Сегодня – на «Первом», завтра – на сцене

До 1 октября открыта подача пьес на конкурс от новоявленного центра современной драматургии и режиссуры «Первый». О его работе, о задачах конкурса и о том, как татарстанской театральной жизни выйти из провинциальности рассказал председатель жюри, завлит Камаловского театра Нияз Игламов.

Фото Юлии Калининой

Почему центр современной драматургии и режиссуры получил название «Первый»?

Это название, отражающее амбиции. Центр хоть и называется «Первым», но такой опыт есть в других городах. В первую очередь — в Москве, где родился фестиваль «Любимовка», в Екатеринбурге, где сформировалась школа современной драматургии Николая Коляды, в Тольятти, Ижевске и даже Уфе. Казань довольно долго в театральном смысле была глухой провинцией. Это не касается традиционной для репертуарного театра работы, скорее, проектной деятельности. Зато мы сейчас семимильными шагами догоняем все важные современные тенденции и уже постепенно выходим в лидеры процесса. Хорошо, что есть поддержка республиканских властей. Я не сервильный человек, но в отличие от того же Мединского, наши руководители в сфере культуры глубоко осведомленные в своем деле и адекватные люди. Поэтому многие проекты, которые схлопываются в Москве и в других регионов, у нас получают новую жизнь.

Чем ваш конкурс отличается от других, в частности, от «Новой татарской пьесы»?

У нас открытый билингвальный конкурс, который призван создать единое поле для пишущих людей. Татарстанские драматурги разобщены. Я знаю известных драматургов, которые ходят только на постановки своих текстов. Авторы должны общаться вне зависимости от того, на каком языке пишут. Тогда возникнет среда, а она важнее одиноких гениев. Нас интересуют люди, мыслящие современно. Речь не о возрасте автора, а о его взгляде на жизнь. Мы не конкурируем с «Новой татарской пьесой». У нас не так много средств, не такое большое жюри. Зато у нас есть искреннее желание продвинуть новых авторов, либо уже состоявшихся, которые хотят писать на заповедные для репертуарных театров темы, то есть заниматься продюсированием. Далее, у нас «кластерный» подход. На первом этапе будет сформирован шорт-лист и названы три лучшие пьесы, затем пройдут читки, затем будут поставлены эскизы. Театры не смогут теперь легко отмахнуться от авторов, да и невыгодно им это будет делать. Новые тексты пройдут апробацию. Театры не виноваты, что не хотят рисковать средствами и зрительским вниманием. А тут сразу станет понятно из читки, эскиза – хороший текст или нет. А авторы увидят себя со стороны, услышат сценическое исполнение своих текстов, что важно для их творческого роста. А главное – весь процесс увидят зрители, чья реакция, в конечном счете, многое решит.

Юлия Захарова, Нияз Игламов, Анастасия Радвогина

В каком формате проходит конкурс?

Пьесы принимаются по следующим направлениям: межнациональные контакты, татарский национальный фольклор, Казань и Татарстан в произведениях литературы и детская драматургия. Перед запуском конкурса мы собрали интересных нам пишущих людей и предложили поучаствовать. Это позволит получить костяк пьес достаточно высокого качества. Но мы хотим открыть и новые имена.

В жюри, кроме меня, входят доцент кафедры зарубежной литературы КФУ Елена Шевченко и завлит Качаловского театра Диляра Хусаинова. Прекрасно, что и театр Камала, и театр Качалова поддерживают этот проект. Но главные люди в центре современный драматургии и режиссуры «Первый» - это его директор Анастасия Радвогина и художественный руководитель Юлия Захарова. Я вообще – сбоку припека, на первых порах помогаю этим самоотверженным и талантливым девочкам. Хотя создание такого центра положительно отразится на всех казанских театрах, в том числе и на нашем, разумеется.

Что значит современная пьеса?

Это не просто пьеса, написанная сегодня и на злобу дня. Тема важна, конечно, но гораздо важнее новый язык. Тот, на котором разговаривают реальные люди, а не литературные герои. Сегодня многие не понимают, что Островский когда-то был современным драматургом, а Малый театр – аналогом нынешнего «Театра.doc». Мы хотим, чтобы драматурги, соблюдая тематическую актуальность, написали лексически достоверные работы. Элемент языковой документалистики обогащает пьесу, поэтому у драматурга должен быть отличный слух.

Конкурс будет ежегодным?

Пока не знаем. Сейчас мы хотим выявить пишущих людей, а на следующий год мероприятие будет, скорее всего, образовательного характера, с мастер-классами и семинарами.

vk.com/centrpervii


Наши проекты

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Читайте также

По теме