Продюсер Realist Web Fest Антон Калинкин о web-сериале с Безруковым и будущем телевидения

Единственный в России международный фестиваль web-сериалов Realist Web Fest проходит в Нижнем Новгороде во второй раз. Мы поговорили с его продюсером Антоном Калинкиным и узнали, почему web-сериал – это всегда риск, возможен ли «переезд» фестиваля и выживет ли телевидение в эпоху web-контента.

  • Антон Калинкин

Realist Web Fest проходит во второй раз. Насколько изменился масштаб фестиваля?

Если говорить про конкурсную программу, то здесь очевиден резкий рост. В прошлом году у нас было сто пятьдесят международных заявок на участие, а в этом – больше тысячи шестисот из сорока трех стран. История Realist’а стремительно развивается, вместе с тем повышается интерес профессиональной среды. Хотя сейчас мы понимаем, что уже и непрофессиональная аудитория готова воспринимать такое понятие как web-сериал. Поэтому мы немного сдвигаем рамки фестиваля и выходим к жителям города. Мы будем проводить мероприятия на популярных нижегородских площадках и устраивать показы сериалов из конкурсной программы. Также примерно в два раза увеличится число гостей, в том числе и иностранных. В целом, формат Realist’а по-прежнему остается оригинальным, люди все еще осваивают web-сериалы как новый аудиовизуальный контент, но, думаю, скоро мы будем охватывать еще больше аудитории.

Как думаете, почему так резко возрос интерес к web-сериалам? 

Просто люди привыкли к этому словосочетанию. Когда мы полтора-два года назад только начинали говорить о таком формате, примерно каждое обсуждение с партнерами и экспертами начиналось с вопроса «А что такое web-сериал?». Сейчас уже из ста процентов моих профессиональных встреч примерно пятьдесят процентов начинается с этого вопроса. Я считаю, что половина российского киносообщества познакомилась с web-индустрией благодаря нашим действиям. Это и есть основной двигатель. Люди стали понимать, что если они сняли для интернета что-то художественное, обладающее драматургией, то это уже не просто видео, а web-сериал, развитие которого можно продолжить в нескольких эпизодах. Создатели контента начинают предлагать свой продукт онлайн-кинотеатрам, те, в свою очередь соглашаются на показы. Тогда уже начинают работать индустриальные связи, а когда работают индустриальные связи, происходит естественный рост отрасли. Кроме того, на web-сериалы обратили внимание и большие продюсеры. Они понимают, что web-индустрия – это экспериментальная площадка, где можно апробировать необычную идею. Из-за этого в сфере web-сериалов стали появляться деньги и бюджеты, начали формироваться запросы и интересы. Таким образом, сейчас продолжает естественным образом расти рынок web-индустрии. 

  • Павел Милюков и Антон Калинкин на показе конкурсной программы Realist Web Fest

В прошлом году у фестиваля была насыщенная программа, включающая мастер-классы, лекции, семинары. Чего ожидать на этот раз?

В этом году мы продолжаем начатые традиции, но программа будет шире и интереснее. Будут проводиться круглые столы, мастер-классы, деловые встречи, паблик-токи с экспертами web-индустрии. В прошлом году мы сотрудничали с Аполлоном Шнуровым, который провел в рамках фестиваля персональную выставку. Для второго фестиваля мы привлекли целую команду молодых современных художников и дизайнеров. Свои работы они покажут в здании бывшей фабрики «Маяк». Также будут выступления популярных музыкантов и много всего интересного. 

  • Аполлон Шнуров

  • Сергей Рост на церемонии открытия Realist Web Fest

  • "Звонкий" на церемонии открытия Realist Web Fest

  • Выставка Аполлона Шнурова

Почему развитие Realist Web Fest продолжается именно в Нижнем Новгороде?

Дело в том, что сам по себе город, независимо от привозимых сюда мероприятий, стремительно развивается. В нем комфортно работать и с точки зрения логистики, и с точки зрения инфраструктуры, здесь много интересных локаций. К тому же в последнее время Нижний притягивает все больше новых масштабных событий и, как нам кажется, постепенно становится фестивальной столицей. Нас привлекает то, как параллельно развиваются наш фестиваль и город, в котором он проходит. Еще Нижний Новгород очень нравится иностранцам. Москва и Питер – традиционные туристические маршруты, про них много написано и снято, а Нижний – что-то новое для них, неизведанное.

Возможен ли «переезд»? 

При таких тенденциях развития и при взаимном желании, чтобы Realist проходил именно здесь, мы пока не видим повода думать о другом месте проведения. По крайней мере, ближайшие пять лет мы точно будем в Нижнем Новгороде, об этом подписано соглашение с губернатором региона. И в целом мы предполагаем даже после завершения этого срока продолжать историю фестиваля именно здесь. Параллельное развитие города и мероприятия, о котором я уже говорил, даст нужный результат: Realist Web Fest станет крупным международным событием с уже подготовленной аудиторией. Ведь проводя фестиваль здесь, мы воспитываем и нижегородских зрителей, они погружаются в web-индустрию.  

  • Победители Realist Web Fest  2018

  • Татьяна Лазарева

Realist стал частью Международного чемпионата мира по web-сериалам. Что это значит лично для вас?

Для нас это в первую очередь признание мировым web-сообществом. Такая победа в принципе важна для молодой развивающейся индустрии, какой является российская web-культура. Международный чемпионат по web-сериалам – это мировое событие, которое объединяет все лучшие студии и фестивали, поэтому наше попадание туда означает, что мы можем на равных конкурировать на международном уровне и занимать свое важное и надежное место в мире. Это также добавляет ответственности при работе над Realist’ом, потому что теперь к нему более повышенное внимание иностранных коллег.

В этом году впервые пройдет «Конкурс первых серий». Расскажите, почему возникла необходимость отдельно оценивать пилотные эпизоды?

Это ответ на потребность индустрии и рынка. Производством web-сериалов не всегда занимаются крупные компании и большие продюсеры. Их снимают в основном какие-то молодые студии и начинающие режиссеры. Для кого-то web-сериал – это вообще первый шаг в кино. Поэтому мы открыли эту номинацию, чтобы поддержать тех, кто располагает бюджетом только на первый эпизод, но не имеет финансирования на дальнейшие съемки. Нам важно посмотреть не только, что делают люди, находящиеся в топе, но и чем занимаются те, кто начинает свою режиссерскую деятельность. Так с помощью нашего фестиваля многие смогут совершить первый шаг в профессиональное пространство.   

  • Показ конкурсной программы Realist Web Fest

Что еще нового появится в программе Realist Web Fest?

Впервые в рамках фестиваля пройдут съемки пилотных серий новых web-сериалов от ведущих российских и зарубежных киношкол. Участники заранее пишут сценарии, а затем проводят съемки первого эпизода своего проекта в нижегородских локациях. За день до закрытия Realist’а мы оценим работы и выберем победителя. В этом году участвуют две московские, питерская, екатеринбургская, белорусская, армянская и эстонская школы. Надеемся, в следующем году студенческих групп станет еще больше и подобные съемки станут для начинающих режиссеров полезным развлечением. На мой взгляд, этот конкурс важен и с образовательной точки зрения, и с точки зрения развития web-индустрии.  

В одном из проектов конкурсной программы участвует Сергей Безруков. Можно ли считать это экспериментом, ведь с его именем в основном ассоциируют театр и кино?

Web-сериал – сам по себе вызов и эксперимент, независимо от того, кто его производит и кто в нем снимается. Если в случае с театром и кино все понимают, какие должны сложиться обстоятельства, чтобы получился хороший результат, если в сфере классических сериалов есть анализ аудитории и предыдущих проектов, то в web-индустрии нет четких критериев и строгих принципов, которым должен соответствовать создаваемый продукт. Поэтому каким бы знаменитым и профессиональным ни был актер, участвуя в web-проекте, он всегда соглашается на творческий риск. 

  • Афтепати первого в России международного веб-фестиваля Realist Web Fest

  • Продюсер Realist Web Fest Антон Калинкин и заместитель генерального директора НРИС (Национальный реестр интеллектуальной собственности) Валерия Брусникина на круглом столе «Защита прав на аудиовизуальные произведения»

Помимо развития web-индустрии вы также продолжаете заниматься телепроектами. Каково ваше мнение как продюсера, есть ли у телевидения будущее в эпоху интернета?

Я считаю, что, несмотря на активное развитие технологий, ничто не умерло и ничто не умрет. Мы долгое время думали, что театр исчезнет с появлением кино. Однако такого не произошло: театральное искусство продолжает развиваться, просто приобретает другие формы. Точно так же и телевидение будет жить, просто будет трансформироваться и находить другие подходы. Полагаю, малые нишевые каналы погибнут, просто потому что нет смысла по их программам искать нужную информацию, когда ее за несколько минут можно найти в интернете. Некоторые отдельные тематические телеканалы перейдут в интернет. А в целом телевидение как способ доставки контента не перестанет существовать, просто будет подстраиваться под новую аудиторию.

Realist – пока единственный в стране фестиваль web-сериалов. Как вы считаете, появятся ли еще подобные события в России?

Думаю, в ближайшей перспективе вряд ли, но в дальнейшем все будет зависеть от развития самой индустрии. Чем лучше развита какая-либо сфера, тем больше она требует вокруг себя тематических проектов: фестивалей, церемоний, маркетов и так далее. Возможно, с расширением web-индустрии в России появятся события, подобные нашему, но Realist останется центральным и основным проектом для нашей страны в этой сфере. 

  • Афтепати первого в России международного веб-фестиваля Realist Web Fest

Как будет дальше развиваться Realist Web Fest?

Если говорить о количестве номинаций, то, скорее всего оно будет увеличиваться. Мы уже в этом году добавили «Конкурс первых серий». На следующем фестивале мы введем дополнительную номинацию на лучший web-сериал в вертикальном формате, поскольку сейчас активно развивается тенденция снимать именно в таком режиме. Спрос на вертикально снятый контент тоже активно растет: людям удобно смотреть видео, не переворачивая смартфон. Уже сейчас появляется большое количество подобных материалов, и их сложно сравнивать с горизонтальными сериалами. Также я думаю через год или через пару лет может появиться отдельная номинация для коммерческих web-сериалов, потому что сейчас отдельные бренды все чаще делают под себя заказы на художественные коммерческие продукты. Появляется много интересных работ, которые, на мой взгляд, стоит рассматривать отдельно. 

Текст: Анастасия Лазарева
Фото: архив организаторов

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Наши проекты