Художник Светлана Кротова о влиянии фотографии на творчество и новой выставке

Радиофизик по образованию, а по призванию художница и фотограф, чьи персональные выставки проходили в США и Новой Зеландии, в январе представила новую экспозицию в родном городе.

Пришлось ли работать по специальности?

Да, сначала стажером-исследователем, а потом младшим научным сотрудником в Институте прикладной физики РАН, но военная тематика никогда мне не нравилась. Параллельно с работой я училась в народном университете дизайна и очень хотела стать дизайнером, но в жизнь это воплотилось позднее. Случайно встретившись на вечеринке с моим знакомым, попала в газету «Нижегородские новости» художником, хотя в то время не рисовала, и образования у меня не было. Для работы потребовалось освоить коллаж. Это была чистой воды авантюра, хотя все закончилось благополучно, и я долго проработала в той газете.

Помог ли бэкграунд в воплощении творческих идей?

Радиофизическое образование достаточно обширно, оно дает возможность быстро осваиваться в различных творческих и нетворческих устремлениях. С радиофака вышло много успешных предпринимателей и даже государственных деятелей.

Когда появилось увлечение съемками?

В эту сферу я пришла случайно: увидела объявление о приеме в фотостудию «Поиск». Занималась десять лет с 1986 года, с огромным удовольствием вспоминаю это время. Режим был жесткий: пришедшие без домашнего задания на занятия не допускались. От школы участвовала во всероссийских и международных выставках, завоевывала награды. Рисовать начала, когда распалась студия. Взяла тушь, перо и создала первый рисунок – получилось, сделала перерыв в фотосъемках. Возвратилась к ним, когда узнала о студии «Джаз-фото», где преподает Владимир Ермолаев, замечательный мастер фотографии, хорошо мне знакомый по «Поиску». Занятия фотографией и рисованием дополняют друг друга: то, что не удается воплотить в снимках, я пишу пером и наоборот – какие-то сюжеты, которые требуют большей фотографичности, создаю с помощью камеры.


Я не жду, когда снизойдет вдохновение, - просто постоянно работаю.

Часть работ посвящена котам – это дань моде?

Я и не знала, что они так популярны. Для меня кот – воплощение домашнего уюта. Дома у меня постоянно живут усатые питомцы. Сейчас это кошка Лиза, черная с головы до хвоста.

Как появляется вдохновение писать?

Я особенно не жду, когда оно на меня снизойдет. Просто постоянно работаю. Часто сюжеты для живописи подбрасывает фотография. Я люблю путешествовать, и фото из моих поездок дают пищу для новых работ. Например, графическая работа «В стране чудес» нарисована после путешествия по Новой Зеландии, где меня поразили огромные деревья необычной формы.

Цифровой век как-то повлиял на ваш подход к искусству?

Мой любимый способ выражать свои мысли фотографически – это коллаж. Когда я занималась пленочной фотографией, то кроме обычных снимков тоже сочиняла коллажи. Но делать их было очень сложно, надо было напечатать все детали, наклеить их на лист картона большого размера, потом переснять, снова напечатать. В общем, длительный и сложный процесс. Сейчас, с цифровыми фотоаппаратами и использованием компьютерных программ сам процесс стал гораздо проще и, главное, есть больше возможностей для воплощения самых разнообразных фантазий.

Ваши работы выставлялись за границей. Как происходит выставочный процесс? Требует ли очного присутствия?

Конечно, хорошо, когда есть возможность лично присутствовать: можно взглянуть на свои работы как бы со стороны. Это словно завершает предыдущий этап и дает начало новому. Но, к сожалению, не всегда получается. 

Насколько важно художнику соответствовать модным тенденциям?

По-моему, самое главное – выражать в творчестве свой внутренний мир и сохранять верность себе. Мне кажется, художник по-другому и не может, кроме как переносить на холст или бумагу частичку себя, собственные переживания, впечатления, фантазии, удачи и неудачи.

В январе открывается ваша выставка в Ленинской библиотеке. Что стало ее центральной темой?

Она будет называться «Нерассказанные сказки». Хотя я снимаю и пейзаж, и натюрморты, и у меня есть репортажные подборки из путешествий, на эту выставку я представлю работы, сделанные в технике коллажа. Это мои сны, ощущения, фантазии – мой мир. На работах – выдуманная вселенная, хотя все элементы реальны. Надо сказать, что в качестве материала для работ я использую только свои фотографии. Эти произведения всегда спонтанны, и, когда я задумываю коллаж, никогда точно не знаю, каким будет конечный результат. Очень люблю придумывать, сочинять (это находит выражение и в графике), и процесс рождения новой работы для меня – увлекательное приключение.


Двоюродный дядя Светланы был художником-самоучкой. Ее дети не рисуют, хотя сын закончил художественное училище. Зато сестра работает в стиле витража, участвовала в экспозиции, проходившей на юридическом факультете ННГУ. Сейчас художница работает преимущественно в технике графики (тушь, перо), пастели и акварели. Является членом Союза фотографов, призером и участником выставок «Волжское Биеннале» и «Черноречье».

Текст: Нина Андреянова

Фото: Наташа Арсланова

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Наши проекты