Как команда Izba возродила предметный дизайн в России

ОТКРЫТЬ СПИСОК ВСЕХ НОМИНАНТОВ

мода / лайфстайл

Восемь промдизайнеров — Ярослав Мисонжников, Александр Каныгин, Анна Дружинина, Алексей Галкин, Максим Щербаков, Максим Максимов, Катерина Копытина, Света Герасимова — и куратор Татьяна Кудрявцева собрались два с половиной года назад на выставке «Иначе, чем всегда», организованной Гете-институтом. С этого момента все действительно пошло иначе: ребята объединились в едином порыве возродить в России предметный дизайн и создать проект, в котором архетипы переработаны на новый лад. Пунктом назначения выбрали выставку Saloni del Mobile — международную профессиональную площадку. В результате в 2014 году команда Izba стала триумфатором миланской недели дизайна, а реинкарнации предметов древнерусского быта вольготно расположились на страницах и обложках журналов по всему миру.

  • Катерина Копытина, Максим Щербаков, Ярослав Мисонжников, Анна Кулачек

  • Александр Каныгин, Татьяна Кудрявцева, Алексей Галкин, Анна Дружинина

1. Сразу после того как команда определилась с концепцией, все участники стали ходить на консультации начальника отдела этнографии Российского этнографического музея Дмитрия Баранова, чтобы стойко держаться магистральной линии проекта.

2. Объект, привлекший наибольшее внимание на неделе дизайна, — это Boroda. Слух о нем разлетелся по всем павильонам, посетители приходили специально посмотреть на бороду. Дизайнер Александр Каныгин изначально рассчитывал, что она будет использоваться даже не как элемент декора, а как аксессуар для фана. Во время выставки команда устроила перформанс — коллективную часовую прогулку в бородах по Милану. Это единственный зафиксированный случай ношения предмета более двух минут.

3. Впрочем, итальянцы и сами за перформансом в карман не полезут: ряженых русских застал врасплох пожилой синьор, который явился к ним в павильон и стал распевать «Подмосковные вечера».

4. На обложку ребята попали уже на второй день после приезда. Кадр монтажа их экспозиции еще до начала выставки сделал фотограф ежедневной газеты района Ventura Lambrate, в котором базировалась площадка проекта.

5. Самый дорогостоящий объект Izba — «Приданое» Максима Щербакова. Для его декора использовалось сусальное золото, которым на Руси украшали иконы. К тому же прямо на выставке комод подтвердил еще и звание одного из наиболее функциональных предметов: вся команда хранила в нем личные вещи. Сам Максим рекомендует никогда не сдавать свое «Приданое» в багаж: на обратном пути из Милана от него осталось лишь несколько стенок.

  • «Приданое». Модульная система для хранения (MDF, фанера, дерево, фетр, сусальное золото). Максим Щербаков

  • «Светец». Подставка для подвесного светильника (дерево, бетон). Катерина Копытина.

  • «Красный угол» Максима Максимова интерпретирует идею самого важного места в русском доме. Раньше в каждой избе в этом месте располагались иконы, а сейчас на напольную красную полку можно положить что-то сокровенное для ее владельца. Фотографию с близкими или книгу по дизайну — каждый решает сам для себя

  • «Шкатулка». Система для хранения с секретным замком (дерево, мрамор). Алексей Галкин

  • «Горыныч». Разборная игрушка (дерево). Александр Каныгин.

  • «Трещотка». Детская качалка (дерево). Ярослав Мисонжников

6. Условия работы ребята оговорили «на берегу»: если по каким-то причинам продукты не подойдут с точки зрения производства или концептуально, то дизайнер не будет выставляться. В результате один объект — предмет детского быта — сошел с дистанции на середине пути вместе с дизайнером, проектировавшим его.

7. На Saloni del Mobile муж и жена Александр Каныгин и Аня Дружинина, которая использует псевдоним Fedor Toy, породили когнитивный диссонанс в сознании немного говорящей по-русски итальянки: как в России, где (точно-точно) запрещены однополые браки, могут быть супругами Федор и Александр, осталось для нее загадкой.

8. Изначально на подушке-пуфике «Горка» Ани Дружининой был запланирован рисунок c древнерусским орнаментом в современной интерпретации, но в какой-то момент дизайнер решила, что это никому не интересно, а вот градиент был в авангарде. К тому же наверху должна была сидеть тряпичная кукла. Персонажа Аня выбирала долго и остановилась на Змее Горыныче. Тут-то Александр Каныгин по-семейному и «отжал» идею: сделал Горыныча из дерева и представил как отдельный объект.

9. А вот Катерину Копытину настиг отнюдь не междоусобный, а трансконтинентальный копипаст. Через некоторое время после выставки одна австралийская компания запустила в продажу реплики ее светильников Light Bean со ссылкой на Катино авторство. У подделок другие размеры и пропорции — тихоокеанские мастера не удосужились купить хотя бы один оригинал, чтобы правильно повторить его.

10. Художник по текстилю Света Герасимова раньше работала в модном доме Татьяны Парфеновой, а для проекта Izba придумала рисунок «Русалка и русал». Принт сразу напечатали несколько журналов: AD, Interni, Marie Claire.

11. «Шкатулку» Алексея Галкина заприметил журнал Wallpaper, и на следующий день после окончания выставки она отправилась на съемки в новый номер. Предмет весит около десяти килограмм, и домой дизайнер вез ее в ручной клади. Секретный способ открывания «Шкатулки» вызвал большой интерес у работников аэропорта: подозревали неладное.

12. Горизонтальные полоски в логотипе проекта и в графическом решении стенда от дизайнера Анны Кулачек имитировали бревенчатую кладку и обыгрывали название Izba. Работы Анны вошли в подборку Logograma как одни из лучших за 2014 год.


МЕСТО СЪЕМКИ:
Городская усадьба Демидовых 

Пер. Гривцова, 1 (1755–1759)

Одна из немногих дошедших до наших дней городских усадеб XVIII века спрятана от посторонних глаз за фасадом флигеля в стиле классицизма, выходящим в переулок, который когда-то так и назывался — Демидов, по фамилии знаменитых горнозаводчиков, которым принадлежал весь квартал. Главным напоминанием о «хозяевах Урала» является кружевная лестница-веранда, примыкающая к барочному дворцу, построенному архитектором Саввой Чевакинским. Ведущая из яблоневого сада (и это в двух шагах от Исаакиевской площади!) к бельэтажу особняка, она отлита в чугуне по технологии незнакомой современным инженерам. Чугунные маскароны на оконных наличниках, по легенде, имеют портретное сходство с членами семьи Демидовых. Здание успело побывать и детским садом, и даже центром противодействия промышленному шпионажу, а теперь его занимают проектные институты — вход для посторонних закрыт. Но «Собака.ru» нашла путь в секретный двор.


Текст: Кристина Шибаева
Фото: Петр Титаренко, Никита Мурузин
Стиль: Вадим Ксенодохов
Визаж: Нина Алешина, Наталья Воскобойник, Олеся Петрова

Благодарим за помощь в организации съемки Света Герасимова ОАО «Электро Радио Автоматика» и лично Андрея Вахромова


Наши проекты

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Читайте также

По теме