18+
  • Развлечения
  • Музыка
Музыка

Лариса Трянина: «Все народное – из глубины души»

Заслуженная артистка России Лариса Трянина за сорок лет работы в Нижегородской филармонии объехала почти весь мир, исполняя народные песни и старинные романсы, а по случаю восьмидесятилетия филармонии готовит серию образовательных программ для школьников.

Лариса Трянина

Лариса Трянина

Учились ли вы где-то народному пению, или это все из детства и из семьи?

Это, конечно, с детства. Я росла в поющем окружении и занималась в починковском Доме культуры: была звездой района, ездила на конкурсы, выступала на концертах во всех клубах, заведующий отделом культуры меня лично у мамы отпрашивал на них. А потом поступила в борское культпро-свет-училище на народное отделение. Там встретила своих любимых и самых важных педагогов – Фаю Анатольевну и Анатолия Александровича Обуховых. Они занимались со мной всем, даже учили, как правильно краситься. Тогда только появились тени, и вот я как-то пришла с синими глазами, нарумяненными щеками. Заставили смывать! Подсказывали, как правильно одеваться, вести себя, разговаривать, и не только на сцене. Они же настояли, чтобы я сходила на прослушивание в Оренбургский хор, где я в итоге проработала год.

А в филармонию как попали?

Я вернулась в Нижний по семейным обстоятельствам, а в филармонию требовалась певица в ансамбль «Хохлома» под руководством Измаила Рахимова. С ним я объездила весь Союз и, учитывая, что коллектив состоял из выдающихся артистов и лауреатов множества конкурсов, училась у них буквально всему – от выхода на сцену до общения с публикой. На год я уезжала работать в Кубанский хор, но потом опять вернулась, потому что здесь мне нравились атмосфера и окружение, даже те люди, с которыми мы не пересекались ежедневно на репетициях. Израиль Борисович Гусман, дирижер оркестра, вообще к нашему ансамблю отношения имел мало, но именно он отправил меня на прослушивание к Людмиле Зыкиной, когда она набирала здесь учеников для Гнесинки.


Все народное – из глубины души и дает огромную свободу для самовыражения

У вас уже тогда было много песен из ее репертуара. Каково было встретиться с кумиром?

Я не просто пела, я росла на ее манере, и у меня ноги подкашивались при мысли, что я сейчас буду исполнять перед ней ее же песню. Но все прошло успешно, и она пригласила меня в Москву, поселила у себя на даче, похлопотала о стипендии. Но когда потом встал вопрос, оставаться ли мне в столице или возвращаться в Нижний, я выбрала последнее. Здесь уже была солисткой филармонии высшей категории, меня знали и любили, а там была неизвестность. И не жалела я об этом ни разу за сорок лет своей работы: это мой дом, где всегда ждут, тут есть свобода творчества и поддержка, а работать с талантливыми людьми, влюбленными в музыку, – это счастье! С оркестром я, увы, не пела – не та специфика, но ходила на многие его концерты.

Чем занимались в филармонии, когда вернулись?

С 1987 года я работала в ансамбле «Волжские напевы», где пела дуэтом с заслуженной артисткой Татьяной Кошелевой, у нее же я училась и в консерватории. С «Напевами» мы съездили в Норвегию и в Мексику: за границей всегда с огромным интересом принимали народную песню. И в этом же ансамбле познакомилась с выдающимся балалаечником Иосифом Штиллером. Странно, конечно, что с таким именем он был не скрипачом, но балалайка была его продолжением, через эти переборы струн он буквально выплескивал свои сокровенные переживания и эмоции. Все народное – это вообще из глубины души и дает огромную свободу для самовыражения. Мой аккомпаниатор Валерий Фролков тоже уникум – пианист, а чувствует и играет, словно баянист. Даже частушки! А сейчас я работаю в лектории, мы создаем просветительские программы. Их тематика может быть любая, но, как правило, это либо какое-то историческое событие, либо культурное явление, о котором хочется рассказать публике через музыку или стихи, дополнив комментариями музыковеда. Например, программа «Русские узоры» была посвящена Нижегородской ярмарке и художественно-промышленной выставке и состояла из песен и романсов, которые пели здесь в то время.

Ставили перед собой цель популяризировать народную песню?

Все наши выступления отчасти на это и направлены: хочется обратить внимание молодежи на такую культуру. Это сложно, но интересно – как увлечь их, заставить слушать себя. Как раз в лектории у нас есть программы для школьников, и перед пятыми-седьмыми классами, например, тяжелее всего выступать, но как же их захватывают этот коллективный дух, хороводы! Для них это уже экзотика, которую они больше нигде и не увидят, не смогут в этом поучаствовать. Так что в рамках юбилея филармонии будем делать еще одну программу, уже для старшеклассников, потому что нужно знать свою историю не только через сухие факты и события, но и через родную культуру.


В 1977 году Людмилу Трянину пригласили выступить в передаче «Голубой огонек» с песней «Камаринская», куда она поехала вместе с «Волжскими напевами». Не любит Москву за суматоху, предпочитает спокойную, размеренную жизнь и черпает из нее вдохновение. Преподает вокал в муниципальном ансамбле «Любава». Настольной книгой уже долгие годы является «Галина» – история жизни Галины Вишневской

Текст Виталия Голованова

Фото Илья Большаков

Следите за нашими новостями в Telegram
Материал из номера:
Ноябрь

Комментарии (0)

Купить журнал: