18+
  • Журнал
  • Главное
Главное

Игумен Александр (Арва): «Обязанность церкви — свидетельствовать об истине»

РПЦ убедительно вышла из подполья и стала государством в государстве с политической программой по любым вопросам. Такой поворот событий разделил общество на несколько лагерей. Одни забыли о том, что смысл церкви в истине и ценностях, которые она исповедует. Другие запамятовали, что Нагорную проповедь и слова «Не судите, да не судимы будете» еще никто не отменял. Что такое РПЦ сегодня, куда она идет и как ведет народ свой ко Христу — вот вопросы, которые хотелось бы не обсуждать, но и не обсудить тоже нельзя.

 

Игумен Александр (Арва)

Обязанность церкви — свидетельствовать об истине

Настоятель Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря ведет уединенную островную жизнь и восстанавливает старинную обитель.

 

Сам я в церковь пришел не так давно, в 1997 году. Крестился в 1994-м, а спустя три года пришло понимание, для чего это нужно. Коневский монастырь был первым монастырем, куда я попал, — там и остался. Специально не выбирал, так жизнь сложилась: сначала мой брат там оказался, а я ездил его навещать. Но я счастлив, что так получилось, это великое благо — жить в тиши, вдали от негативной информации, которой полно сразу, как только высадишься на материке. На острове много благ: свежий воздух, прекрасная природа. У нас в каре рядом с Никольским храмом растет клен. Я смотрю на него, а он каждый день разный. И еще целый остров, поросший лесом, и озеро, и берег.

28 декабря 2012 года было десятилетие моего пострига. Я время от времени думаю: что мне это дало? Там, где есть место Богу, жизнь человека меняется полностью. У каждого есть запас прочности, человек ограничен, и понастоящему восполнить жизненные силы возможно только через богообщение. К тому же в человеке изначально заложено стремление к Богу, и когда он отделяет себя от Бога, то нарушает свою природу. Без Бога человек может быть и умным, и талантливым, но не будет гармоничной личностью.

Жизнь христианина строится вокруг литургии, цель — приступить к Христу и быть с Ним. Поэтому вопрос, который часто задают, что в церкви важнее, молитва или дела милосердия, некорректен. Молитва — это духовное упражнение, а милосердие — добродетель, которая приобретается в том числе и посредством молитвы. Если мы стремимся к Богу, милосердие появится само. Молитва — это связь с Богом. Но и неверующие люди творят дела милосердия, потому что в каждом человеке есть образ Божий, если, конечно, он сам этот образ не растеряет.

Обязанность церкви — не заниматься делами милосердия, а свидетельствовать об истине. Но внутри церкви всегда были и есть люди, которые хотят и могут делать добро другим. Хотя, конечно, одно дело — просто помочь человеку, который оказался в трудной ситуации, это по силам каждому, а другое — организовать богадельню или приют, для этого не у каждого прихода или монастыря есть возможности. На Западе структура церковной благотворительности не разрушалась, а у нас все было разрушено и только складывается.

«Большинство людей в нашей стране считают, что Бог есть»

 

Сейчас любят говорить о слиянии церкви с государством. Я не силен в политических вопросах, но что такое слияние? Государство целиком принадлежит жизни земной, а церковь только наполовину. Взаимодействие в этом мире возможно, оно даже необходимо. И положительные подвижки все равно идут, но нужно понимать, что не может все вдруг измениться к лучшему. Легче всего осуждать руководителя, на это у нас все горазды, но почему-то занять его место никто не хочет. А если руководитель верующий, это в любом случае хорошо: значит, он будет хоть как-то сверяться со своей совестью. Если человек хоть чуть-чуть стремится к Богу, Господь его не оставит.

Что происходит в нашей стране? Сначала большевики, руководимые понятно какими силами, пытались доказать, что Бога нет. Сейчас всем ясно, что попытка не удалась: большинство людей в нашей стране считают, что Бог есть. И теперь эти же силы пытаются убедить людей, что нет церкви как Тела Христова, чтобы народ от нее отвернулся. Поэтому поднялась такая негативная волна. Но нужно понимать, что мы на войне. И, естественно, работать над собой.

Многие боятся, что усиление позиций православной церкви приведет к усилению межнациональной и межрелигиозной розни. Бояться этого не надо. 18 декабря 2012 года прошел телемост между мусульманами и православными, где обсуждались общие вопросы: работа с наркозависимыми, борьба с преступностью. Все же стремятся к добру. Есть, конечно, отдельные личности, экстремисты, в том числе и среди православных, но они жертвы веры без любви. Это проблема не столько церкви, сколько общества. А верующие, даже разных исповеданий, думаю, всегда между собой договорятся. Я недавно лежал в больнице, моим соседом по палате был Файзулла, не просто мусульманин, его отец — мулла, и мы прекрасно беседовали обо всем.

Как и в прошлом, в настоящее время человек ходит под Богом. У многих людей появилась ложная уверенность, что церковь не нужна, потому что теперь нет нужды просить у Бога защиты: они надежно защищены цивилизацией, всем строем современной жизни. Действительно, благодаря достижениям цивилизации жизнь человека стала легче: например, решена проблема связи на расстоянии, человечество научилось лечить многие болезни. Но надежность эта обманчива, безопасность относительна. Да и вера, церковь нужны совсем не для обеспечения безопасности, а для того, чтобы человек не жил только сиюминутным, а проецировал себя в вечность.

 

Факт

Монастырь на острове Коневец в юго-западной части Ладожского озера был заложен преподобным Арсением Коневским в конце XIV века. Работы по восстановлению здесь ведутся с тех самых пор, как из обители выехала военно-морская часть. Недавно, например, удалось собрать средства на купола. Сюда приезжают люди, страдающие наркозависимостью, ДЦП и другими тяжелыми заболеваниями. При подворье в поселке Саперное открыт центр реабилитации «Воскресение».

 

 

 

К ОГЛАВЛЕНИЮ

Текст: Ольга Погодина-Кузмина
Рисунок: Виталий Шептухин

Следите за нашими новостями в Telegram
Материал из номера:
Апрель

Комментарии (0)