18+
  • Развлечения
  • Театр
Театр

Фестиваль «Науруз»: первыми пришли казахи, крымские татары и литовцы

Зампредседателя Государственного совета Республики КрымРемзи Ильясов сообщил, что Крым впервые принимает участие в фестивале. По его словам, хотелось бы, чтобы следующий «Науруз» посвятили полуострову, где живут крымские татары. Они имеет свою культуру, свой язык, относящийся к тюркской языковой группе. Источник: "Татар-информ" http://www.tatar-inform.ru/news/2015/06/01/457324/

 

Спектаклем «Заклятие Коркута» Казахского академического театра драмы имени Ауэзова и концертом группы «Туран» открылся накануне театральный фестиваль тюркских народов «Науруз». От литовского следа к алтайской попсе - в нашем репортаже.

Нынешний фестиваль посвящен Казахстану, но самую продолжительную речь на открытии выдал заместитель председателя Государственного Совета Республики Крым Ремзи Ильясов (впервые на «Науруз» приехал иКрымскотатарский академический музыкально-драматический театр). Он заявил: «Хотел бы, чтобы следующий фестиваль вы посвятили Республике Крым, где тоже живет и здравствует тюркский народ, крымскотатарский народ». И если татарские зрители что-то понимали, то гостям из-за рубежа и Москвы оставалось только догадываться о смысле его фраз. Так что казахстанская делегация предпочла говорить уже не только на родном, но и на русском.

Резюмировал происходящее главный режиссер Камаловского Фарид Бикчантаев, сказавший: «У меня в связи со всем вышесказанным - две прекрасные новости: во-первых, завтра обещают дождь! И во-вторых, фестиваль «Науруз» открыт!».

На русском же осуществлялся перевод открывавшего фестиваль спектакля-легенды «Заклятие Коркута» Казахского государственного академического театра драмы имени М.Ауэзова. Ставил его в литовский режиссер Йонас Вайткус,бывщий главным режиссером Шяуляйского, Каунасского, Государственного литовского драматического театра. Ныне он художественный руководитель Русского драматического театра Литвы. Литовский десант в Казахстане был дополнен композитором и художником-постановщиком, впрочем, в Казани их не было.

Коркут - герой тюркских народов, поэт-песенник и композитор IX века, по легенде нашедший бессмертие в искусстве. Особенности метафоричной литовской режиссеры Вайткус помножил на казахскую ритуальность, усмирив буйную эмоциональность, характерную для тамошних актеров. Так что на сцене маски, бубны, а ля античный хор соседствовали с видеорядом, кубом-экраном, лазерами, а мусульманские молитвы - выходом некоего языческого бога. А сам Коркут играл не на кубызе, а на гораздо более выразительном по виду полене.

Председатель коллегии критиков фестиваля Алексей Бартошевич на разборе поражался тому, как два столь далеких народа смогли найти точки соприкосновения, в то время как питерский театровед Надежда Стоева указывала, что ей, как «неофиту» в области казахской культуры, спектакль показался перегруженным символикой и требующим дополнительных объяснений. При этом всех поражала игра главного героя - Дулыга Акмолда вещает практически в одиночку (и при поддержке хора) значительную часть спектакля, не снижая уровня драматичности ни на миг.

Завершал вечер фуршет на набережной Кабана, которая этим летом стала площадкой ресторана «Хумо». Так что зрителям, пришедшим без бейджей, пришлось довольствоваться видом пятачком на входе. Что, впрочем, не снижало энергетики казахской группы «Туран», который даже в достаточно теплый вечер не снимал даже вне сцены меховые сценические костюмы. От песен в духе мини-спектаклей, исполненных на народных инструментах, они постепенно перешли к плясовым (которые, казалось, мог бы исполнять Борис Гребенщиков - было в них что-то русское). И тут перед ними начали страстно вытанцовывать соотечественницы в современных платьях, к которым присоединились мужчины. Возможно, такое каждый день происходит в Казахстане, но в Казани, наверное, в первый раз. После чего градус интернационализма повысился при появлении некоего  алтайского поп-певца, а объединил бывшие братские народы СССР Юрий Антонов и группа «Мираж» - в исполнении кавер-бэнда «Австралия».

Между тем, фестиваль продолжается, причем некоторые спектакли идут и днем, а вечерами, помимо театра, зрителей ждут на открытых лекциях.

Радиф Кашапов

Фото: Юлия Калинина

Места:
Татарский государственный Академический театр имени Г.Камала

Комментарии (0)

Купить журнал: