18+
  • Мода
  • Вещи
Вещи

Революция красного в истории и моде: от косоворотки Николая II до шаровар Дмитрия Пескова

Цветом сезона объявлен красный. Приятно, конечно, что все дизайнеры мира помнят о столетии Октябрьской революции, но, кажется, красной нитью здесь проходит еще какая-то мысль. Мы заволновались и попросили историка моды Ольгу Хорошилову объяснить, как кумачовый стал цветом авангарда и перемен, а также пованговать, чем в исторической перспективе нам грозит возвращение тотал-ред.

Екатерина II в дорожном костюме, худ. Михаил Шибанов, 1787 год

Екатерина II в дорожном костюме, худ. Михаил Шибанов, 1787 год

Придворные дамы в алых сарафанах образца 1834 года, ввееднные по указу Николая I

Придворные дамы в алых сарафанах образца 1834 года, ввееднные по указу Николая I

Николай II, худ. Борис Кустодиев, 1915 год

Николай II, худ. Борис Кустодиев, 1915 год

Красный фолк

Красный цвет — самый русский из-за своей многонациональности. В народный костюм он пришел то ли из Византии, то ли из Китая. В нашем красном и Запад, и Восток. Неудивительно, что цвет стал символом России, которая до сих пор не может определиться. Красными в народном костюме были сарафаны, рубахи, сапоги, шаровары, головные уборы. И даже «красная шапка — вор мужик», что, вероятно, следствие истории про мудреца, который взялся обнаружить воров на рыночной площади и, появившись в праздничный день, крикнул: «Глядите, на воре шапка горит!», после чего несколько человек немедленно схватились за свои головные уборы. Видимо, пришлось краснеть.

В XVIII веке алые сарафаны и манто носила Екатерина II, называвшая себя Матерью Отечества. В XIX веке по команде Николая I багряные сарафаны надели придворные дамы. При Александре III вошли в светскую моду кумачовые русские рубахи. Император их носил и наследнику велел. Николай II на многих фотографиях и портрете Кустодиева позирует в любимой красной косоворотке.

В 1917-м царскую Русь уничтожили. Но любовь к красному цвету жила и побеждала. Красной назвали рабоче-крестьянскую армию, а ее солдат — красноармейцами. Красный победил белых генералов, а потом — черных нацистов. Позже завоевал сердца западной публики. В 1988-м Слава Зайцев показал в Париже разудалую народную красную (в смысле политическом и колористическом) коллекцию. И стал — правильно, «красным Диором». Теперь красный — самый сложный русский цвет. В нем не только Запад и Восток. В нем и царская Русь, и Советский Союз. И Россия снова не может определиться.

Комиссар, участник Гражданской войны Иманов с красным бантом на халате

Комиссар, участник Гражданской войны Иманов с красным бантом на халате

Леонид Анолик «Да здравствует мировая революция». Эскиз плаката для праздничного оформления. Петроград, 1918 год

Леонид Анолик «Да здравствует мировая революция». Эскиз плаката для праздничного оформления. Петроград, 1918 год 

Шерстяной коврик Ленинградского техникума кустарной промышленности. ВСНХ, 1927 год

Шерстяной коврик Ленинградского техникума кустарной промышленности. ВСНХ, 1927 год

Stella Jean, осень-зима 2017/18

Stella Jean, осень-зима 2017/18 

Красный флаг

Впервые красный флаг подняли в России в 1861-м крестьяне Пензенской губернии. Они красочно бунтовали против жуликов и воров, размахивая самодельным знаменем — кумачовой тряпицей на палке. Такой цвет выбрали потому, что он был истинно народным, а также недорогим — алый ситец стоил копейки. Бунт затих, о знамени забыли. В русскую политическую моду красный пришел, как многое, из Франции. В 1871-м там вспыхнула революция. И ее пламя переметнулось в Россию. В 1876-м питерские народники подняли красный флаг у Казанского собора и произвели этим сильное впечатление на царскую полицию. Так красный стал символом русской революции. И она, кажется, не кончалась.

В 1905-м — снова бунт, и снова красные знамена. Тогда же сознательные граждане впервые украсили красными лентами свои костюмы и шляпы. В 1917-м история повторилась. Но на сей раз революция победила. Россия покраснела. Кумачовое знамя сделали государственным символом. Оно попало на советские ордена, вымпелы, грамоты и значки. А после краха Советского Союза стало объектом дизайна и стеба.

Комсомолка в косынке, обложка «Смены», 1920е годы

Комсомолка в косынке, обложка «Смены», 1920е годы

«Красные косынки»

«Красная косынка» не только аксессуар, но и имя нарицательное. Так называли грубых баб, которые всей своей крестьянской дородностью поддержали революцию 1917-го. Первыми «красными косынками» стали силачки-текстильщицы Орехово-Зуева. Они трудились на богатейшем предприятии братьев Морозовых. В феврале, как только услыхали про революцию, выразили братьям-буржуям протест, работать отказались и вышли на улицы в красных ситцевых платках. Это был их знак солидарности с бунтовавшими в Москве и Петрограде рабочими. Одна текстильщица с красноречивой фамилией Горева к косынке надела на рукав кумачовую повязку, а к пальто приколола бант. Вести о бунте текстильщиц расползлись по губерниям. И осенью 1917-го «красные косынки» появились повсюду — целая армия. Некоторые сделались видными комиссаршами — в черных куртках, юбках, сапогах и с маузером через плечо. В 1918-м красная косынка стала частью их «комиссарского шика». А после 1920 года перекочевала в скромный полувоенный гардероб комсомолок. «Красные косынки» держали оборону, не поддавались искусам НЭПа. Но буржуазная мода победила, и косынки отправились на склад истории.

Кадр из фильма «Офицеры», 1971 год

Кадр из фильма «Офицеры», 1971 год

Герой Гражданской войны Котовский, худ. Константин Китайка, 1948 год

Герой Гражданской войны Котовский, худ. Константин Китайка, 1948 год

Haider Ackermann, осень-зима 2017/18

Haider Ackermann, осень-зима 2017/18

Шаровары Vika Gazinskaya

Шаровары Vika Gazinskaya 

Красные шаровары

В советском фильме «Офицеры» есть такая сцена: молодого красноармейца Трофимова перед строем бойцов торжественно награждают «революцьонными» шароварами неистового алого оттенка. Во время Гражданской войны это была почетная и очень любимая солдатами награда. В фильме об этом не сказано, но красные шаровары — это царские гусарские штаны. Их находили на брошенных складах. И командиры награждали ими бойцов за доблесть и мужество, потому что молодцам нечего было носить. А царские штаны, надо сказать, были отличного качества, очень прочные. Словом, и в пир, и в мир, и на войну. Однако «революцьонные» шаровары не стали бы символом Советской армии, если бы не тот самый фильм. Он отгремел по всем идеологическим фронтам и был показан во всех соцстранах. В памяти народной красные штаны отложились. И те тонкие советские мальчики, видевшие фильм в детстве, возродили их для моды. Начали Петлюра, «Речники» и Денис Симачев, а недавно в них и вовсе выступил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, удививший мир ослепительно кучамовыми красноармейскими штанами.

«Рабочий / Молотобоец», худ. Давид Штеренберг, 1918 год

«Рабочий / Молотобоец», худ. Давид Штеренберг, 1918 год

Любовь Потапова. Комплект одежды из трех предметов, 1924 год

Любовь Потапова. Комплект одежды из трех предметов, 1924 год

Max Mara, осень-зима 2017/18

Max Mara, осень-зима 2017/18

Givenchy, осень-зима 2017/18

Givenchy, осень-зима 2017/18

Fendi, осень-зима 2017/18

Fendi, осень-зима 2017/18 

Русский тотал-ред

Если думаете, что «все красное» — придумка моды 1980-х, то вы ошибаетесь. Тотал-ред изобрели в Советской России во время Гражданской войны. В 1918-м Красная армия была скверно одета и обута. Бойцы ходили в том, что откапывали на складах и реквизировали у населения. И даже женскими «польтами» и панталонами не брезговали — сражались в них с белогвардейцами. На складах с царских времен сохранилось множество дешевой кумачовой материи. Красный, мы помним, цвет народом любимый, а красный ситец недорогой. И вот когда красноармейцы брали такие склады, они отсылали материю в тыл, портным. И те шили бойцам форму. Так появились на фронте пролетарские полки, одетые с ног до головы в красное. Поэтому красноармеец, орущий с плаката Дмитрия Моора, не выдумка, а сущая фронтовая правда. Впрочем, была еще одна специальная, целиком красная часть — личная охрана Льва Троцкого. Ее бойцы носили кожаную форму красно-кирпичного оттенка (фуражки, куртки и галифе). Говорят, ее придумал лично Лев Давыдович — для устрашения. Он вместе со своими «краснокожими» ездил по фронтам и призывал к борьбе. Поэтому именно Троцкого нужно считать изобретателем power dressing. А уже потом, конечно, был тотал-ред 1980-х и Тьерри Мюглер с его вампиршами, одетыми в красную кожу.

«Ты записался добровольцем?», худ. Дмитрий Моор, 1920 год

«Ты записался добровольцем?», худ. Дмитрий Моор, 1920 год

Окна сатиры «РОСТА»

Окна сатиры «РОСТА»

«Клином красным бей белых», худ. Эль Лисицкий, 1919-1920 годы

«Клином красным бей белых», худ. Эль Лисицкий, 1919-1920 годы 

«Красный квадрат», худ. Каземир Малевич, 1915 год

«Красный квадрат», худ. Каземир Малевич, 1915 год

Платок из коллаборации Louis Vuitton и Supreme

Платок из коллаборации Louis Vuitton и Supreme

Платок Fear Of God

Платок Fear Of God

Красный авангарда

Искусство авангарда — красная итоговая черта. В нем заключен итог многовекового развития русского искусства: багряная Византия, средневековая иконопись, алые татарские шелка, кровь инакомыслящих и сочная плоть русских квасных реалистов. В красном авангарда — результат политических процессов: пролетарская вакханалия, семнадцатый год, орущие лозунги и немые безликие крестьяне, свидетели и жертвы революции. В нем — истеричная пропаганда «Окон сатиры РОСТА», услужливые рифмы легковерного Маяковского, «красный клин» Эля Лисицкого, нацеленный в «белое» буржуйское брюхо. Но красный авангарда — это сам авангард. Это космическая, очень честная абстракция, мир, который населяют древнейшие ископаемые — простейшие формы и первейшие цвета (красный, синий, желтый, черный и белый). И следовательно, красный авангарда — это отрицание грузного прошлого, законов живопи¬си, своей собственной истории, это попытка убить себя в себе. Поэтому красный авангарда — это цвет трагедии. Но трагедия эта бьет аукционные рекорды и нынче en vogue, как и русская революция, отмечающая в этом году свой вековой юбилей.

Дональд Трамп в красном галстуке

Дональд Трамп в красном галстуке

Мелания Трамп и Брижит Макрон

Мелания Трамп и Брижит Макрон

Etudes, осень-зима 2017/18

Etudes, осень-зима 2017/18

Gosha Rubchinskiy, осень-зима 2017/18

Gosha Rubchinskiy, осень-зима 2017/18

Valentino, осень-зима 2017/18

Valentino, осень-зима 2017/18

Versace, осень-зима 2017/18

Versace, осень-зима 2017/18

Красный сегодня

Самый модный оттенок осеннего сезона — grenadine, истерично красный. Об этом в феврале 2017-го объявил Институт цвета компании Pantone. Его сотрудники держат нос по ветру и очень интересуются политикой. Grenadine — это реакция компании на победу Дональда Трампа на ноябрьских выборах 2016 года. Красный — цвет республиканцев и цвет любимого галстука Трампа. Оттенок grenadine очень ему созвучен. И он прекрасно зарифмовался с истеричным цветом костюма, в котором Тереза Мей в марте объявила о начале Brexit. Grenadine стал оттенком кризисов. В этом году их много. Разногласия США с Северной Кореей, война в Сирии и на Украине. А еще столетие Октябрьской революции, которое до сих пор отмечает весь трудовой мир. Красная армия, красные вожди и красный авангард — на выставках, концертах, в кино. А в моде — «красные» модельеры. Гвасалия, Рубчинский и примкнувшая к ним стилист Лотта Волкова возрождают на подиумах Европы милые советизмы счастливого детства.

Положение grenadine в обществе упрочила Мелания Трамп. В июле во время парижской встречи Трампа с Макроном она была в красном платье «нью-лук», и переговоры президентов были очень нелегкими. Grenadine объявлен самым модным оттенком осени. От избытка красного в коллекциях сезона наливаются глаза. И говорят, что осень будет кризисной.

Фото: личный архив Ольги Хорошиловой, архивы пресс-служб. Благодарим пресс-службу Русского музея за предоставленные изображения с выставки «Искусство в жизнь»

Материал из номера:
Сентябрь
Люди:
Ольга Хорошилова

Комментарии (0)

Купить журнал: