18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Арт-куратор Алиса Савицкая о "Простых чувствах" и работе команды Арсенала

Публикуем интервью с Алисой Савицкой - победительницей премии "ТОП 50. Самые знаменитые люди Нижнего Новгорода", за чьим сокураторством стоит проект "Простые чувства", который попал в шорт-лист премии "Инновация 2018".

 

«Простые чувства» вошли в «Трилогию о современном искусстве и локальных контекстах» – почему именно эта выставка стала заключительной?

Трилогия ознаменовала важный период в жизни Арсенала от открытия здания после реставрации до двадцатилетия нашего центра – время размышлений об итогах и будущем. Мы задумываемся о нашем месте и значении в городе. Со всем комплексом наработок и вопросами в первую очередь к себе мы придумали проект из трех выставок. Первая – «Музей великих надежд» – условно посвящена теме прошлого, ею открывали здание Арсенала в 2015-м. Вторая – «Жизнь живых» (2016) – о настоящем, о городской среде и деревянной архитектуре, о том, как искусство может взаимодействовать с действительностью. Заключительная часть – «Простые чувства» – стала для нас самой сложной: она о будущем. Раньше в кураторские группы входили в основном художники, исследователи. Здесь к нам присоединилась руководитель нашего PR-отдела Анастасия Полозова. Ее функция была рассказать кураторам, чего хочет зритель. В сфере современного искусства это болезненный вопрос: «Что вам показать?» – «Ну, давайте пейзаж, и чтобы было красиво». Мы подумали, что чувства – именно тот ключ, который поможет нам при взаимодействии с аудиторией.

Какой смысл вкладывали в название трилогии?

Во-первых, локальный контекст – это сам Арсенал, причем с акцентом, сдвинутым от исторических стен, о которых мы всегда любим поговорить, в сторону искусства, которое в них разворачивается. Во-вторых, это наши зрители, на поводу у которых мы во многом шли при организации «Простых чувств». После выставки осталась интересная книга отзывов: мы никак это не инспирировали, но люди начали рисовать экспонаты, себя на выставке. Кроме эмоциональной, была и созидательная сила. Мы надеемся, что сможем осмыслить этот опыт и использовать его дальше.

Много ли именно нижегородских художников было представлено на «Простых чувствах»?

Именно на этой выставке ни одного. Но в рамках каждой выставки мы подразумеваем их присутствие в городе. Например, «Жизнь живых» была в двух редакциях – нижегородской и экспортной. В первой мы с помощью карты рассказывали, где еще в нашем городе, помимо Арсенала, можно увидеть искусство. Неправильно все показывать у себя, нужно диверсифицировать. В экспортной версии в Москве мы показывали студийные вещи нижегородских художников, ссылаться на городские локации в четырехстах километрах от МКАД было уже нелогично.

Свои работы авторы устанавливают сами, или это делает команда Арсенала?
На выставке «Простые чувства» была интересная история была с «Молочным баром» норвежцев Ларса Кузнера и Кассиуса Фадлаби. Они никогда не были в Нижнем, знали город и Арсенал только по картинкам. Им важен был процесс коммуникации: мы устраивали совместные скайпы, писали письма. То, что получилось на выходе, можно считать совместной работой художников с архитектором Мишей Масловым, который придумал буквально упаковать проект в морской контейнер. Так идея превратилась в яркий визуальный образ. С другими художниками работа может строиться иначе. Неважно, сколько человек указано в команде проекта, у нас всегда есть еще один соавтор – здание Арсенала. Художник может много нафантазировать, но здание имеет собственное мнение по поводу экспозиционных решений, света, расстановки. Рано или поздно подчиняешься этому. Арсенал – живой организм, своенравный. Поэтому каждая выставка – сложный процесс.

Интервью: Нина Андреянова

Фото: Женя Дубова, Архив пресс-служб

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)

Купить журнал: