением или хотя бы "договориться на берегу", чтобы потом не обнаружить свои работы там, где совсем не ожидал. 

Мы ратуем за диалог и открытое сотрудничество. А с теми, кто не нравится, советуем не иметь дело вовсе.

 

Екатерина Петропавловская

digital-художница

Раньше я достаточно остро реагировала на то, что кто-то копирует мои работы: бывало даже, что мои иллюстрации печатали на чехлах с AliExpress. Благодаря глобализации все всем доступно. Если об этом буду переживать я, то что говорить, например, о звукозаписывающих компаниях уровня Sony. Они, конечно, имеют ресурсы, чтобы бороться с пиратами, но при этом все равно не могут победить на сто процентов.

Есть тонкая грань между авторским правом, копированием и вдохновением. Я очень позитивно отношусь к тому, когда моими работами вдохновляются, но при этом указывают первоисточник. Конечно, идеи невозможно защитить авторским правом. Если я создам работу на тему космоса, а кто-то сделает ремейк, я не смогу отстаивать свои права. Та же участь постигает бренды одежды, которые находят выход в логомании. Почему Gucci и Louis Vuitton бомбят свои логотипы в виде принтов на сумки? Не только потому, что это модно, но и чтобы защитить дизайн, который в скором времени появляется в Zara. Всем известно, насколько сильно масс-маркет подражает люксу. Естественно, Zara нигде не указывает источник вдохновения, но те, кто разбирается в моде, легко считывают копирайт. 

Лично я думаю, что использование работы без указания авторства вызвано неуверенностью в себе. Оттуда же желание выдавать чужое за свое. Было бы здорово, если бы в России появилась культура авторского права. Впрочем, она уже начинает развиваться благодаря платным подписками на YouTube или музыку в "ВКонтакте". Например, у меня оформлена подписка на iTunes, и мне не жаль платить 169 рублей в месяц за возможность слушать любимую музыку в отличном качестве в любое время.

Эльвира Шарапова

художник

Раньше я очень переживала по поводу авторских прав. Сейчас стараюсь не заморачиваться и придерживаться принципа "если твои рисунки заимствуют или копируют, значит, они хорошие". И это стимулирует меня придумывать что-то новое. Некоторые мои иллюстрации разлетелись по интернету и живут своей жизнью: пользователи раскрашивают их, придумывают свои слоганы, дорисовывают какие-то детали. Конечно, если кто-то наглым образом использует рисунки в коммерческих целях (особенно умиляет "ой, мы нашли это изображение в интернете и не знали, кто автор"), я веду разъяснительную работу об авторских правах и правилах использования объектов интеллектуальной собственности. Обычно понимают с первого раза.

Меня всегда радует, когда подписчики узнают мои рисунки и стоят на страже их легального использования. Недавно произошел забавный случай. Один достаточно известный интернет-магазин выпустил коллекцию футболок с моими рисунками (совершенно легально), но не упомянул меня в качестве автора (по сути, проект был коммерческим, поэтому указывать авторство было необязательно), и весь директ был завален вопросами, полными негодования, от совершенно незнакомых мне людей. Приятно, что картинки узнаваемы, и у меня такая внимательная аудитория.

Александр Гордеев

фотограф

Темой новой фэшн-истории в сентябрьском номере стала вечная тема любого творца — плагиат, отчего я не могу оставаться в стороне. Прежде, работая над творческими проектами, приходилось часто сталкиваться с тем, что члены команды, которые принимали участие в съемке, могли использовать и фотографии без моего ведома и указания авторства. Во многом поэтому я практически прекратил работать на условиях TFP.

Еще одна важная проблема копирайта — вдохновение. Творческие люди черпают вдохновение по-разному: кто-то использует увиденное как референсы, а кто-то полностью копирует и не парится. Хотя, если быть откровенным, встречается много заказчиков, говорящих "Хочу вот так".  Тут главное добавить некую изюминку, которая смягчит эту грань между плагиатом и индивидуальным стилем фотографа!

Владимир Зотов

фотограф

Не могу не отметить, что отношение к авторскому праву в стране меняется к лучшему. Но пока, как мне кажется, только на словах. Не знаю, связано ли это с тем, что наконец начинают работать законы. Или с проявлением культуры в обществе. Надеюсь, и с тем, и с другим.
Но на своем опыте могу сказать, что правовое регулирование вопроса авторских прав в России очень слабое. Я часто вижу свои фотографии там, где их не должно быть. В основном отношусь к этому спокойно. Если человек не пытается извлечь из этого явную коммерческую выгоду, то это не проблема для меня.
В паре эпизодов я попытался восстановить справедливость, но столкнулся с тем, что юристы, к которым я обратился за консультацией, фактически разводили руками. С тех пор я взял паузу в этом вопросе. Конечно, важно бороться за свои права. Но пока это больше напоминает битву с ветряными мельницами. Я предпочитаю сосредоточиться на работе. А то, что результаты моей работы используются другими людьми — это показатель определенного успеха, который стоит развивать.

Стиль: Вероника Сорин

Фото: Александр Гордеев, Елена Соловьева, Владимир Зотов

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: