18+
  • Экология
  • Экология
  • ТОП 50 2020
Экология

Эльвира Сайфулина

Руководитель сообщества «Нижний Новгород – экологическая столица» вместе с участниками регулярно проводит экоофисы, лекции, экоуроки и кинопоказы, которые помогают сделать экоответственность привычкой. Общественный образовательный проект ведет ежедневную просветительскую деятельность, давая понять, что экология – нескончаемая тема для изучения.  

Парадокс в том, что с девизом «ты один ни на что не влияешь» живут все люди мира. Вот официальная статистика завода MAG Group: каждый нижегородец выкидывает 530 кг мусора в год. Если мы умножим этот показатель на миллион триста, получим колоссальную цифру. Раздельный сбор быстро надоедает людям – он требует усилий. Но можно сделать раздельный сбор минимальным и при этом позаботиться об окружающей среде: потреблять более рационально. Мне ничто не мешает брать кофе с собой из дома в термокружке вместо того, чтобы покупать его в стаканчике. Для производства стаканчиков вырубается 6 млн деревьев в год. Разве это рационально: срубить дерево, которое могло давать кислород еще сотню лет, ради того, чтобы выпить кофе? Стоят ли конечные ресурсы нашего сиюминутного удовольствия?

Наше сообщество появилось в феврале 2019 года, тогда же компания «Исток» запустила программу «Экоофис» – в организациях бесплатно устанавливают боксы для раздельного сбора. Но надо было рассказать людям, как обращаться с ними, почему не стоит кидать туда все подряд. Мы взяли на себя эту миссию. Каждую неделю мы выезжаем на предприятия, где рассказываем сотрудникам, что им бесплатно поставят контейнеры. В это очень плохо верят – люди боятся бесплатного. Встречи добровольные, у нас было и три, и сто тридцать участников, сейчас поставили условие, чтобы было не менее двадцати. Для нас это не основное место работы, а дополнительная неоплачиваемая занятость, поэтому важно согласовать время встречи заранее.

Как-то мы провели экоофис и пошли перекусить в кафе компании, а когда возвращались с обеда, увидели, что сотрудники организовали мозговой штурм. Мы даже уехать еще не успели, а в компании уже стали думать, как уменьшить количество упаковки на производстве. В этом мы видим вдохновение, это наше топливо, чтобы продолжать свою деятельность. 

Эколекции проводим на городских мероприятиях и в компаниях, все, что надо – это проектор, экран и ноутбук. Можно выбрать узкую тематику. Например, в преддверии «черной пятницы» в Информационном центре по атомной энергии мы рассказывали о бережном потреблении, о том, как маркетинг провоцирует покупать больше, и как мы можем поступать мудрее.

Экоуроки – школьный формат – как для начальных классов, так и для средних и старших. Видно, что экология на занятиях не обсуждается, многие ученики слышат об этой теме впервые, им интересно. Школьники обычно предлагают два решения мусорной проблемы: сжечь и отправить в космос. А мы рассказываем о том, что можно не создавать мусор или создавать его в разы меньше. При этом есть школы с очень мощными экокружками – там экоуроки превращаются в интереснейший мозговой штурм.

Кинопоказ – это формат совместного переживания: мы видим, что есть проблемы, и обсуждаем, что можно сделать в этой ситуации. Иногда фильм идет сразу после экоофиса, если у коллектива есть интерес. Смотрим документальные фильмы: «Мусор» с Джереми Айронсом, «Дом. История путешествия», режиссер которого Янн Артюс-Бертран, «Век глупцов» – как взгляд в будущее: о том, что не прогресс ведет нас к негативу, а то, как мы используем плоды прогресса.

Перед публикацией информации мы исследуем много источников и находим те, которые имеют научную подпись. Мы живем в такой информационно-шумный век, что даже научное подтверждение надо перепроверять. Изучаем ГОСТы, которые обычный человек не читает. Мы общаемся с заинтересованными в экотематике людьми и ходим в компании, чтобы увидеть все своими глазами. До самоизоляции у нас был план, к кому из переработчиков когда мы идем. В карантин пришлось уйти в онлайн. Прямые эфиры были для нас в новинку, это по-своему непростой формат. За три месяца изоляции наши онлайн-события посмотрели более ста тысяч зрителей. 

В экосообществе через восемь месяцев наступает момент, когда думаешь, что все напрасно. Что то, чем ты занимаешься, – капля в море, которая не стоит затраченных на нее усилий. Срабатывает синдром отличника: надо все в жизни делать на пять. Это нереально, но мы можем малое – выполнить глобальную задачу на единицу. А когда появляется много тех, кто делает чуть-чуть, уже есть шанс на качественно другой результат.

Задача сейчас, чтобы в экотематику влились компании и значимые люди мира. Допустим, десять тысяч человек отправляют свой мусор на переработку. А теперь представим, что компания решила сократить количество выпускаемой пластиковой упаковки для миллионов своих продуктов. Ощутима разница? Если люди откроют социальную сеть и увидят в ней Марка Цукерберга, который говорит о том, что он не использует пластик, это будет повсюду. Когда мы сможем прикоснуться к сознанию людей, будет очень здорово.

Люди мусорят не потому, что они злые, а потому что срабатывает генетическая память. До 1950 года все, что человек выбрасывал, превращалось в удобрения. Раньше хватало дерева и металла, потому что нас было 2 млрд, а потом за сто лет мы выросли до 7,7 млрд. Теперь единственный материал, который дает нам потреблять все, как мы хотим, это полимеры. Они нам необходимы, но надо их применять грамотно.

Тысячи лет мы выкидывали отходы, а теперь за семьдесят лет надо перестроиться. Люди верят, что государство должно справляться с экопроблемой. Но вопрос пластиковых отходов и перепотребления и для правительства существует столько же, сколько для нас – около 70 лет. Точного решения пока нет ни у кого. Когда у человека есть хотя бы основные знания об экообстановке в мире, он уже может не выбросить пластиковую бутылку или не взять лишний пакет.

Мы очень легко относимся к пластику, нам кажется, что это просто, дешево. А то, что его переработка не всегда возможна, часто не учитывается. Если мы проведем соцопрос, то выясним, что 70% людей не знают, что пластик не разлагается или что его нельзя сжигать, потому что выделяются токсические элементы.

Для меня самой все началось с банального девиза: «Сдай макулатуру – спаси дерево». В моей семье было правильное отношение к окружающей среде: если можешь что-то не портить, то и не стоит. Потом в офисной работе я увидела, как много мы тратим бумаги без надобности. Когда появилась возможность сдавать хоть что-то, стала это делать. Когда увидела, сколько сдаю, появилось желание потреблять меньше. А когда в общении с друзьями поняла, что мои знания – это что-то новое для них, решила делиться этим. Стало видно, что информация меняет отношение людей к проблеме. Но, конечно, всегда будут те, кто не воспримет это всерьез.

Есть отрасль, в которой человечество может расти – это экономика знаний. Сейчас переизбыток информации, а образовательного контента в ней всего 8%. Следующий виток развития – когда нашим преимуществом будут не красивые дорогие вещи, а качественные глубокие знания. Тогда есть шанс на изменение парадигмы. Сейчас часть стран рассматривает проект гарантированного дохода. Когда искусственный интеллект сместит профессию, государство будет платить фиксированную зарплату людям, оказавшимся без работы. Чем мы тогда будем заниматься? Человек не должен превращаться в машину для поедания чипсов, смотрения телевизора и производства мусора. Возможный выход – переход к экономике знаний: когда между очередным платьем и образовательным курсом, захочется выбрать второе. Следующее поколение ближе к такому подходу: у них другое ценностное отношение, нет сильной зависимости от вещей. 

Мы за то, чтобы устранить причину небрежного отношения к окружающей среде, а не работать с последствиями. Некоторые компании боятся нас, думают, что мы увидим, как у них все неэкологично и раструбим об этом всему свету. Мы не хотим никого критиковать, наша задача – помогать бизнесам в работе. Мы открыты к диалогу: расскажем, что вы можете сделать экологичного в своем производстве. Всегда есть то, что меняет проблему в корне. Например, можно сократить использование пластика в оптовых поставках продуктов: ежедневно по всей стране сотни тысяч пластиковых упаковок используются один раз, а затем выбрасываются, мы просто этого не видим. А наши пакетики и бутылки – это лишь верхушка айсберга. Каждый предприниматель Нижнего Новгорода может значительно изменить состояние города, если задастся вопросом «Как я могу снизить мусорный след своего любимого дела?» С поиском ответов мы всегда готовы помочь. 

 

«НН.Собака.ru» благодарит за поддержку партнера премии glo

 

Текст: Наталья Бадьина

Фото: Анастасия Пономарева

Локация: стрит-арт «Место», ул. Ильинская, 13-2
Автор: Сергей Акрамов (Екатеринбург)

Следите за нашими новостями в Telegram
Теги:
ТОП 50 2020

Комментарии (0)

Купить журнал: