18+
  • Город
  • Общество
Общество

«Если ты помог хотя бы одному человеку, это уже большое достижение»

Директор ветлужского Центра помощи семье и детям Елена Кисарова вместе со своей командой выиграла грант с программой профилактики вторичного сиротства, предложив приемным семьям творческий проект – совместную работу над созданием районной газеты.

Елена Кисарова

Елена Кисарова

 - С чего начиналась ваша деятельность в этой сфере?

Елена Кисарова: В 2003 году я пришла в Центр на должность социального педагога, потом перешла в Управление образования, а три года назад вернулась обратно уже на должность директора. Не могу сказать, что во мне играли какие-то амбиции, но хотелось занимать руководящую должность, как минимум, потому, что в голове всегда был вектор, куда можно все это вести, хотелось роста и развития, творческой и научной деятельности.

- Что же это за вектор?

Елена Кисарова: Считаю, что неважно, в мегаполисе ты живешь или в провинциальном городке, но, чтобы помочь человеку, ему нужно уделить внимание, пообщаться лично. То есть ты по умолчанию не охватишь тысячи людей. Конечно, можно разработать инновационный метод в теории, но на практике все равно работаешь с отдельными персоналиями, вкладываешь в это свой опыт и знания, следишь за изменениями и отмечаешь успехи в каждом новом случае. Даже если ты все свое время вложил только в одного человека, но помог ему решить проблему, это большое достижение. Я помню, какими сложными были дети, которых брали на усыновление, и вижу, какими чудесными они становятся, поэтому чувствую определенную миссию в нашей работе.


Если ты помог хотя бы одному человеку, это уже большое достижение

- Учитывая специфику проблем, с которыми ежедневно приходится работать, не наступает эмоциональное выгорание или ощущение безнадежности?

Елена Кисарова: Я вхожу в состав комиссии по делам несовершеннолетних и, приходя в проблемные семьи, испытываю неоднозначные ощущения. Если ребенок спит в коробке, первая задача – найти ему кровать. Эмоциям, конечно, поддаешься, но мы сосредотачиваемся на решении конкретной проблемы. Потом приходит и моральная компенсация, ведь люди, обращающиеся к нам за помощью: многодетные семьи, родители детей-инвалидов, участники школы приемных родителей, – очень благодарная публика. И это огромный прилив положительных эмоций. Еще я нахожу отдушину в профессиональном росте: много читаю, ищу актуальную информацию и новинки в плане методик и подходов – все это хочется внедрить и попробовать. Конкурс на грант фонда Amway мы вообще нашли через социальные сети. Коллектив у нас активный и все это поддерживает, особенно участие в конкурсах, ведь победа в профессиональном соревновании – это тоже удовлетворение.

- Что такое вторичное сиротство, и как проект, с которым ваш центр выиграл конкурс фонда Amway, поможет в его профилактике?

Елена Кисарова: Вторичное сиротство – это отказ приемной семьи от усыновленного ребенка, то есть он снова становится сиротой. Вообще механизм такой: если дети оказываются в ситуации, угрожающей их жизни и здоровью, комиссия изымает их из родной семьи и помещает в социально-реабилитационный центр, а в это время, если ситуацию с родителями не удается изменить, деткам ищут новую семью. Дальше самое важное – помочь родителям и детям адаптироваться, привыкнуть друг к другу, а это невозможно без контакта, общения и совместной деятельности. Поэтому мы постарались создать проект, где сочетались бы и творчество, и развитие, и организация коллективных событий, и наблюдение результатов собственного труда. Теперь в течение года семьи с приемными детьми-подростками будут вместе работать над изданием районной просветительской газеты, попутно осваивая новые психологические и профессиональные навыки под руководством специалистов центра и приглашенных экспертов из разных сфер.

- У каких семей больше шансов на удачную адаптацию: у тех, кто брал детей из сострадания и желания помочь им, или у тех, кто очень хотел своих, но не смог?

Елена Кисарова: Что удивительно, ни у тех, ни у других. Когда я руководила школой приемных родителей, началось сокращение в сферах здравоохранения и образования, некоторым оставляли половину ставки – каких-то четыре тысячи рублей, жить на которые практически невозможно, но дом большой, свои дети выросли, и семьи принимали решение усыновить ребенка, потому что приемные родители ежемесячно получают восемь тысяч на содержание и воспитание и столько же в качестве пособия за опекунство. Сначала это вызывало у меня шок! Но, как показала практика, такой прагматичный подход приводит к лучшим результатам. Люди идут на это, осознавая, что теперь это будет их работа – душевная, эмоциональная, но оплачиваемая работа. Они берут на себя ответственность и обязательства, ничего не ожидая от ребенка взамен. А те, кто пытается решить личные проблемы таким образом, хотят мгновенных чудес и внезапной любви и не справляются со своим разочарованием в реалиях. Поэтому я рада, что отношение к усыновлению и опекунству постепенно меняется: это звучит все менее пугающе, и все больше людей об этом задумываются.


По образованию Елена учитель начальных классов, до 2003 года работала в детском саду воспитателем. О первом повышении в центре «Надежда» Елене объявили в ЗАГСе на ее собственной свадьбе. Стремится приносить пользу на малой родине: имея возможность переехать, все равно осталась в Ветлуге. В Управлении образования занималась всей воспитательной работой Ветлужского района и организацией детского летнего отдыха.

Беседовала Виталия Голованова

Фотография из архива пресс-службы

Заглавная иллюстрация behance.net

Следите за нашими новостями в Telegram
Материал из номера:
Ноябрь

Комментарии (0)

Купить журнал: