18+
  • Красота
  • Красота
Красота

Дина Гатина-Шафикова: «Зачастую наши дизайнеры, когда начинают работать в национальном стиле, пускаются в китч»

В рамках Volga Fashion Week научный сотрудник института Марджани рассказала о том, что такое fast fashion, modest fashion, а мы выяснили, какова роль хиппи в развитии локальной моды и почему Айседора Дункан носила татарские сапожки.

FAST FASHION

Что есть глобализация в сфере моды? Это появление различных сетей, как Mango, Zara, H & М, масс-маркета, когда идет общая унификация, упрощение в стиле одежды, упрощение стиля жизни в самых общих вопросах. Возникновение огромного количества магазинов, большого потока одежды, постоянная смена модных тенденций привело к возникновению быстрой моды. Новые поставки одежды в магазинах каждый сезон и есть проявление fast fashion.

Несмотря на то, что мы живем в эпоху глобализации, у общества возникает ответная реакция. Появляется такой термин, как «глокализация», когда подчеркивается локальный аспект глобального и глобальные особенности локального. Это своеобразный ответ глобализационным процессам в обществе с современным культурным универсализмом, нивелирующим этнические особенности.

Принято считать, что этнические мотивы в моде возникают в 60-е, когда появляются хиппи и другие субкультуры. Тогда, действительно, был взрыв использования этномотивов. Но такое наблюдалось и раньше: русские сезоны Дягилева, или эмиграция русского дворянства первой трети ХХ века - все это влияло на моду. Линия украшений от Коко Шанель, в которых использовались русские мотивы, - результат этого явления.

В конце XIX - начале XX века ускоряется сама жизнь. Активно идет переселение из деревень в города. Упрощается сама одежда. Становится проще купить, чем изготовить. Вроде бы идет процесс унификации, когда появляются какие-либо тенденции, они подхватываются магазинами, дальше спускаются к потребителю, но при этом дизайнеры чувствуют, что у людей есть потребности, связанные с этническими особенностями.

Как раз в период 60-х, 70-х, 90-х, появляются африканские, японские и другие мотивы в коллекциях. Обращение дизайнеров к этнике породило глобализацию самого тренда и привело к появлению интернационального стиля в одежде. Мода становится полиэтничной, то есть люди начинают носить одежду, которая им этнически несвойственна. Если первая половина XX века ориентирована на европейскую моду, то уже со второй производитель начинает ориентироваться на этнические мотивы. Вещи с использованием этно-элементов начинают продавать в сетевых магазинах, это уже становится одеждой масс-маркета.

MODEST FASHION

Скромная мода - этим направлением иногда обозначают исламскую моду. Но на деле оно шире.
Во-первых, в Европе и Америке наблюдается усталость от излишней наготы. Среди зарубежных представительниц моды в последнее время чувствуется, что есть некий уклон на более закрытую одежду. Во-вторых, это является проявлением феминизма, женщины противопоставляют себя привычному женскому образу. В-третьих, Европа, Америка сейчас заселяется представителями арабских стран, и их повседневный уклад жизни становится привычным. Для среднестатистического жителя увидеть девушку, женщину в хиджабе – это уже обыденность, причем на неосознанном уровне.

Одна из ярких представительниц направления скромной моды – арабская принцесса и первый редактор журнала Arabia Vogue – Дина аль-Джухани Абдулазиз. Со стороны арабской прессы ее критикуют за несоблюдение принципа скрывания «аурата» - ходит с непокрытой головой. Но для европейских и американских женщин она – путеводная звезда modest fashion.

Считается, что сейчас дизайнеры работают на два рынка – азиатский и русский. То есть это те, которые могут тратить деньги на дорогую и качественную одежду.

Фото: Андрей Высоцкий

МЕСТНЫЕ ДИЗАЙНЕРЫ

Одежда с использованием татарских этномотивов делится на повседневную, праздничную, сценическую или театральный костюм. Также она может быть общемусульманской или национально-татарской.

Зачастую наши дизайнеры, когда начинают работать в национальном стиле, пускаются в китч. По этому поводу хочется сказать про Ульяну Сергиенко. Многие ее ругают за то, что она якобы  превращает в китч русский стиль. Не могу сказать, что мне все у нее нравится, но на ней это смотрится классно. Это порой вульгарно, но это ее стиль.

Но когда я вижу наших дизайнеров... Ну не носимо это! Это приобретает какой-то театральный оттенок. Нужно быть очень национально ориентированным, чтобы носить такое «чересчур». Не приспособлено это под современного покупателя.

Alsu Gilimi – удачный бренд. Она шьет одежду не национально ориентированную, для женщин разной категории, не только для мусульманок. Другой пример – Bella Kareema с магазинами в Москве, Уфе, Чечне.

Но они работают в исламском, не в национальном стиле. На то есть разумное объяснение – так более продаваемо, татарский национальный стиль – это уже более узкая аудитория.

У Гульфии Билаловой есть коллекция «Ляйсан», по национальным мотивам. Для меня это наиболее удачный пример использования традиционного татарского костюма в современной интерпретации. Она учла современные тенденции, то есть это достаточно строгий покрой одежды, но она включила национальные элементы: ак калфак, «ука чачак» – это играет и смотрится современно.

Раньше я думала, что татарскость можно показать только орнаментом. Но нет! Можно также использовать цвет, буквы и целые слова. Интересные работы у бренда Usal. Наши дизайнеры поймали фишку – татарское, значит, узор. И этот узор пускается везде. Mardesign – еще один яркий бренд. У них тоже активно используется узор - от одежды до чехлов на айфоны. Среди молодежи они популярны, это круто. Но, боюсь, долго играть это не будет. Необходимо придумать новые фишки.

КАК ВЫВЕСТИ ЭТО НА МИРОВОЙ УРОВЕНЬ?

Я думаю, процесс пошел давно. Есть фотография, где танцовщица Айседора Дункан уезжает с Есениным на пароходе в Америку, она там в татарских сапожках. О татарских этномотивах знают, просто мы сами пока не умеем себя позиционировать как модные.

По поводу «навязчивого» многоцветья. У нас нет любимых цветов. Многоцветье возникло с появлением химических красителей в XIX веке, с возможностью покупать дешевые красители и окрашивать им ткани. До этого использовались натуральные красители, которые были более приглушенными. В связи с тем, что я работала в Национальном музее, я сталкивалась с большой проблемой по сохранению вещей, химические красители тогда были плохого качества, и они многое испортили, окрашивали другие ткани.

Касаемо татарского узора – для нас больше характерна вышивка. Я думаю, что наша особенность – это узор. Скорее, кожаная мозаика. Но мы часто пытаемся перенести ее на ткань. И тут уже теряется наша индивидуальность. Тут уже неинтересно.

Кожаные сапоги. Могу сказать, что на протяжении всего XX столетия ими закупались как по всей России, так и за пределами. На ярмарках, выставках мы постоянно занимали первые места.
О нашей кожаной мозаике знали и знают. Но наши дизайнеры идут по пути наименьшего сопротивления, скорее, даже удешевления самого процесса. Как я говорила, мы используем традиционный узор кожаной мозаики именно в тканях. Видимо, это ошибка.

Как рекламировать? Есть интернет. По-моему, все активные продажи теперь перешли в сетевое -пространство, у многих дизайнеров там свои представительства, также они стали продвигать продукцию через медийных фигур. Наверное, этому будет способствовать и наша неделя моды.

Записала Гульгена Гимадова

Обложка статьи - бренд Matur.

Комментарии (0)

Купить журнал: