18+
  • Развлечения
  • Театр
Театр

Пелевин в пластике: что происходит на сцене первого в Нижнем пластического театра «Преображение»

В театре «Преображение» музыкально-пластические постановки являются основным направлением, причем с 1990 года, то есть «до того, как это стало мейстримом». Мы расспросили директора театра Игоря Седова и заведующего литературно-драматургической частью Ивана Бочарникова о новой постановке по повести Виктора Пелевина и том, как текст превращается в движение.

спектакль «Ложное солнце»

спектакль «Ложное солнце»

Вы всегда стояли слегка особняком от остальных муниципальных нижегородских театров. Как у вас сейчас обстоят дела?

Игорь Андреевич: Посещаемость у нас увеличивается, это однозначно. Правда, в основном за счет детей, для них у нас тоже много постановок. Но в целом, если бы мы делали ставку только на пластику, мы бы не выросли. Театр должен быть в первую очередь интересным. Все наши постановки максимально разные: придите и сравните «Маленькие трагедии» Пушкина и «Сны маленького человека» по Гоголю.

То есть у вас нет никакой привязки к жанру?

Игорь Андреевич: По титулу-то она есть. Но слепо этому следовать – значит обеднять себя и зрителя.

Иван: В репертуаре у нас все равно больше пластических спектаклей, но мы развиваем и драматическое направление. И вообще, мне кажется, будущее – за смешением жанров. Хотим – делаем с диалогами, хотим – без них.

Игорь Андреевич: И потом это же сейчас общее место, даже в Вахтанговском театре поставили два спектакля в пластике, один из них – «Анна Каренина». Просто каким-то театрам под силу такие грандиозные проекты, а каким-то нет.

Спектакль «Маленькие трагедии»

Спектакль «Маленькие трагедии»

Спектакль «Маленькие трагедии»

Спектакль «Маленькие трагедии»

Как подбирается репертуар и переводится в пластику? Подходит ведь не любое произведение?

Игорь Андреевич: Можно ли поставить «Былое и думы» Герцена? Сомневаюсь.

Иван: Нюансов много. Режиссеры читают и повести, и романы. Если вещь хорошая, ложится на труппу, и мы понимаем, как подчеркнуть в ней главные идеи, то можно предлагать ее нашим постановщикам.

Игорь Андреевич: Обычно процесс поиска идей и постановки происходит весьма мучительно. Можно сколько угодно фонтанировать, но потом это надо как-то воплотить, приземлить. Наша интерпретация повести «Затворник и Шестипалый» Пелевина – спектакль «Ложное солнце», думаю, сильно отличается от оригинала. Но там есть то самое смешение жанров. И да, много слов.

Почему Пелевин? К нему сейчас у всех повышенный интерес. Это дань моде?

Игорь Андреевич: Но никто же в Нижнем, кроме нас, спектакль по нему не ставит. Значит, все-таки не мода. Вот если бы мы поставили iPhuck 10…

Не планируете?

Игорь Андреевич: Да неплохо было бы. Пытаемся найти зримые образы. Вот как изобразить Порфирия? Проецировать на стены его зеленые бакенбарды с оранжевой бородой?

Иван: А замысел поставить «Затворника и Шестипалого» у нас появился аж в 2017 году.

Игорь Андреевич: Но нужно было сломить некоторое сопротивление постановщика Олега Бурлакова, прорастить в нем эту идею и влюбить в нее, чтобы не было пути назад.

Спектакль «Ложное солнце»

Спектакль «Ложное солнце»

Олег Бурлаков

Режиссер

Для меня это история о несовершенстве нашего социального мира. Мы в нем живем, существуем, но менять не хотим. Главные герои хотят изменить свой мир. Мне это понравилось. Я сам смотрю на мир, на то, что вокруг происходит, и понимаю, что какие-то вещи нужно менять. Как говорил Гоголь, театр — это кафедра, с которой можно много сказать миру добра.

Источник

Зритель не был шокирован?

Игорь Андреевич: У нас вообще очень добрые зрители. Что бы мы им ни показывали, они все хвалят. Возможно, просто вежливые люди. (Смеется.) Разные были отклики, конечно. Но прямого несогласия не было.

А критика профессионального сообщества?

Игорь Андреевич: Будет 10 марта. Мы покажем этот спектакль на фестивале «Премьеры сезона». Это, наверно, единственное место, где можно услышать правду о себе, когда приезжают столичные критикессы. Еще хотим на Горьковский фестиваль с этой постановкой заявиться.

Бытует мнение, что у нас все очень одинаково в плане обучения актеров, мало новых идей и новых взглядов.

Игорь Андреевич: Актеры у нас в основном из консерватории, и учатся они уже здесь. А сам спектакль начинает жить и развиваться только с момента премьеры. То есть придя дважды на одну и ту же постановку, вы увидите два разных спектакля.

Иван: Наши артисты занимаются на различных тренингах, потому что невозможно просто взять и сходу войти в работу. Наш балетмейстер Алина Трашкова, например, проводит занятия не только в рамках подготовки к конкретному спектаклю, а просто для развития гибкости или выразительности. Мы немного трансформируем актеров под себя и цели театра, но очень ценим каждого. Потому что – отдельная сложность, но и наша фишка – в каждом нашем спектакле предусмотрен только один актерский состав.

2019 год в России назван Годом театра. На себе почувствовали?

Игорь Андреевич: Конечно. И поэтому мы готовим премьеру об одном великом кинематографисте. (Смеется.) У нас вообще театр парадоксальный. Мы должны молчать, а говорим.

Иван: Мы планируем больше мероприятий, не относящихся к нашему репертуару, например, делать капустники. То есть Год театра хотим провести в первую очередь с нашими зрителями, больше включить их в нашу жизнь, создать комьюнити. 

 

Текст: Виталия Голованова

Фото: из архивов театра

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: