Тимур Тимерзянов: «Есть моменты, когда все буквально вскипает в душе, когда нужно умиротворение»

Он пришел в картинг в тринадцать, в двадцать шесть был двухкратным чемпион Европы по ралли-кроссу в классе Supercars, а сейчас идет первым пилотом в новой команде - World RX Team Austria. И пробует себя в хоккее.

В детстве вы ходили на акробатику. Почему именно туда вас отдали родители?

Я родился в Нурлате, а через полтора года мы переехали в Москву, потому что отец учился в юридической академии. Я был неусидчивым ребенком, постоянно двигался, где-то пропадал - вечерами меня приходилось искать по всему общежитию. В 1990-м мы перебрались в Казань и там я начал ходить на акробатическую гимнастику. Мы жили в Кировском районе, потом на проспекте Победы. А я ездил либо на Центральный стадион, либо в школу на улице Горького. При этом спортсмена из меня не готовили. Хотя отец, по-моему, в юности закончил физкультурный техникум. Он не высокий, но увлекался баскетболом. Я же параллельно занимался дзюдо, интересовался футболом, айкидо. Когда отец перешел на работу в МВД, мы перебрались за город, я ездил в школу с ним. Тогда увлекся картингом, так после учебы пешком ходил в ДК имени Алиша, где зависал на весь день.

Картинг, безусловно, мальчишеский вид спорта.

У меня все окружение увлекалось автомобилями, я смотрел соревнования. В картинге много времени проводишь, даже просто когда возишься с машиной, собираешь, разбираешь. Евгений Шафранов, президент малой академии картинга, постоянно рассказывал нам за чаем интересные истории.

Когда впервые сели за руль авто?

В восемнадцать лет — это был ВАЗ-2108, чемпионат России по автокроссу. У нас пилот завершил карьеру, его машина досталась мне, простая, но достаточная для новичка. Как раз в это время я и сдал на права.

И теперь вы ездите в австрийской команде. Почему выбрали ее?

Вся эта ситуация с европейскими санкциями, отношениями Европы и России привела к тому, что, несмотря на обещанную пролонгацию контракта, Peugeout, с которым я сотрудничал ранее,в последний момент отказался. Мне надо было найти новую команду. У каждого пилота свой стиль вождения, адаптироваться под новую машину сложно, особенно, когда ты ездил на одной три-четыре года. Было две модели, которые работали с такой же компоновкой двигателя. Audi не cмог дать ответа в декабре, а мне с решением тянуть было нельзя, потому что австрийцам требовалось заказать авто (это Ford Fiesta), двигатель, чтобы успеть к началу соревнований. Я обязан, как первый пилот, проехать все двенадцать этапов. Сейчас, в мае, прошло три. Оказалось, что мы можем ехать быстро, но у нас есть проблемы с надежностью, в частности, с рулевой рейкой. Она электронная, поставляется от производителя, при контакте с поребриком, ямой - отключается. Надо менять ее конструкцию, а тут - этап за этапом, не успеваем...

Вы работаете на результат или шоу? Вас часто хвалят за эффектное вождение.

Главное - время. Эффектные печальные) моменты случаются во время баталий, когда ситуация, кажется, на грани. Здесь главное - никогда не унывать, не опускать руки. Всегда можно успеть прыгнуть в последний вагон. На самом деле, красиво получается, когда ты не можешь контролировать автомобиль и прибегаешь к использованию ручника.

Вы в машине и вне ее - разный?

Наверное, да. Но и в жизни, и на соревнованиях у меня есть правило — уважать других. Я не поклонник агрессивной езды. Не надо выбивать кого-то с трассы, надо доказывать свое право на победу скоростью. Хотя вытолкнуть коллегу проще, чем его обогнать. Так же я веду себя в жизни. Впрочем, некоторые пилоты порой позволяют себе лишнего, приходится их ставить на место.

При этом вы все еще занимаетесь бизнесом?

Да, я являюсь сотрудником российской IT-компании. При этом сейчас все больше внимания надо уделять спорту, работе над собой, тренировкам.

Вы постоянно в Европе. Что для вас, в этом случае, Казань?

Это место, где можно сконцентрироваться, подумать, сделать выводы. Это мой дом, куда я приезжаю между соревнованиями. К примеру, после этапа в Германии, когда было много проблем на трассе. Состояние - взвинченное. Я приехал в Казань, чтобы отметить 9 мая с родными в домашней обстановке, увидеться с друзьями, перезагрузиться. На гонках же стараешься от всех абстрагироваться, поэтому поддержки близких не хватает.

Где вы ездите по Казани?

Маршруты давно определены. Стадион «Казань Арена», где работают мои партнеры, Квартал, где я обедаю, центр, где проходят тренировки по хоккею, где мой дом. Редко выбираюсь куда-то далеко.

Вам интересен титул чемпиона мира?

Конечно, да, но для этого надо очень много работать. И я это понимаю. Я никогда не ставил цель, к примеру, стать чемпионом Европы. Результат придет сам собой. Сейчас немного отступила удача, но скорость есть, значит, нужна стабильность. Надо уметь себе доказывать, что ты можешь.

Вы когда-нибудь «выключаетесь»? Может, ездите на рыбалку?

Есть моменты, когда все буквально вскипает в душе, когда нужно умиротворение. К примеру, помогает сон: после гонок, долгого перелета достаточно встать попозже. Вообще, мы ездим на рыбалку. В последний раз - перед этапом в Норвегии в том году, чтобы разрядиться. Хотя меня рыбалка не нравится. Просто сидишь и крутишь удочку...

Значит, хоккей?

Это динамичная игра, в которой я расходую адреналин вне гонок. Я пробовал выйти на лед в восемнадцать, но тогда это было несерьезно. Сейчас я занимаюсь с тренером, учусь, осваиваю тактику. Это второй вид спорта, который мне по душе.

Какая ментальность вам ближе — российская или европейская?

Все заложено здесь. Местная мне понятнее, наша целеустремленность, то, что мы адаптированы к любым условиям жизни. Европейцы живут достаточно расслабленно, не напрягаясь. Мы же все замечаем, все обрабатываем, делаем выводы. И если нам говорят «надо» - мы на все готовы. Европа живет по часам - и в шесть уходит домой.

 

Чемпионом FIA European Supercars RX в 2012-2013 годах Тимерзянов стал в команде Hansen Motorsport на машине Citroen DS3, стоимость которой — триста пятьдесят тысяч евро.Его отец — генерал МВД. Мать — заместитель генерального директора компании «ТРК «Новый Век» – «ТНВ» Мадина Тимерзянова. У него два высших образование — экономическое и юридическое. Заслуженный мастер спорта России.

Текст: Радиф Кашапов

Фото: Сергей Калашников

Radif,
Комментарии

Наши проекты