18+
  • Развлечения
  • Театр
Театр

Фарид Бикчантаев доказывает, что все люди — братья

«Взлетел петух на плетень» («Әтәч менгән читәнгә») – рекордсмен премии «Тантана»: у него шесть номинаций. Спектакль по повести Аяза Гилязова соревнуется в категориях «Событие года», «Лучшая мужская роль», «Лучшая женская роль второго плана», «Лучшая мужская роль второго плана», «За актерский ансамбль» и «Дебют». Разбираемся, почему.

Десять лет Рамиль Тухватуллин, коронной ролью которого был Булат в «Голубой шали», снимал кино, работал чиновником и даже оказался в Качаловском. Теперь же на сцене он поет в новом спектакле с нынешним Булатом, Ришатом Ахмадуллиным: Эльмир Низамов сочинил несколько песен в духе американских мюзиклов — скажем, про любовь к огурцам в стиле соул. Все вместе поначалу кажется красивым оммажем к постановкам девяностых с элементами шоу, но чем дальше, тем меньше в происходящем времени, а больше вопросов.

Основа спектакля — прозаический текст Аяза Гилязова, который актера декламируют, иногда играя и драматургические сцены. Как они сами говорят, сначала это произведение, которое по сюжете схоже  с «Повестью о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», пытались делать без авторских вкраплений.

Но именно смешивание лирических отступлений, пояснений и реплик героев получилось лучше всего, к тому же само действие насыщено до предела, при этом Гилязов словно бы готовил повесть для постановки. Он поясняет каждое действие героев, вскрывая потаенные причины и их личностей, и этого мира в целом. Внезапно деревня Язкилде становится центром вселенной, в которой одновременно могли бы найти вдохновение и Маркес, и Шедрин.

В основе — ссора соседей, Салахутдина (это Тухватуллин) и Мирфатыха (это Минвали Габдуллин), в которую ввязываются их многочисленные семьи. В некоторых мизанценах они сидят в плетеных коконах, будто бы королевичи и королевны, а может, куколки, замурованные в стереотипах.

Всему причиной - зависть, желание быть лучше, пустить пыль в глаза, из-за чего друзья начинают соревноваться в крохоборстве, делить территорию, из-за чего у каждого участника на сцене находится свой личный враг. Больше всего "повезло" Гульчачак Гайфутдиновой, которая играет медсестру Вазилю, проходящую путь от заносчивой интриганки до человека, который готов признаться в любви своим иллюзиям. По тексту она хочет выйти замуж за соседского Джамиля (Ришат Ахмадуллин) и уехать из деревни, когда тот мечтается в селе остаться. Еще одна линия расстроенная дружба новичков сезона Эльвира Салимова (Мидхат) и Алмаза Бурганова (Хайдар), чье ребяческое соперничество подчеркивается гонкой на игрушечных автомобилях. И далее, и далее... Все закончится травмами, совместимыми с жизнью. А потом выяснится, что Салахутдин и Мирфатых в пылу драки забыли, что у них общие родственники.

Бикчантаев — не единственный, кто взялся в этом сезоне за советский материал. В Тинчуринском сейчас идет комедия Хая Вахита «Скрытые следы», где одна из сюжетных линий — совершенно непонятная молодежи борьба за некое место в некоем райкоме. В Камаловском, благодаря бравурным маршам, цветастым нарядам словно с плакатов совдепа также царит бодрый предперестроечный дух.

Но текст Гилязова, написанный в 1979-1980, с «Жигулями», «Москвичами» и шифоньерами, как фетишем, однако, оказывается более вневременным: добродушие, прямолинейность актеров настолько завлекает, что после просмотра страшно читать «Фейсбук» с его дикими новостями. Ссоры на пустом месте - это то ли об Украине и России, то ли о жутком взаимном троллинге татарском националистов в сетях, что называется, режиссер только наметил вектор, а остальное - дело зачитанности зрителя.

Роль истинного двигателя сюжета поначалу неясна, но к концу спектакля на сцене воцаряется Равиль Шарафиев в роли смотрители пожарной каланчи (словно пришедшей к нам из постановки "Старика из деревни Альдырмыш", где Шарафеем многие годы играл роль Смерти) . Здесь аксакал театра по тексту сам готовится уйти в мир иной, и, по поверьям, лечь на новом кладбище, чтобы утянуть за собой всех родственников. И это его желание станет причиной, что герои вспомнят о себе кое-что простое важное, и это его монолог окажется единственным мрачным пророчеством, что скоро вся деревня будет населена Кирамами (Фанис Зиганша), топящим тоску в алкоголе. В конце он медленно заберется на каланчу и колокол пробьет, а потом и петух закричит — как предвестник нового утра, сулящего только хорошее.

Текст: Радиф Кашапов

Фото: Юлия Калинина

Места:
Татарский государственный Академический театр имени Г.Камала

Комментарии (0)

Купить журнал: