Никита Спиридонов: «Парфюмерия прошлых лет настолько таинственна, что легко в ней потеряться»

Никита Спиридонов, один из ведущих парфюмерных критиков и коллекционеров винтажных ароматов России, говорит о парфюмерии послевоенного периода, последнего великого десятилетия высокой моды, когда люди устали пахнуть кровью и мазутом.

Никита Спиридонов увлекся парфюмерией с момента открытия одного из крупных казанских парфюмерных супермаркетов, где впервые была представлена нишевая парфюмерия. Любовь началась с аромата Fille en Aiguilles (с французского «Девушка на шпильках») от Serge Lutens. С тех пор он стал носить ароматы на себе, пробовать, искать, дня не проходило без новых нот и аккордов. Тогда же начал писать небольшие заметки об ароматах исключительно для себя. Позже заинтересовался историей парфюмерии.

Первым винтажным ароматом Никиты стал Dior - Eau de cologne fraiche. С тех пор коллекция постоянно пополняется великими и ушедшими произведениями парфюмерного искусства, сейчас насчитывается более 100 ароматов.

«Винтажные ароматы особенны. Они другие, они многогранны, сделаны на совесть, здесь нет небрежности и неточности. Они словно живые. Создавая духи, парфюмеры отдавали душу, творили сердцем. Парфюмерия прошлых лет настолько таинственна, что легко в ней потеряться. Ароматы как портал в другое измерение. Они дарят возможность прожить то время, когда были созданы, представить эпоху, того человека, кто мог бы их носить. Аромат переносит в другую реальность. Ни одна книга или фильм не смогут дать того же».

Ароматы вне закона

По словам Никиты, парфюмерное искусство уже совсем не то, что было раньше. Это связано с тем, что в 1990-е начали вводить запреты на некоторые натуральные и химические компоненты, на замену которым пришли органические соединения с похожими характеристиками. Поэтому коллекционеры избегают коробок со штрих-кодами, введенных примерно в это время. Многие вещества нарекли «аллергенами», чтобы запретить к использованию; например, с начала 1990-х годов не разрешается использовать животные составляющие. На самом же деле, говорит Спиридонов, это в интересах производителя: больше из дешевого сырья. Примерно каждые 6-8 лет выходит новый свод запретов. Сейчас абсолютное большинство легендарных ароматов потеряло своё лицо. Многие из них вынужденно были сняты с производства.

Для Никиты винтажный парфюм - объект восхищения, из современного ассортимента он хотел бы купить только процента два. «Мне нравятся смелые композиции. Что-то вроде жженой резины, горелого дерева. Ценю бунтарство», - говорит он.

Однако и в современной парфюмерии есть достойные внимания вещи. Некоторые производители работают на совесть, их ароматы сотканы по канонам парфюмерии, существующим уже более ста лет. Да, этот парфюм собран из других материалов, но узнать классику, узнать воспроизводимый аромат, можно. К примеру: MDCI Chypre Palatin, MDCI Invasion Barbare - это классические композиции, которым уже больше века, но они сотканы из современных материалов. Есть марка, выпускающая очень интересные фантазийные композиции, подобного не было и скорее всего не будет - Majda Bekkali, их ароматы самобытны. Также марка Beaufort London - ароматы панк, темная тематика парфюмерии, олицетворяют мрачные периоды жизни Англии.

Среди современных парфюмеров Никита выделяет восходящую звезду французской парфюмерии Оливье Польжа, Сесиль Зарокян, которая хорошо известна среди ценителей необычной, сложной и красивой художественной парфюмерии, Роже Дав (основатель брендов Haute Parfumerie и Roja Parfums, выпустил духи-подарок к свадьбе британского принца Уильяма и Кейт Миддлтон). Очень близко Никите творчество Бертрана Дюшафор (плодовитый французский парфюмер, который создает великое в нынешнее непростое для парфюмерии время).

Когда люди устали пахнуть гарью, кровью и мазутом

Рассказ о парфюме послевоенного времени Никита начал с того, что во время войны все производство в Европе было остановлено. Модная индустрия, естественно, пришла в упадок.
После войны понадобилось некоторое время на то, чтобы восстановить промышленность, залечить раны. Понемногу люди отошли от ужаса происходившего, смыли всю кровь и гарь, начали любоваться мирной жизнью.

Miss Dior, 1947

Christian Dior Miss Dior (1947), Edmond Roudnitska. Флакон "для сумочки" выпуска 1960-х годов, объем 7,5мл. Фотографии: parfamour.com

 

Miss Dior and Diorissimo, vintage perfume.Фотографии: parfamour.com

Неудивительно, что мир моды возродился в Париже в платьях NewLook от Dior. Это был 1947 год, война закончилась совсем недавно. Диор своей коллекцией решает окончательно провести черту под этим мрачным периодом строгости и униформ, вернув романтичную, нежную женственность: «Первый показ молодого дизайнера состоялся в ателье на авеню Монтень. Гостей поразила грациозность силуэтов New Look, нарочитая женственность, ставшая диковинкой за долгие годы войны. Однако не одни наряды сформировали революционный стиль. С лебедиными силуэтами платьев самых нежных цветов контрастировал острый, несколько брутальный, дурманящий нотками гальбанума, пачули и дубового мха аромат духов Miss Dior. Это не был легкий аромат, он не напоминал юность или мечтательность. Парфюм олицетворяет сильных женщин, которые прошли войну, выполняли мужскую работу, запах стального нрава. Традиционно авторство приписывают сразу двум парфюмерам: Жану Карлю и Полю Ваше. Однако Miss Dior всегда ассоциируется именно с великим Полем Ваше.

Стиль от Кристиан Диор «NewLook».

Этот контраст и обеспечил дальнейший успех Диор. Нежный образ в сочетании с воинственным ароматом. Непредсказуемость-вот что рождает настоящую сексуальность.

Одна из первых реклам аромата. Позже бантик перекочевал с шеи лебедя на горлышко флакона. 1947 год.

  • Рекламные плакаты рисовал иллюстратор Рене Грюо, и эти плакаты в немалой степени способствовали прославлению аромата.

Nina Ricci L'Air du Temps 1948

«Фантазийная, легкая композиция. Духи Nina Ricci L'Air du Temps были выпущены в 1948 году. Под авторством легендарного парфюмера Франсиса Фаброн. Аромат L'Air du Temps - абсолютное дитя поствоенной эпохи: появившись спустя самое короткое время после окончания изматывающей многолетней войны, L'Air du Temps должен был символизировать любовь и радость послевоенного существования, напоминая о практически утраченной за годы войны беззаботности и кокетливой женственности. Аромат символизирует надежду на светлое будущее, в котором дети не знают войны. Стоппер флакона выполнен в виде фигурки голубя мира. Он изготавливался из хрусталя на фабрике Рене Лалика. Эти духи пахнут облаками и мирным небом над головой. Аромат немного пряный: в нем часто солирует гвоздика-специя. А еще: хризантемы, томный корень ириса, белые цветы (в частности, жасмин) на мясистой ветиверовой базе с сандалово-амбровым эхом».

  • NinaRicciL'AirDuTemps (1948) во флаконе производства фабрики ReneLalique - SingleDove. Фотографии: parfamour.com

Ma Griffe Carven 1946

«Это аромат для женщин, шипровый, цветочный, пахнет первой весенней зеленью, выпущен в 1946. Ма Griffе продолжает тему цветочных шипров, начатую ароматом Crepe de Chine от Millot в 1925-м.

Название «MaGriffe» переводится как «моя марка» или «моя печать»

Аромат не знаковый для мира высокой парфюмерии, он вторичен и невнятен. Но, несомненно, один из символов своей эпохи. Кто мог носить этот парфюм? Да все, решительно все. Все те, кто вновь поверил в жизнь. Этот аромат олицетворяет настроение того времени, отдушину, свежесть, каждодневные хлопоты. Так пах будничный Париж в 50-х. Сюда же можно отнести парфюм «Robed'UnSoir» 1947 года. Еще один аромат от Carven того времени, альдегидная классика, ассоциируется с теплым весенним вечером Парижа, благоуханием цветов».

Femme Rochas 1944

«В 1944 году кутюрье Марсель Роша презентовал парфюм Femme (Женщина), который создал легендарный Эдмонд Рудницка. Аромат был заключен в бутылочку, напоминающую женский силуэт. Выполнен в духе и по мотивам Guerlain Mitsouko (1919) - первого в мире фруктово-шипрового аромата, чистого отражение японской культуры- строгого и сдержанного. Но если Mitsouko – строгая элегантность, то Femme с насыщенными животными компонентами в ее базе – невообразимая сексуальность.

Эдмон Рудницка создал Femme в оккупированном Париже во время войны, он работал в здании, у которого с одной стороны был химический завод, а с другой – мусорная свалка. Парфюмер не мог вдохновляться прекрасными пейзажами Прованса, стимулом к творчеству служила собственная фантазия. Femme- это жаркий секс после боя, порыв страсти, пахнущий порохом.

В 1919 году Европа была очарована Японией и культурой Восточной Азии. Жак Герлен называет свой новый аромат Mitsouko, что в переводе с японского означает "тайна". Парфюмерная композиция символизирует самозабвенную и загадочную женскую натуру.


С 60-х годов и по сей день марка называется «Rochas», до этого времени Marcel Rochas. Имя основателя бренда убрали спустя некоторое время после его смерти в 1955 году».

Moustache Rochas 1948

«Еще одно творение Эдмона Рудницка и его жены Терезы, первый знаковый мужской парфюмного периода, прорывной для своего времени. Можно сказать, что здесь больше вклад Терезы, чем Эдмонда, она воплотила в аромате свое видение мужчин того времени. Парфюм сочетал в себе, как фужерные (лимон,зелень), так и шипровые ноты. В аромате присутствует элемент, который не встретить в современной парфюмерии- натуральный солнечный бергамот, испаряется практически мгновенно, но те несколько минут, что он чувствуется-прекрасны.

Фотографии: parfamour.com

Так мог пахнуть гладко выбритый, опрятный мужчина того времени, возможно чиновник. Такой мужчина скорее всего носил цилиндр. Война обточила характер этого человека, сделав сдержанным. Немногословная мужественность давно ушедшей эпохи. Очень прямолинейный аромат.

Винтажная реклама Moustache Marcel Rochas

Eau Fraiche Dior 1955

«Гениальнейшее творение Эдмона Рудницко. Парфюмер смог соединить горький цитрус и кожу- практически несочетаемые составляющие. По сей день никому после Рудницко не удалось так умело совместить кожаные ноты и цитрус. Невероятно странный аромат, тем более для своего времени. Здесь мы снова чувствуем ускользающий бергамот. Так пахли француженки в середине 50-х годов, скорее всего летом. Этот аромат не надежда на возрождение- он и есть само возрождение.

Винтажная реклама Eau Fraiche Dior

 

Этот аромат изначально был выпущен в концентрации одеколона, лишь годы спустя появилась туалетная вода.

Фотографии: parfamour.com

Chanel Pour Monsieur 1955

«Официально считается, что этот мужской аромат был выпущен в честь возвращения дома Шанель на рынок мировой моды после долгого затишья. Однако стоит сказать, что существовал парфюм «Chanel №46», номер по году начала выпуска. Духи имели сходство с легендарным Chanel No.5. (Во время войны все производство парфюмерии находилось в США, Chanel No.46 могли быть разработаны с целью не терять прибыль из-за невозможности производить «No.5» в Европе)

Фото: https://www.instagram.com/parfamour/parfamour.com

Аромат принадлежит к работам Анри Робера, парфюмер выпустил всего пять ароматов, три из которых - для дома Шанель. Pour Monsieur считается лучшим зеленым цитрусовым шипром в обществе критиков.

Мужчина Pour Monsieur, в отличие от Moustache, может позволить себе улыбку и легкую небрежность, жизнерадостность, развязность. Он меняет шляпу на легкую кепку и отправляется рыбачить. В аромате много теплого солнца.

Dior Diorissimo 1956

«Прекрасный тандем двух гениев своего времени, Эдмона Рудницкого и Кристиана Диора, подарил миру Diorissimo. Сложный, глубокий, фантазийный аромат. В основе нежные ноты ландыша. Была идея создать очень женственный парфюм, который бы пах чем-то довоенным, чем-то свободным. Почему довоенным периодом пахнет ландыш? Первые ландышевые духи выпустил Герлен (1908), они были очень популярны, поэтому запах ландышей у французов ассоциировался с мирным временем.

Фотографии: parfamour.com

 

4711 KolnischWasser

«Работа Вильгельма Мюлленса (1803). Жасмин, лимон, бергамот и апельсиновый цвет. Первый в мире одеколон, при том не концентрация одеколона имеется в виду. Одеколон - это название парфюма «Кёльнская вода» с немецкого. EaudeCologne. Именно этим одеколоном пользовался Наполеон, запасался тридцатью флаконами на неделю, купался в нем, даже пил. Флакон из моей коллекции произведен в 1940-х годах, скорее всего, это трофейный экземпляр.

4711 KolnischWasser. Флакон 1940-х годов. Фотографии: parfamour.com

  • Винтажная реклама аромата

Изначально «Кельнская вода» лекарственным средством, антисептиком. Потом в нее добавили три компонента: бергамот, розмарин и апельсиновый цвет. Так получился Eau de Cologne, который, впоследствии, выпускался в СССР под названием «Тройной одеколон» (Тройной – от количества ингредиентов)

Фотографии: parfamour.com

«Меня всегда интересовала история каждого флакона моей коллекции. Какую энергетику он в себе несет, кому принадлежал. Вполне возможно, что со многими из этих флаконов связаны истории любви, расставания, встречи, иные яркие события в жизни людей разных стран и эпох. Очень жаль, что не все продавцы пишут историю приобретения или находки. Бывают и прозаичные истории, когда в закрывающемся магазине случайно обнаружили партию непроданных духов, далее ее выставляют на аукционах»

Блог Никиты Спиридонова в Instagram

Сайт: parfamour.com
Текст: Александра Миронова


  • Автор: Radif
  • Опубликовано:

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Читайте также