18+
  • Развлечения
  • Кино и сериалы
Кино и сериалы

Антон Долин о киномании, российском спросе на реальность и журнале «Искусство кино»

Журналист, кинокритик и кинообозреватель программы «Вечерний Ургант», а с июня главный редактор журнала «Искусство кино» Антон Долин принял участие в лектории Арсенала в рамках фестиваля Beat Weekend, где выступил с дискуссией о границах между художественным и документальным жанрами. А после рассказал «НН.Собака.ru» о переходном периоде в отечественном кинематографе и новой жизни старейшего в России журнала о кино. 

Антон Долин

Антон Долин

- Когда и при каких обстоятельствах в вас проснулась такая сильная киномания, что вы решили связать свою жизнь с этой сферой?

Антон Долин: Я не киноман и никогда им не был. Люблю кино, сильно увлекся им в институте, а учился на филфаке МГУ. Навыки анализа литературного текста помогли научиться анализу текста кинематографического, и так сложилось, вполне стихийно и случайно, что на радиостанции «Эхо Москвы», где я служил корреспондентом, начал изредка писать репортажи о кино. Это не было целью моей жизни, не было и профессией, но со временем стало. Судьба.

- В чем разница между просмотром фильма кинокритиком и просто требовательным интеллектуальным зрителем?

Антон Долин: Разницы никакой. Или сугубо функциональная. Кинокритик смотрит фильм как любой другой зритель. Смеется, плачет, пугается, засыпает от скуки. Просто после просмотра у критика начинается работа: теперь ему необходимо конвертировать эмоции в мысли, а мысли – в слова. Это наша работа, нам за нее платят. А смотрим и чувствуем мы так же, как все. Более того, как только этой способности лишаемся, становимся профнепригодными: теряется необходимая связь с аудиторией, для которой мы и работаем.

- Никогда не мечтали сами снять кино?

Антон Долин: Сочетать аналитику с творчеством почти невозможно. Писателей, которые при этом еще и критики, полно. Но лучшими критиками были как раз те, кто не были писателями, и наоборот. Правила драматургии изложил Аристотель, а не Софокл. Софокл писал трагедии, а Аристотель писал о том, как устроена трагедия. И бывают, конечно, люди, которые переходят из одного лагеря в другой, но это те, кто просто начинал не в своем лагере. Для меня анализ был всегда чем-то очень органичным, еще в школе мне нравилось разбирать и разбираться, рассказывать о произведениях. И я искренне сочувствую тем коллегам, которые идут в критики, потому что им не хватает смелости сразу сесть и написать сценарий или начать снимать фильм. Если бы я хотел делать кино, и при этом ни разу не попробовал, я был бы законченным неудачником. Но я не хотел.


Кинокритик смотрит фильм как любой другой зритель

- Как оцениваете современный период отечественной киноиндустрии? Есть ли в ней жизнь, кроме кинопроката, и как искать интересные авторские картины?

Антон Долин: Период у нас вечно переходный. Причем непонятно, откуда и куда. Жизнь есть, но найти ее приметы не всегда легко: кинопрокат насыщен событиями. Интересные авторские картины надо искать, прежде всего, на фестивалях, при невозможности на них попасть – в интернете. Но если у вас есть хотя бы призрачный шанс увидеть фильм на большом экране и легально, а не пиратским способом, воспользуйтесь им!

- Откуда пошел всплеск интереса к кинофестивалям и к документалистике в частности?

Антон Долин: Интерес к кинофестивалям возник лет эдак семьдесят тому назад, сейчас особого всплеска я не вижу. Документальное кино тоже никогда не выпадало из зоны внимания зрителя, иначе бы оно давно умерло! Просто в последние лет десять неигровое кино стало попадать в те же конкурсы фестивалей, что и игровое, начало выходить из гетто. Это процесс, безусловно, позитивный, хотя полного слияния двух сфер кино не случится никогда.

- Фестиваль Beat Film посвящен именно документальному кино. Как думаете, формируют ли подобные проекты спрос на этот жанр и отвечают ли на этот спрос отечественные режиссеры?

Антон Долин: Да, формируют. И да, отвечают – кто как умеет. У нас в России особый спрос на реальность, поскольку ни в телевизоре, ни в игровом кино ее днем с огнем не сыщешь. Жанр неигрового кино – уникальная отдушина в этом смысле, даже если это не острополитическое или социальное, а безобидное кино о культуре. И учитывая, что простому авторскому кино необходима информационная, лекционная и комментаторская поддержка, то уж документалистика вообще без этого не живет, ей необходим куратор в широком смысле слова. И Beat Film начинался с документалок про музыку, а сейчас он – о культуре, цивилизации, развитии общества.

Кадры из фильма «Все бессонные ночи»

Кадры из фильма «Все бессонные ночи»

- Вы провели в Арсенале дискуссию «Художественное vs Документальное», приуроченную к показу фильма «Эти бессонные ночи», которым открывался Beat Film Festival. Чем эта картина примечательна? Что в ней именно от документального жанра?

Антон Долин: На самом деле в ней больше как раз от игрового – там есть роли и заранее известный сюжет. Но разворачивают события в реальных декорациях не актеры, а те люди, с которыми и произошло все это ранее. Это случай абсолютно нераздельного слияния игрового и документального: частная история практически в формате видео-дневника: люди пережили это в реальности и готовы поделиться всем заново на камеру, вплоть до очень интимных деталей. Но игровой момент заключается в том, что герои во время съемок уже, к примеру, не чувствуют ту самую любовь, а всего лишь пытаются ее изобразить, не будучи профессиональными актерами. Это интересный случай в экспериментальном кино, отчасти уникальный.

- В чем миссия подобных фильмов? Конкретно в этом показываются не самые лучшие стороны жизни подростков. С какой целью к ним привлекается внимание?

Антон Долин: Кино – не пропаганда, оно ничего не способно популяризировать. Оно лишь показывает, призывает зрителя вступить в диалог, а результат диалога и выводы зависят всецело от публики. Зачем вообще смотреть документальное кино, да и любое другое? Чтобы узнать, как устроен мир и как устроены сами люди, отчасти посмотреться в зеркало.

- В июне вы заняли пост главного редактора журнала «Искусство кино» и свою деятельность в новой должности начали с нашумевшего краудфандинга на Planeta.ru. Как пришла такая идея? Были ли другие варианты вывода журнала из кризиса и сомнения в том, что все удастся?

Антон Долин: Другие варианты были и есть до сих пор, но нам хотелось проверить, ждут ли нас читатели, готовы ли по-прежнему читать старейший журнал о кино, причем на бумаге. Нужны ли мы вообще кому-то, кроме нас самих? Мы получили исчерпывающий ответ – читателей оказалось гораздо больше, чем мы думали. Мы сами в шоке, но последний номер распродан полностью. Причем он сдвоенный, сразу за два месяца, а расхватали его за пару недель.

- В каком формате будет существовать журнал? Будут какие-то новые векторы? Новые проекты?

Антон Долин: Будут, но в двух словах об этом не расскажешь. Новая жизнь «Искусства кино» уже началась – мы запустили проект «Синематека», провели две презентации-вечеринки, устроили серию показов с обсуждением, налаживаем партнерство с Историческим музеем. И это только начало.

Беседовала Виталия Голованова
Фотографии Сергей Шевцов

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: