18+
  • Журнал
  • Главное
Главное

Секс, ложь и видео. Хипстер.

ЧТО ДЕЛАТЬ

Стерилизуйте кадр, избегайте лишних предметов. Вам нужно создать настроение приятного одиночества и ненавязчивого аутизма, граничащих с высокой духовностью.

Motorama, Empty Bed, 2011

 

Для правильной атмосферы выбирайте печальный скандинавский локейшн. Приода вам поможет — снимайте на берегу моря или в лесу.

On-the-Go, In the Wind, 2011

 

Животные в кадре — это воплощение духа свободы от социальных противоречий. Кроме того, это красиво и экологично.

On-the-Go, In the Wind, 2011

 

Не сосредоточивайтесь на лице исполнителя. Лучше используйте иконический кадр с ногами в ботинках или кедах, это добавит недосказанности.

On-the-Go, In the Wind, 2011

 

Забудьте про стилистов, ваш клип не модельный видеотест. Лук должен быть трушным и херитажным.

On-the-Go, In the Wind, 2011

 

Ориентируйтесь на канонические пейзажи в клипах Foals — spanish sahara, Bon iver — holocene.

Bon Iver, Holocene, 2011

 

Избавьтесь от сюжета, стремитесь к естественности — артист должен не играть роль, а быть собой.

Machete, «Нежность», 2011

 

Не тратьтесь на дорогую видеокамеру. Фотоаппарат Сanon Mark II стоит примерно 100 тысяч рублей или всегда найдется у знакомого фотографа. Объективы можно взять напрокат.

 

Пригласите сниматься своих друзей и френдов из соцсетей.

Pompeya, Сheenese, 2011

 

Имейте смелость выйти за границы жанра, будьте ближе к вечным ценностям. Присутствие в клипе модели Даши Малыгиной создаст и настроение, и атмосферу и заменит сюжет.

Tesla Boy, Fantasy, 2012

ДОСЬЕ

Музыка актуальных стилей, от чиллвейва до инди-попа, имеет свой визуальный канон. Это мир, очищенный от всего раздражающего. Сюжет в нем, как правило, отсутствует, а если и есть, то не получает никакого развития. Из клипа неожиданно захипстеривше- гося Павла Артемьева «Виды», снятого режиссером Алексан- дром Соломахиным, мы узнаем лишь то, что «он встретил ее, а она его». Никто ведь не ждет от этой музыки социальной подоплеки и драматических конфликтов с неожиданной развязкой. Поэтому и в клипах главное — эстетская демонстра- ция принадлежности артистов к молодежным трендам.

В образцовых хипстер-видео действие происходит на лишен- ном черт времени пленэре, как в In the Wind Андрея Николае- ва для группы On-the-Go или «Вся моя радость» креативной студии Hardihood для Ifwe. В кадре — элегичная природа, лес, холмы, на фоне которых музыканты бредут в никуда. Основной посыл здесь — на- строение светлой грусти и близость к экологии.

Другая сторона дела — дать пример эталонного лука. Клип Cheenese группы Pompeya, снятый Лейлой Машарипо- вой, эстетически выверен по картинкам из журнала Dazed & Confused и работам Терри Ричардсона. В обстановке съемной квартиры музыканты и их друзья непринужденно транслируют свой месседж посетителям клуба «Солянка» — быть такими же модными. Снятый фотографом Алексеем Киселевым в Лос-Анджелесе и стилизованный под хоум-видео клип Slow тоже устроен не- хитро: в кадре большей частью сами музыканты, сообщающие своим поклонникам: «Смотри- те, мы в LA!»

Впрочем, свобода самовыра- жения, связанная с приходом Интернета, и доступность средств для творчества не могут скрыть желания продать артиста на концерты: лайки в Facebook на хлеб не намажешь. И хотя та же Pompeya всячески подчеркивает свою независи- мость от канонов «взрослого» шоу-бизнеса, представить, что группа выпустит такой ролик, как Lonely Boy группы The Black Keys, без лиц музыкантов в ка- дре, трудно: он будет выглядеть как пустая трата денег, пусть и небольших.

ЭТАЛОН ЖАНРА

On-ThE-GO In the Wind

 

 

Юрий Макарычев: «Этим клипом мы не стремились доносить конкретные идеи. Песня сама по себе пронизана природой и была написана под вдохновением от полей, лесов и озер. Замысел заключался в том, чтобы передать атмосферу песни, не делая при этом упора на сюжетную линию. Мы просто поехали в родной город, несколько дней подряд выезжали в заповедник, много гуляли и снимали в самых красивых местах. Хотелось бы думать, что это видео адресовано приятным людям, которые уносят за собой мусор после загородных пикников. Думаю, им обязательно должны нравиться хо- рошая музыка, атмосферные видео, березки, лошадки и все такое. Хорошим, в общем, ребятам».

IFWE «Вся моя радость»

 
Александр Плетнев (Ifwe): «Мы не столько хотели что-то сказать этим клипом, сколько дать почувствовать настроение. Песня об одиночестве, о нехватке близкого человека, и видео адресовано всем, кто переживает нечто подобное. Его стилистика, наверное, придется по душе людям добрым. И наши московские друзья, режиссеры Степа и Илона из Hardihood, отлично передали это состояние. Идея клипа принадлежит им, они все придумали и сняли сами. Фигурка лиса — это метафора человека. Обезличенный образ нужен, чтобы не конкретизировать, что это за человек — взрослый, симпатичный и тому подобное. Мир, в котором он находится, прекрасен. Просто бывает одиноко и в прекрас- ном мире, это нормально и даже полезно. А вы думаете, лисам не бывает одиноко?»

ArTEmIEv «Виды»

 

 

Павел Артемьев: «Хотелось показать момент первой встречи, об этом поется и в песне. Этот момент самый особенный, когда весь окружающий мир становится безразличен. У меня было огромное желание запечатлеть для истории танцующих в парке людей. Это самобытная и трогательная традиция. Самое главное, что никто не заставляет их туда приходить, люди просто собираются и танцуют. За незнакомыми счастливыми людьми очень интересно наблюдать. А все, что после танцев, — целиком и полностью заслуга нашего режиссера Александра Соломахина. С моим прошлым сейчас меня связывают только определенные факты биографии. Мои нынешние песни и клипы становятся отражением моего внутреннего мира в настоящий момент. Согласитесь, было бы странно до сих пор снимать видео по лекалам российской поп-музыки 2002 года. А этот клип — красивый и очевидный».

ИГОРЬ ШМЕЛЕВ

Его умению создать настроение в кадре ставят зачет не только Tesla Boy и Pompeya, но и певица Елка. Идеолог Firma Films снимает клипы на стыке артхауса и ромкома. И знает: главное — это ноги.

Видеоклипы — это имиджевый проект для агентства Firma или ваши амбиции как режиссера?

Я рассматриваю клипы именно как возможность проявить себя в режиссуре. Началось это как хобби. В Firma я занимался дизайном, но мне хотелось создавать настроение и атмосферу, которую средствами дизайна не передашь. Видео нравилось своей спонтанностью. Сначала у меня был проект «Роботоком», где я снимал друзей в масках роботов. Постепенно в Firma стали заказывать рекламу — мы начали с арт-ролика для компании Miller. Параллельно я делал много фэшн-видео. И началась трансформация: для фэшн ты стараешься сочетать музыку с изображением, отсюда была прямая дорога к музыкальному видео.

Какой первый клип вы сняли?

Electric Lady для группы Tesla Boy. Нашему зрителю он оказался не слишком понятен, зато его хорошо приняли на Западе. Наши любят либо полный трэш, либо глубокое искусство, а эта работа подвешена между. Чистый экспромт — просто делали набор красивых картинок и получали кайф от отсутствия раскадровки. Даже камера была та, которой свадьбы снимают. В итоге получилось что-то визуально-настроенческое. Я пробовал работать с сюжетом, но это, наверное, не совсем моя история.

Разве в клипе Machete «Нежность» c Равшаной Курковой нет сюжета?

Думаю, там больше настроение. Опишите этот сюжет как «парень с девушкой ходят по пустынному пляжу», и получится клише. Если бы мне дали такой сценарий, я точно не захотел бы его ставить.

Вы снимали для Pompeya, Елки, французов Sing Tank. Работаете только с актуальными артистами?

Свой последний клип я снял на инструментальную композицию Димы Маликова. Мне как раз нравится, что он находится вне моды. Захотелось совместить нашу эстетику с его творчеством творчеством. Я был на премьере танцевального спектакля Олега Глушкова. У него интересное видение хореографии, эта пластика идеально сочетается с композицией Димы. Ведь несовременную фортепианную музыку. Дима сам говорит: «Я между форматами: для MTV — слишком академичен, для канала “Культура” — поп-артист». Поэтому будущее за коллаборациями, в которых люди объединят творческие усилия. Это поможет проникнуть в другую аудиторию, смешать слои и наблюдать за реакцией.

Но вы обеспечите модную картинку?

Отчасти так. Я люблю город, а музыка Димы — идеальный саундтрек к городу. Это очень удобный формат для нас обоих. У него есть музыка, создающая атмосферу, у меня есть картинка, которая хорошо ложится под эту музыку и не забивает ее.

Какую роль в ваших клипах играет бюджет?

Зависит от идеи, но я стараюсь тратить минимум. Все, что я снимал, стоит не больше миллиона рублей. В случае с Маликовым большая часть ушла на продакшен: крутую камеру, актеров и их костюмы, которые после съемок были убиты.

Вы могли бы снять клип для Маши Распутиной?

Возможно, это прозвучит пафосно, но я много отказываюсь. За последние пару месяцев таких предложений было семь. Я хочу, чтобы у меня была своя правда, свой слой реальности. Мне важно, чтобы музыкант был ищущим и экспериментировал в музыке, так же как и мне хочется экспериментировать в видео. Для меня это поиск нового формата изображения и общения. Музыкальное видео — это классический формат. Я ищу другие форматы общения между музыкантами и их фанатами, брендами и таргет-группами, вообще между людьми, которые делятся идеями новой жизни.

В клипе «Около тебя» Елка предстает в ином имидже, чем в «Провансе». Кто предложил идею?

Идею предлагаю всегда я. У меня получается работать, когда мне полностью доверяют. Елка была интересна мне как личность. Раньше она была панкушкой с крашеными волосами, пирсингом,татуировками. А потом повзрослела, стала дивой, не побоялась поменять образ и аудиторию. Так что наш клип для нее не первая смена образа.

А на паркурщиках в Untitled для группы Pompeya вы тренировались, чтобы потом снять их у Елки?

Так совпало. Мне нравится уличная эстетика, хочется ее немного популяризировать. В случае с Pompeya была идея снять что-то про улицу, без сценария, здесь и сейчас. Показать на контрасте флегматичных музыкантов и ребят, которые все время берут новую высоту. Группе клип понравился, и в Европе его хорошо приняли, судя по отзывам в блогах и количеству перепостов. В России его восприняли иначе. Людям трудно отнестись к этому как к легкой коллаборации, когда все сделано без денег и за один вечер. Сразу начинаются вопросы: почему нет сюжета? почему это вообще называется клипом? Ну, взял парень стеди-кам, побегал с паркурщиками — любой так может! Но я с удовольствием смотрел бы видео, где ребята так же бегают. У нас же почему-то снимают совсем другое. Видимо, нужно по-другому называть продукт: это не клип, а коллаборация, совместная проба нового формата, чтобы люди могли иначе реагировать

Как вы считаете, почему многие хипстерские видео начинаются с кадра ног?

Ноги — это вообще эстетика хипстеров. Если посмотреть их луки, то там всегда пятки вместе, носки врозь. Акцент на ноги даже больше, чем на бабочку. Это происходит потому, что ты не так сильно завязан на лице. При взгляде на лицо рисуется конкретный образ. А смотря на ноги, можешь до- думать, кто это идет — парень, девушка или кто-то еще. Это не про конкретику, а про состояние.

Что будет в тренде в ближайшее время?

Думаю, эпоха дрожащей камеры, связанная с тем, что все купили себе Mark II, быстро пройдет. Уже сейчас никому не нужен вал этих дурацких видео, сделанных на Mark II, но никому не нужны и пафосные студийные клипы, снятые на рельсах. Правильный путь — где-то между. Мне кажется, будущее за работами, где ярко выражен уникальный внутренний мир. Я заметил, когда ты внутренне согласен с тем, что сделал, с этим согласятся очень многие. Хорошее атмосферное видео настраивает на определенную волну, а сценарий, напротив, рассказывает историю и поучает.

Что для вас красиво и как вы это выражаете?

Сложный вопрос. Если снимаешь человека, хочется видеть гармонию во всем, начиная с того, как он одет. В России тяжело искать натуру, потому что все цвета и фактуры выглядят как-то очень неблагополучно. Сделать картинку,которая не будет привязана к нашим реалиям, — это дается непросто. Мне нравится эстетика полудокументального существования, когда видно, что действия артиста не прописаны заранее. А если его поведение будет немножко странным, нелепым, то еще лучше: появится ощущение недосказанности, позволяющее задуматься. Видео должно быть немножко недосказанным. При этом для меня очень важна эстетика в композиции. Я стараюсь максимально стерилизовать картинку и не люблю, когда в кадре появляются вещи, которые не должны «говорить». Я считаю, что я на стороне добра и света. И мне хочется делать позитивное и эстетское видео.

Опишите черты своего режиссерского стиля.

Я все еще в андеграунде, хотя сейчас у нас есть такие заказчики, как Дима Маликов и Первый канал. С одной стороны, я боюсь стать заложником своего стиля, с другой — мне хорошо понятно, на что я опираюсь, когда снимаю. В моем видео должна быть большая доля натуральности. Мне не нравится, когда берут артиста, делают ему мейк-ап с обложки свежего выпуска модного журнала, искренне считая, что именно этого нам, зрителям, больше всего не хватает. Мне хочется показать артиста настоящим, раскрепощенным. У кино есть магия, когда реален только ты и изображение, граница между вами стирается. К сожалению, с русским видео стирать эту границу часто не хочется.

Насколько вы опытный режиссер?

Абсолютно неопытный. У меня нет профильного образования. Я все делаю по наитию и пока только учусь общению с актерами и музыкантами. Иногда я стараюсь спрятаться с камерой и подсмотреть, как они ведут себя наедине с собой и друг с другом. Мне хочется научиться ставить задачи, органичные для людей.

Я спросил потому, что клип «Нежность» неизменно умиляет всех, кто его смотрит. Насколько просчитан был этот эффект? Знаете, на какие кнопки нажимать?

Раз уж у нас откровенное интервью, то признаюсь: я абсолютно не был готов к такому эффекту и не прогнозировал его. Когда я снимал, в моей личной жизни был сложный период, и я принял решение полностью отдаться творчеству — меня не волновали ни отношения, ни заработок. Исходя из результатов работы и того, как ее восприняли, могу сказать, что люди просто истосковались по живым моментам. Ярослав Малый сделал проект Machete, чтобы освободиться от своего образа в группе Tokio. И эту свободу попытался выразить в песне. Я не был профессиональным режиссером и пытался найти свою эстетику. Нас не связывали никакие форматы, поэтому получилась правда. И нам очень повезло с Равшаной Курковой. Если бы снималась девочка-модель, она бы не наполнила клип жизнью. Все ведь подумали, что Равшана в самом деле встречается с Ярославом, хотя они увиделись второй раз. Снимали камерно, кроме артистов были я и гример. Нас никто не подгонял с локейшн, не было этого «Стоп, снято!» или, наоборот, «Тихо, идет съемка!». Мы не знаем, что на самом деле интересно людям. А Интернет дает возможность увидеть отклик. Люди добровольно отправляли друг другу ссылки — наверное, это самый лучший показатель, и я рад этому.

фото: Андрей Давыдовский

Материал из номера:
История русского клип-арта

Комментарии (0)

Купить журнал: